19 Сентябрь 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +22 °C

Туризм
14 Июл  2019 3896

Дайте, кто сколько может, на жизнь, или почему пробуксовывает

Одним из "локомотивов" всестороннего развития страны названа туристская отрасль.  Все правильно, страна, имеющая в своем активе многотысячелетнюю историю, увековеченную в памятниках  и домысленную исследователями новейших времен, просто не может утаивать это общемировое наследие от человечества.  А мы и не утаиваем, решительно продвигаем наш туристский продукт по всем странам и континентам, приглашая приобщиться к прекрасному  и вечному не только зарубежных гостей, но и собственных граждан.

Фото Музаффара Абдуллаева

 

Привет из Туманного Альбиона

- Ты уже был в этом сезоне в Самарканде? - спрашивает лондонец своего друга из Афин. - Там вот так! - и поднимает большой палец правой руки.

На что потомок эллинов справедливо оскорбляется:

- Ты чушь несешь! И совсем там не так, а довольно все прилично. Вспомни, как тяжело нам было в Зимбабве! А в Самарканде - цивилизация!

(Большой палец вверх у арабов, турков и греков считается оскорблением - прим. авт.).

Этот шутливый диалог вполне мог бы произойти, а возможно, и имел место в реальности, поскольку мнение о туристском продукте, предоставляемом сегодня Узбекистаном, у гостей из-за рубежа вызывает неод­нозначное отношение. Те прекрасные впечатления, оставленные архитектурными памятниками страны и ее удивительными уголками природы, отк­рытыми и доброжелательными людьми, зачастую нивелируются уровнем сервиса, которым Узбекистан встречает долгожданных гостей.

Впрочем, по словам тех, кто работает и общается непосредственно с иностранными гостями, культурного шока те не испытывают. И не потому, что привычны к самым разным путешествиям и дорожным приключениям, просто компании, предлагающие им туры в Узбекистан, честно предупреждают о том, что этот сегмент бизнеса в стране только начал развиваться, отсюда возможны различной степени неудобства. Отдых они вам не испортят, но осадочек может остаться…

Вот такое письмо получено на адрес газеты по электронной поч­те из Великобритании (приводится в отрывках):

"После посещения Ферганской долины, Ташкента, Самарканда и Бухары я с нетерпением ждал возможности увидеть старинную Хиву, которая должна была стать последним пунктом в моем трехнедельном турне по Узбекистану по железной дороге. Какое разочарование!

…Весь город, кажется, заточен под одну цель - заставить туристов расстаться со своими деньгами!

У каждого музея, медресе и дворца есть турникет у входа, где вам нужен "билет" для входа, который стоит 100 тысяч сумов (почти 10 фунтов стерлингов, или 12 долларов) и доступны лишь в одной кассе у главного входа. У меня был особый интерес только к крепости Куня-Арк, вход в который стоил 70 тысяч сумов!"

Сумма для гостя, пролетевшего полмира, чтобы увидеть воочию чудеса средневекового зодчества, абсолютно не значительная, однако возмутило его другое:

"Служащие туристического объекта попытались "сорвать" еще больше денег, сказав и у восточных, и у западных ворот, что мне нужен "билет" для входа в Арк. Как только я стал спорить и утверждать, что вход в Старый город свободный, ворота были немедленно открыты! А сколько ничего не подозревающих туристов заплатило за билет, который им не был необходим?"

"…Трудно получить приличные фотографии старых зданий из-за того, что на каждой улице продавались одни и те же "липкие" сувениры, которые размещались в многочисленных ларьках - даже заметили пару верблюдов на одной из площадей с табличкой (на нескольких языках), говорящей, если вы хотите сесть на верблюда или сфотографироваться с ним, вы должны заплатить!

Куда ни глянь, плати, плати, плати!

Даже сотрудники туристской полиции и одного из офисов туристической информации, с которыми я разговаривал, согласился, что это насмешка и грабеж туристов!

Такси за пределами Старого города не существует, так как действует своего рода "мафия", извест­ная только владельцам отелей, которые "организуют" такси (или личный автомобиль без официального статуса) по непомерной ставке в зависимости от страны вашего прибывания!"

Пяти часов гостю из Велико­британии хватило, чтобы увидеть в Хиве достаточно и захотеть "…вернуться в расслабляющее дружелюбие и настоящее очарование Бухары, Самарканда или Ташкента. Даже сонный Термез был более гостеприимным, чем сверхраскрученный город Хива".

Туризм бывает внутренний

Можно предположить, что случай достаточно единичный, а гость излишне привередливый. Но недавно коллеги рассказали о еще одном случае неприкрытого вымогательства, на этот раз - инциденте в сегменте "внутреннего туризма".

Группа коллег из Ташкента вы­ехала в организованный тур по Самарканду, чтобы ознакомиться с его достопримечательностями, почувствовать себя туристами и получить удовольствие от культурного отдыха. В древней столице они приобрели тур по памятным местам, однако полноценного досуга так и не получилось. Девушка-гид бодро водила столичных гостей по городу, тараторя программу, состоящую из заезженных штампов, а в конце, несколько смущаясь, попросила у подопечных "дать, кто сколько может, на жизнь". Люди, конечно, дали. Не жалко. Но вспоминать об этом им до сих пор неприятно.

О чем говорят факты? Хотя культура гостеприимства в крови у узбекистанцев, умения грамотно работать в сфере туризма это отнюдь не прибавляет.

"Не хватает грамотных, обученных профессионалов, - говорит гид-переводчик одной из мест­ных туркомпаний Руслан Расулов. - Рынок развивается очень быстро, идет большой приток гостей, а специалистов не так много. Это относится к нашей работе, гос­тиничному и ресторанному бизнесу, всей сфере услуг, включая и транспортную логистику".

Проблемы с гостями  или у гостей?

Кстати, удобная и продуманная логистика - одно из основных условий успешной работы турист­ского сектора. Но и здесь с приемом гостей регулярно возникают проблемы.

Один из примеров: чартер из Испании привозит 177 человек. Группа довольно большая. Лето уже в разгаре, и даже людям из теплых стран немного дискомфортно. Требуется из Бухары попасть в Хиву. Туркомпания к приему гостей подготовилась, приобрела билеты на поезд Бухара - Хива. Путешественники сели и… начали буквально плавиться от жары. Кондиционеры не работали. Как объяснил проводник, их не включают, пока поезд не наберет определенную скорость. Служащий не солгал, кондиционер в конце концов заработал. Правда одной иностранке от всего этого стало плохо, а в тронувшемся поезде не нашлось медицинской аптечки… Пожилую женщину увезли на "скорой помощи" уже в Ургенче, правда, все обошлось. Но, как говорится, это уже совсем другая история.

На что еще обращают внимание, кроме красоты древних памятников, иностранные гости? На питание. Для тех, кто включает его в стоимость тура, оно довольно качественно и разнообразно. Гостиничный сервис. Назойливые водители, предлагающие свои нелегальные услуги не только в качестве перевозчиков, но и гидов (привет железнодорожным вокзалам в Бухаре и Самарканде).

Одними из самых положительных факторов, отмечаемых побывавшими в стране иностранными туристами, являются безопасность, отсутствие уличной преступности, оперативность правоохранительных органов. И в этом Узбекистан может дать фору большинству стран мира. Стал известен среди любителей путешествий новый бренд "Узбекский завтрак", со своими стандартами сервировки и качества блюд, разработанный Ассоциацией поваров Узбекистана. И он также пользуется популярностью у гостей. Ну, и цены на отдых здесь достаточно демократичные, позволяющие привлекать к путешествию людей разного достатка.

Необходимо работать  по закону и правилам

Что может помочь исправить ситуацию, когда действия персонала наносят ущерб туристскому имиджу страны? Мы спросили об этом председателя Общественного совета Государственного комитета по развитию туризма Тахира СОЛИЕВА.

- Помочь в этом должно приведение всей туристской деятельности в рамки закона. Недавно такой закон был принят в третьем чтении Законодательной палатой Олий Мажлиса. При разработке документа принят во внимание опыт зарубежных стран, в частности Грузии, где этот рыночный сегмент развивался и достиг определенных высот за последние два десятка лет.

Мы сейчас только развиваем туристский рынок, а потому возникает целый ряд проблем, связанных с некомпетентностью людей, принимающих гостей. И такой закон для нас крайне востребован, в частности, потому что Госкомтуризма закладывает основу этого сектора экономики на будущее, готовит условия для его развития. И высокая планка, поставленная Президентом, - добиться увеличения турпотока до девяти миллионов человек в год - кажется вполне реальной.

Оптимистично. Но готовы ли мы прямо сегодня достойно принять такое количество гостей? Чтобы они захотели вернуться, а также посоветовали для отдыха прекрасный и гостеприимный Узбекистан всем знакомым.

В будущем - да! Сегодня - нет!

Идет формирование структуры современной экономической отрасли. И описанные выше ситуации дискредитируют саму идею туризма, но все должно меняться. И главное, что эти изменения утверждаются на законодательном уровне.

Что еще может помочь привести весь туристский сектор к единообразию в рамках законов и правил? Единое информационное поле, - считают в Госкомтуризме. Некомпетентность гидов вполне можно исправить при помощи внедрения цифровых технологий. В едином информационном пространстве вполне можно разместить самые интересные сведения об истории регионов, их памятниках, культуре и людях. Можно с этим согласиться, но вот неучтивость и бесцеремонность персонала или отсутствие необходимых медикаментов на маршруте технологии решить не способны.

Туризм - категория бизнеса, которая должна регулироваться государством, слишком велика ответственность перед гостями - за их безопасный отдых, самочувствие, впечатления.

- И мы считаем, что в ближайшее время приведем работу всей туристской отрасли к единому формату, в рамках закона и порядка, - утверждает Т. Солиев. - Включая в эту работу и борьбу с нелегальными перевозчиками-экскурсоводами. Применять к ним какие-то меры воздействия мы, конечно, не можем, но ведь способны предложить альтернативу, наладить такой соответствующий спектр услуг, что они сами будут вынуждены уйти с рынка.

Мы тоже верим и видим, что туристский рынок страны развивается. Но это только в том случае, если абстрагироваться от существующих локальных проблем. А если вообще избавиться от них?

- Сегодня выявляем те болевые точки, которые появляются в процессе этого развития, - продолжает Т. Солиев. - Пытаемся в сотрудничестве с различными ведомствами, местными бизнесменами и иностранными инвесторами их решить. В частности, проблему с билетами на железнодорожном транспорте, с автодорожной инфраструктурой, новыми автобусными маршрутами, увеличением гостиничного фонда и многое другое.

Конечно, в отрасли существует множество проблем, о которых здесь не сказано. Проблем с приемом туристов и отношением людей к совершенствованию этой сферы, непониманием частью бизнес-сообщества того, что необходимо делать для динамичного роста и зачем вообще нужны эти перемены.С такими приходится работать, убеждать.

"Локомотив" движется, медленно ли, быстро, но скорость набирается. И планка в девять миллионов туристов в год, поставленная Президентом, кажется вполне достижимой при сохранении позитивной динамики. Мы ждем перемен!

Александр Зотов.
"Правда Востока".

Опубликовано в газете "Правда Востока" в № 141 (29104) от 13 июля 2019 года.

Похожие новости

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech