EUR
4792.82
(+95)
USD
4098.37
(+28)

Новости:

Постановление Президента Республики Узбекистан


№155/2017
10 августа 2017

Об организации специальных заочных отделений по педагогическим
направлениям в высших образовательных учреждениях

На сегодняшний день в системе народного образования функционируют 15359 образовательных учреждений, в том числе 4893 дошкольных образовательных учреждения, 9680 общеобразовательных школ, 23 дома милосердия, 304 детских школы музыки и искусства, 211 центров "Баркамол авлод", 227 детско-юношеских спортивных школ. В них осуществляют свою трудовую деятельность 97564 педагога, являющихся выпускниками средних специальных, профессиональных колледжей и учебных заведений.

В целях удовлетворения потребности этих образовательных учреждений в педагогических кадрах с высшим образованием по направлениям дошкольного, начального образования, музыки и изобразительного искусства, иностранных языков, трудового обучения, физического воспитания и по другим предметам, улучшения качества образования путем совершенствования системы подготовки высококвалифицированных педагогических кадров на местах и обеспечения ими образовательных учреждений районов и сельских местностей:

1. Согласиться с предложением Министерства народного образования, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства экономики, Министерства финансов Республики Узбекистан, а также Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента об организации начиная с 2017/2018 учебного года специальных заочных отделений по педагогическим направлениям в высших образовательных учреждениях.

2. Утвердить перечень высших образовательных учреждений, в которых организуются специальные заочные отделения по педагогическим направлениям, согласно приложению.

Предоставить право Государственной комиссии по приему в образовательные учреждения Республики Узбекистан вносить изменения и дополнения в настоящий перечень.

3. Установить, что:

прием на направления бакалавриата специальных заочных отделений, организованных в структуре высших образовательных учреждений, осуществляется из числа лиц, имеющих среднее специальное, профессиональное образование, а также практический педагогический стаж работы не менее трех лет и рекомендации министерств и ведомств на основе потребностей подведомственных дошкольных, школьных и внешкольных образовательных учреждений в педагогических кадрах;

обучение на специальном заочном отделении осуществляется на платно-контрактной основе. Стоимость обучения одного студента в год по направлениям образования определяется в установленном порядке;

студентам, обучающимся на специальном заочном отделении, на время сдачи экзаменов, зачетов, выполнения дипломных, курсовых, лабораторных и других учебных работ в течение учебного года два раза по одному месяцу предоставляются учебные отпуска с сохранением заработной платы по основному месту работы. При этом учебные отпуска, как правило, предоставляются в период зимних и летних каникул общеобразовательных учреждений, с сохранением также порядка предоставления студентам-заочникам трудовых отпусков в установленном порядке;

учебные часы студентов в период их пребывания на учебе в высших образовательных учреждениях проводятся преподавателями (сотрудниками) образовательных учреждений, направивших их на учебу, по условиям почасовой оплаты труда;

при поступлении на специальное заочное отделение между министерством или ведомством, высшим образовательным учреждением и студентом составляется трехсторонний договор с обязательством отработки им сроком не менее пяти лет после завершения обучения на месте работы (в образовательном учреждении), указанном в направлении организации, предоставившей рекомендацию на учебу;

соотношение численности студентов на одного преподавателя на специальных заочных отделениях устанавливается на основе нормативов, определенных законодательством, исходя из специфики направлений образования;

организацией учебного процесса на специальном заочном отделении в высшем образовательном учреждении руководит руководитель отдела со статусом декана факультета.

4. Предоставить право Государственной комиссии по приему в образовательные учреждения Республики Узбекистан на 2017/2018 учебный год утверждать:

перечень министерств и ведомств, рекомендующих на учебу на специальные заочные отделения высших образовательных учреждений;

квоты приема на специальные заочные отделения с учетом предложений министерств и ведомств на основе потребностей дошкольных, школьных и внешкольных образовательных учреждений;

порядок и критерии приема на специальные заочные отделения, а также форму трехстороннего договора.

Квоты приема на последующие учебные годы определяются в установленном для высших образовательных учреждений порядке.

5. В высших образовательных учреждениях, в которых организуются специальные заочные отделения по педагогическим направлениям, получение второго и последующего высшего образования организовать в заочной форме обучения. При этом определить получение второго и последующего высшего образования со 2-го курса бакалавриата (независимо от разницы дисциплин в учебных планах) в срок не менее трех лет.

Началом учебного процесса на специальных заочных и заочных отделениях в 2017/2018 учебном году, в порядке исключения, определить 1 октября текущего года.

6. Министерству народного образования и Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан в срок до 30 сентября 2017 года:

обеспечить проведение на высоком уровне приема студентов на 1-й курс специальных заочных отделений высших образовательных учреждений;

утвердить учебные планы и программы направлений образования специальных заочных отделений высших образовательных учреждений, а также принять меры по обеспечению их соответствующей учебной литературой;

сформировать высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав для проведения занятий на специальных заочных отделениях по педагогическим направлениям;

совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан внести соответствующие изменения в утвержденные высшими образовательными учреждениями штатные расписания, сметы доходов и расходов и обеспечить их регистрацию в установленном порядке.

7. Определить Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами базовым высшим образовательным учреждением по квалификационным требованиям, учебным планам и программам, созданию учебной и учебно-методической литературы для направлений образования специальных заочных отделений, а также создать при нем Координационный совет учебно-методической деятельности высших образовательных учреждений, в которых организованы специальные заочные отделения по педагогическим направлениям.

Определить основными задачами Координационного совета:

обеспечение развития содержания образования по подготовке педагогических кадров для общеобразовательных школ, дошкольных и внешкольных образовательных учреждений на специальных заочных отделениях в соответствии с современными требованиями, а также осуществление научно-методического руководства данным процессом;

усовершенствование на системной основе квалификационных требований, учебных планов и программ с учетом внедрения передового зарубежного опыта, современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс на специальных заочных отделениях;

организацию привлечения в учебный процесс на специальных заочных отделениях ученых в области педагогики и высококвалифицированных специалистов республики;

координацию научных исследований, направленных на решение актуальных научных проблем сферы педагогики, в том числе проведение фундаментальных, прикладных и инновационных исследований;

организацию мероприятий, направленных на повышение социального уровня и престижа профессии педагога в обществе, в том числе по профессиональной ориентации молодежи на профессию учителя;

реализацию системных мер по повышению научно-педагогического потенциала высших образовательных учреждений, в которых действуют специальные заочные отделения, в частности, по целевой подготовке научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, переподготовке и повышению квалификации педагогиче­ских кадров высших образовательных учреждений в регионах.

8. Министерству народного образования, Минис­терству высшего и среднего специального образования и Министерству финансов Республики Узбекистан начиная с 2017/2018 учебного года принять конкретные меры по финансированию мероприятий по обеспечению Ташкентским государственным педагогическим университетом высших образовательных учреждений, в которых организованы специальные заочные отделения по педагогиче­ским направлениям, необходимой учебной и учебно-методической литературой.

9. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан в месячный срок разработать порядок и критерии приема на специальные заочные отделения, а также формы трехстороннего договора, и представить в установленном порядке в Кабинет Министров для утверждения.

10. Министерству народного образования Республики Узбекистан совместно с Министерством высшего и среднего специального образования, заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок:

внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по внесению изменений и дополнений в законодательные акты, вытекающих из данного постановления;

привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с данным постановлением.

11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и Государственного советника Президента Республики Узбекистан Юнусходжаева А.Н.

Президент
Республики Узбекистан
Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

9 августа 2017 года

 

 

Комментарий

к постановлению Президента Республики Узбекистан "Об организации специальных заочных отделений по педагогическим направлениям в высших образовательных учреждениях"

В годы независимости в нашей стране проделана масштабная системная работа, направленная на развитие образовательно-воспитательной системы, соз­дание необходимых условий для повышения интеллектуального потенциала молодежи посредством обучения современным знаниям, достижение ею своего достойного места на международной арене. Так, в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, принятой по инициативе Президента Республики Узбекистан, определены важнейшие направления, связанные с дальнейшим совершенствованием в стране системы непрерывного образования, обеспечением всестороннего интеллектуального, эстетического и физического развития молодежи на основе качественного образования, высокой квалификации учителей.

В нынешнее время глобализации несравнима роль учителей образовательных учреждений в защите молодежи от чуждых нам идей, укреплении ее идеологиче­ского иммунитета против идейных и информационных угроз, всестороннем нравственном воспитании путем передачи знаний, соответствующих современному уровню развития науки, техники и технологий.

На сегодняшний день учащаяся молодежь республики получает образование и воспитание в 15359 образовательных учреждениях, в частности, 4893 дошкольных образовательных учреждениях, 9680 общеобразовательных школах, 23 домах Мехрибонлик, 304 детских школах музыки и искусства, 211 центрах "Баркамол авлод", 227 детско-юношеских спортивных школах. В данных образовательных учреждениях трудятся 97564 педагога, имеющих среднее специальное образование, окончивших средние специальные, профессиональные колледжи или ранее - училища. Число учителей со средним специальным образованием составляет в Кашкадарьинской области - 13048 человек, в Сурхандарьинской области - 9447, в Самаркандской области - 8907, в Республике Каракалпакстан - 4835, в Ташкентской области - 5004, в Наманганской области - 4653, в Хорезмской области - 4192, в Андижанской области - 4260, в Бухарской области - 3366, в Джизакской области - 1871, в Ферганской области - 2048, в Навоийской области - 1282 человека.

Из 112261 учителя, осуществляющих свою деятельность в общеобразовательных школах, 41718 (37,2 процента) имеют среднее специальное образование. В частности, учителя начального образования со средним специальным образованием составляют в Кашкадарьинской области 9014 человек (62,1 процента), в Сурхандарьинской области - 6035 (53,2 процента), в Республике Каракалпакстан - 3144 (41,4 процента), в Самаркандской области - 5551 (42,7 процента).

Из 57974 педагогов, осуществляющих деятельность в дошкольных образовательных учреждениях, 36305 (63 процента) имеют среднее специальное образование.

В связи с этим принятое постановление Президента Республики Узбекистан "Об организации специальных заочных отделений по педагогическим направлениям в высших образовательных учреждениях" предусматривает реализацию мер, направленных на повышение качества обучения и воспитания в общеобразовательных школах, дошкольных и внешкольных образовательных учреждениях путем подготовки для них в высших образовательных учреждениях учителей, владеющих современными методами обучения, создание необходимых условий для расширения возможности получения высшего образования учителями со средним специальным образованием.

В соответствии с постановлением в целях улучшения качества образования посредством обеспечения потребности в учителях и воспитателях по направлениям дошкольного, начального, музыкального образования, трудового обучения, изобразительного искусства, иностранных языков, физического воспитания и другим предметам начиная с 2017/2018 учебного года в 15 высших образовательных учреждениях организуются специальные заочные отделения. В свою очередь это создает условия для получения высшего образования учителями, осуществляющими деятельность в отдаленных районах страны, сельской местности, в высших образовательных учреждениях, расположенных в центрах областей, в которых они проживают.

Прием на направления образования бакалавриата специальных заочных отделений, организуемых в сос­таве высших образовательных учреждений, будет осуществляться из числа педагогических кадров, имеющих среднее специальное, профессиональное образование и стаж практической работы не менее трех лет, а также рекомендации, выдаваемые соответствующими министерствами и ведомствами на основе потребностей общеобразовательных школ, дошкольных и внешкольных образовательных учреждений.

Еще один важный аспект постановления связан с предоставлением студентам специального заочного отделения ряда льгот. В частности, студентам, обучающимся на специальном заочном отделении, будет предоставляться два раза в год месячный учебный отпуск на время сдачи экзаменов, зачетов, выполнения дипломных, курсовых, лабораторных и иных учебных работ с сохранением их заработной платы по основному месту работы. При этом, как правило, учебные каникулы будут предоставляться в период, совпадающий с зимними и летними каникулами в общеобразовательных учреждениях, и для студентов-заочников будет сохранен порядок предоставления ежегодных трудовых отпусков в установленном порядке.

При поступлении студентов на специальное заочное отделение между министерством или ведомством, выдающим рекомендацию, высшим образовательным учреждением и студентом будут составляться трехсторонние договоры с обязательством отработки после окончания учебы сроком не менее пяти лет на рабочем месте (образовательном учреждении), указанном в направлении организации, выдавшей рекомендацию.

Постановлением установлено, что получение второго и последующего высшего образования в высших образовательных учреждениях, в которых организуются специальные заочные отделения, будет организовано в заочной форме, при этом получение второго и последующего образования определено со 2-го курса (независимо от разницы в предметах учебного плана) сроком не менее трех лет.

Следует отметить, что учебный процесс в форме заочного и специального заочного образования в 2017/2018 учебном году начинается, в виде исключения, с 1 октября текущего года.

Согласно постановлению Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами определен в качестве базового высшего образовательного учреждения по созданию квалификационных требований, учебных планов и программ, учебно-методической литературы по направлениям образования специального заочного отделения, и при нем будет функционировать Координационный совет, координирующий учебно-методическую деятельность высших образовательных учреждений, в которых организованы специальные заочные отделения по педагогическим направлениям. Также в постановлении определены основные функции Координационного совета, связанные с обеспечением гармоничного совершенствования содержания подготовки кадров в соответствии с современными требованиями.

Соответствующим министерствам и ведомствам поручено обеспечение проведения на высоком уровне приема студентов на 1-й курс специального заочного отделения на 2017/2018 учебный год, утверждение учебных планов и программ направлений образования, принятие мер по обеспечению дисциплин учебной литературой.

Также поставлена задача, связанная с формированием высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава для преподавания на специальных заочных отделениях по педагогическим направлениям.

Принятие постановления Президента Республики Узбекистан "Об организации специальных заочных отделений по педагогическим направлениям в высших образовательных учреждениях" наряду с обеспечением потребностей дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ в педагогических кадрах расширяет возможности получения высшего образования молодежью, осуществляющей педагогическую деятельность, имея среднее специальное образование, что в свою очередь послужит повышению роли и прес­тижа педагогической профессии в обществе, в частности, ориентации молодежи на учительский труд на системной основе. Настоящее постановление придаст новый импульс дальнейшему развитию системы непрерывного образования нашей страны, обеспечению гармоничного развития, интеллектуального и нравственного воспитания молодого поколения.

 



Также в разделе:

№75/2017

Информационное сообщение о заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан

18 апреля 2017 года состоялось заседание Кабинета Министров, посвященное итогам социально-экономического развития республики за I квартал текущего года и выработке дополнительных практических мер по безусловному обеспечению реализации важнейших приоритетов и задач экономической программы на 2017 ... Подробнее
№25/2017

Указ Президента Республики Узбекистан

О мерах по дальнейшему совершенствованию института махалли В целях повышения эффективности деятельности органов самоуправления граждан, превращения института махалли в самую близкую к населению, народную структуру, реализации прав на объединение в ассоциацию, представляющую общие интересы схо... Подробнее

КАИРСКИЕ ВСТРЕЧИ ИСЛАМА КАРИМОВА

Каир, 18 апреля. Сообщает специальный корреспондент УзА Анвар Бабаев. Церемония официальной встречи Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова состоялась во дворце Президента Арабской Республики Египет. Ислам Каримов и Хосни Мубарак поднялись на подиум. В честь Президента Узбекистана был выст... Подробнее
Регионы