09 Декабрь 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +8,3 °C

Культура
7 Ноя  2019 780

Эксперименты со смыслом

В Ташкенте вновь прошли гастроли Республиканского немецкого драматического театра из Казахстана.

Фото Александра Раевского.
На снимках: "Сцены из Фауста".

Единственный сценический коллектив этой диаспоры в СНГ существует уже 39-й год и известен самой широкой публике своей смелой репертуарной политикой. В афише соединяются немецкие, казахские и русские произведения разных периодов, пропущенные сквозь современную линзу восприятия.

Прошлым летом гастроли гостей у нас были очень успешными. Ташкентцев впечатлило творческое переосмысление классики - "Ревизора" Гоголя и "Трех сестер" Чехова, а также "Карагоз" Ауэзова, позволившее сделать еще более очевидной остроту и актуальность оригиналов. Удачным дополнением служил "Финальный хор" по пьесе ныне живущего автора из Германии Бото Штрауса.

На этот раз алматинцы привезли в "Ильхом" две постановки по классике и две современные, демонстрирующие пестроту тем и жанров. Режиссер во всех случаях - глава театра Наташа Дубс, отдавшая ему уже 25 лет.

О наших днях рассказывают комедия "Бреющие полеты" по произведению "Царица-лягушка" Керстин Шпехт - представительницы современной немецкой драматургии - и мелодрама "Лист подарочной бумаги" австрийской писательницы XX века Эрики Миттерер. Гастроли открывала первая, описанная как "кухонная сказочка" о семейных буднях. Показанное на сцене с трудом поддается описанию, да и авторы не предлагают никаких объяснений по поводу появления отдельных героев или их действий. Удачные моменты сменяются невнятными, смешные шутки - раздражающим шумом, и довольно часто зритель может воскликнуть: "Да что тут вообще происходит?" Сложно сказать, почему именно эту легковесную постановку с неоднородным артистическим составом выбрали для гастролей, ведь она, увы, не дает должного представления о недюжинном потенциале труппы.

Иное послевкусие оставили спектакли по известнейшим литературным первоисточникам, по-своему переработанные коллективом. "Сцены из Фауста" по книге Гете - о вековом противостоянии света и тьмы, поиске смысла бытия и познании самого себя. Под музыку Игоря Стравинского их ярко разыграли ведущие артисты - Ирка Абдульманова, Антон Дударев, Дания Абсалямова, Светлана Скобина и другие.

Хорошо знакома театралам и драма "Пробуждение весны" Франка Ведекинда - о столкновении искренности, чистого порыва чувств с ханжеской реальностью. Настоящей славой окружен созданный по ее мотивам бродвейский мюзикл.
В Алматы автором инсценировки выступила Марен Пфайффер из Бонна. А донести ее замысел взялись талантливые представители разных поколений - Кульбану Ашимова, Данияр Батыков, Александр Дар, Тимур Бонданк и их товарищи. Написанная больше столетия назад история прозвучала живо и понятно для сегодняшней аудитории, подчас обремененной теми же условностями, что и главные герои.

Актеры из Казахстана признавались, что выступать на сцене "Ильхома" для них честь. А наш зритель по достоинству оценил их погружение в образы и смелость экспериментов со смыслом, умение совместить собственно текст пьесы с необычными, но весьма убедительными пластическими и звуковыми решениями. На каком бы языке они не играли - немецком, казахском или русском, в большинстве случаев можно было обойтись без перевода. Потому провожали артистов не только аплодисментами, но и пожеланиями еще не раз увидеться в Узбекистане.

Рамиль Исламов.

Опубликовано в газете «Правда Востока» №225 от 7.11.19.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech