21 Февраль 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +17,5 °C

Культура
18 Дек  2019 697

Стремясь сохранять и приумножать культурное наследие

Широко известно, что в подходящем к концу году проведена большая работа по развитию сферы культуры. Реализуется ряд проектов: снимаются фильмы, проходят вернисажи, издаются новые литературные произведения, каждое из которых находит своего читателя. Сфера претерпела массу положительных изменений. Образован ряд новых организаций и учреждений, разработана система по сохранению уникальных образцов узбекского классического и фольклорного искусства, развитию самобытных исполнительских школ и традиций. Важным шагом стало проведение раз в два года Международного фестиваля искусства макома, а также Международного фестиваля искусства бахши, которые способствуют повышению престижа уникального наследия нашего народа на мировой арене. Но что же стало определяющим для направления в этом году?

Государство поддерживает перемены к лучшему

Основной тон новым свершениям, изменениям и реформам в сфере, конечно, задало постановление Президента
"Об утверждении концепции дальнейшего развития национальной культуры в Республике Узбекистан" от 28 ноября 2018 года. Этот документ оказался необходим для сохранения сформировавшихся на протяжении многих веков национальных ценностей и духовного наследия нашего народа, гармоничной интеграции в международную среду, широкой пропаганды и повышения статуса национальной культуры в мировом масштабе.

Документ обозначил комплексные мероприятия, направленные на повышение духовности народа, его просвещение, укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства, поддержку представителей сферы. И 2019-й как раз стал временем для их осуществления, демонстрации имеющегося потенциала, привлечения специалистов и гостей из-за рубежа, вов­ле­чения в сферу соотечествен­ников.

Вместе с тем интересно и то, как развитие культуры, внимание к материальному и нематериальному наследию, всесторонние реформы влияют на развитие турист­ской сферы. Только по состоянию на октябрь 2019-го в стране насчитывалась 1381 туркомпания, а посетили Узбекистан более 4,9 млн человек. Большинство как раз заинтересовались древней историей государства, его яркими традициями, дружелюбным народом, богатой духовностью и неповторимыми произведениями прикладного, архитектурного, литературного и других искусств.

Большим подспорьем для развития сферы в уходящем году стала и утвержденная программа по реализации Концепции дальнейшего развития национальной культуры в Республике Узбеки­стан на 2019-2020 годы в регионах нашей страны - Республике Каракалпакстан, областях и Ташкенте. Работа по исполнению мер, указанных в Концепции последовательно продолжалась на протяжении всего года, многое еще остается претворить в жизнь, но и заметные результаты не заставили себя ждать.

Уделено внимание существующим проб­лемам. Так, долгое время важным вопросом оставалось финансирование сферы культуры. Как известно, настоящее искусство - это за исключением некоторых примеров не бизнес, самообеспечение сферы не всегда возможно. А ведь время требует пересмотра всех аспектов жизни, реформирования, в том числе и сферы культуры. Мир не стоит на месте, появляются новые технологии, концепции, меняется само творчество и способы его демонстрации. Стремление занять место среди развитых стран диктует необходимость совершенствования системы, дальнейшего ее развития, на что и направлен еще один важный официальный документ - Закон "О меценатстве", подписанный главой государства 16 октября этого года. Он начал регулировать отношения в области меценатства, а также стимулировать привлечение финансовых активов в сферу культуры и искусства. Инициатором и разработчиком закона выступил Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры, который привлек в рабочую группу, занимавшуюся созданием документа, музей Лувра и Минис­терство культуры Франции.

При том ожидается и второй этап реформ в этом направлении, в процессе реализации которого фонд разработает проект нормативно-правового акта, который детально определит объем и порядок предоставления меценатам налоговых льгот. Кроме того, будет регламентировано нематериальное поощрение меценатов.

"Вечно живое наследие"

Так можно перевести название открывшегося в этом году Центра пропаганды культуры и искусства Узбекистана (ЦПКИ) "Умр­бокий мерос". Инициатива его создания существовала уже достаточно долгое время, и в феврале он прошел регистрацию в Минис­терстве юстиции как негосударственная некоммерческая организация, в марте вступил в члены Национальной ассоциации ННО, тогда же в Минюсте зарегистрирована его эмблема. "Умрбокий мерос" планирует работать по всей территории республики, а вместе с тем в рамках деятельности сотрудничать и с зарубежными организациями.

Основная цель центра -  широкая пропаганда  культуры и искусства Узбекистана, обычаев, ценностей и традиций, изучение и сохранение  нашего нематериального культурного наследия, а также популяризация и передача имеющихся знаний и навыков, связанных с ними. Собирается организация помогать и в развитии прикладного и изобразительного искусства, устного народного творчества, этнографии, искусствоведения, национальной музыки и макома, защите прав и интересов участников центра. И как раз в этих целях в апреле по приглашению представительства ЮНЕСКО в Узбекистане ЦПКИ принял участие в пятидневном международном семинаре-тренинге, посвященном эффективному применению Конвенции об охране нематериального культурного наследия от 2003 года.

- Можно с уверенностью говорить о готовности организации взаимодействовать с мировым сообществом и ее решимости изменить отношение к сфере, - заявила тогда руководитель представительства ЮНЕСКО Пилар Альварез-Ласо. - Бережное и чуткое отношение к традиционным искусствам - задача не отдельной страны, не определенного региона, а всего мирового сообщества. А их возрождение - важное направление нашей работы, наших обязанностей как тех, кто имеет возможность своими глазами видеть потрясающее воображение наследие предков.
Теперь только от действий современного человека, от того, какими мы воспитаем детей, зависит судьба всех чудес, которые создавали предыдущие поколения.

Сейчас ННО работает над привлечением физических и юридических лиц, занятых в названных сферах. Предполагается, что путем использования образцов наследия в массовой культуре можно добиться реальных подвижек в повышении интеллектуального уровня населения, в частности молодежи, и  развитии туризма.

В ближайшее время в приоритете - наращивание потенциала, поиск спонсоров, возможных источников средств, содействие пропаганде искусства и ценных образцов в золотом фонде нематериального наследия  путем подготовки фильмов и видеороликов о них. "Умрбокий
мерос" опирается на поддержку государственных ведомств и общественных организаций республики, интеллигенцию.
Поэтому к работе привлекаются искусные ремесленники, талантливая молодежь, писатели и поэты, артисты, ученые, внесшие вклад в развитие культурно-просветительской сферы, обладающие богатым опытом, снискавшие уважение и почет.
За короткое время в семи областях республики успели открыться региональные отделения ЦПКИ. Недавно прошли переговоры с представителями нескольких подобных центров из Китая и Сингапура, посвященные налаживанию сотрудничества.

Сейчас для "Умрбокий мерос" важно заявить о себе. Одна из его первых инициатив - предложение о внесении узбеки­станской вышивки в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества - одобрена Национальной комиссией Узбекистана по делам ЮНЕСКО. Подобных идей, как признаются представители центра, немало.

Далеко идущие планы

ЦПКИ оказался не единственным открытием в мире отечественной культуры в 2019-м. Настоящий восторг, отличные отзывы и огромное внимание вызвало тестовое открытие первого в стране Центра современного искусства. Заняла организация знакомое многим старинное кирпичное здание, расположившееся в самом центре столицы, - когда-то оно было дизельной электростанцией для Ташкентского электрического трамвая. До последнего времени там работало Ташкентское городское предприятие электрических сетей. Но в 2018-м здание передано Министерству культуры.

Проект центра, основанный на коллективной работе, прежде всего имеет методологическую ценность. Перед учреждением стоит задача создать культурную инс­титуцию нового типа. ЦСИ изначально ориентировался на междисциплинарность, обусловленную желанием объединить различные практики в области современного искусства, кино, образовательных инициатив, экспериментальных театральных постановок и современной хорео­графии с новыми для страны формами - лабораторией мультимедиа, арт-резиденцией и детскими воркшопами.

Хотя открытие запланировано на 2020-й, это не значит, что все это время сотрудники учреждения сидели сложа руки. Уже в первой половине апреля этого года в здании будущего центра открылась персональная выставка узбекистанского режиссера и видеохудожника Саодат Исмаиловой "Кургон чирок" ("Свет на холме"). Экспозиция объединила самые яркие видеоработы, созданные ею за последние пять лет. Среди них - обращенное к вымершим в XX веке туранским тиграм видеопрощание "Заколдованный", и трехканальная видеоинсталляция "Шепот Окса", повествующая о реке Амударье, чьи воды соединяют Памир с Аральским морем, о людях, делящихся с Оксом своими снами.

Цель - восхитить весь мир

Но самым громким событием направления необходимо признать проведение в стране Недели культурного наследия "Узбекистан - перекресток великих дорог и цивилизаций: империи, религии, культуры" и III Международного конгресса Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана (ВО).

Масштабы мероприятия не могут не впечатлять. Целую неделю в Узбекистане провели самые уважаемые эксперты в сферах изучения и сохранения объектов старины. В работе приняли участие генеральный директор ЮНЕСКО О. Азуле, руководство и члены Центра и Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, министры культуры ряда стран, эксперты ICOMOS, ученые, исследователи историко-культурного наследия Центральной Азии, реставраторы и многие другие.

- Если у страны есть богатая история, неповторимые традиции и духовность, нас­тоящее кощунство не демонстрировать их, не изучать, - поделился тогда председатель правления ВО, руководитель проекта Фирдавс Абдухаликов. - Во-первых, сейчас как никогда важно продвижение принципов ЮНЕСКО по охране материального и нематериального культурного наследия. Удалось в рамках этой с огромным успехом прошедшей Недели собрать более нескольких сотен человек - историков, археологов, сотрудников музеев и библиотек, ученых и деятелей искусства, работников СМИ. Все были объединены целью узнать больше, помочь Узбекистану сберечь его невероятной ценности достояние. Во-вторых, нас интересует обмен опытом различных стран в сохранении и популяризации историко-культурного наследия на современном этапе, а вместе
с тем и внедрение новых стратегий и инновационных цифровых технологий в изучение, консервацию и реставрацию историко-культурных объектов.

Важным событием оказалась тогда и презентация новых книг-альбомов. Теперь свет увидели еще 13 изданий - тома с 21-го по 33-й. Это в том числе "Рукописи Мавераннахра в собраниях Франции", "Центральноазиатское искусство в собраниях Кембриджского университета", "Согдий­ская нумизматика в собрании Британского музея", "Декоративно-прикладное искусство Узбекистана в собрании Музея Азии и Тихого океана в Варшаве", "Шедевры периода Темуридов в музейных собраниях Узбекистана".

Можно заметить, многие коллекции находятся за границей. Оттого особое значение имеет то, что стороны заинтересованы в предоставлении друг другу доступа к объектам наследия для дальнейшего их изучения.

*  *  *

2019-й стал для сферы культуры в Узбекистане прорывным. Выставки и спектакли, фильмы и музыкальные композиции, гости из-за рубежа, совместные проекты и свершения. А что самое важное - каждое из вышеперечисленных решений и изменений заложило фундамент для чего-то гораздо большего, что ожидает нас в наступающем 2020-м.

Сабина Алимова.
"Правда Востока".

Опубликовано в газете «Правда Востока» №256 от 18.12.19.

 

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech