16 Июль 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +30,2 °C

Туризм
13 Июл  2019 1067

"Дайте, кто сколько может, на жизнь",

или Почему пробуксовывает "локомотив" туристской отрасли

Фото Музаффара Абдуллаева

Одним из "локомотивов" всестороннего развития страны названа туристская отрасль.  Все правильно, страна, имеющая в своем активе многотысячелетнюю историю, увековеченную в памятниках  и домысленную исследователями новейших времен, просто не может утаивать это общемировое наследие от человечества.  А мы и не утаиваем, решительно продвигаем наш туристский продукт по всем странам и континентам, приглашая приобщиться к прекрасному  и вечному не только зарубежных гостей, но и собственных граждан.

Привет из Туманного Альбиона

- Ты уже был в этом сезоне в Самарканде? - спрашивает лондонец своего друга из Афин. - Там вот так! - и поднимает большой палец правой руки.

На что потомок эллинов справедливо оскорбляется:

- Ты чушь несешь! И совсем там не так, а довольно все прилично. Вспомни, как тяжело нам было в Зимбабве! А в Самарканде - цивилизация!

(Большой палец вверх у арабов, турков и греков считается оскорблением - прим. авт.).

Этот шутливый диалог вполне мог бы произойти, а возможно, и имел место в реальности, поскольку мнение о туристском продукте, предоставляемом сегодня Узбекистаном, у гостей из-за рубежа вызывает неод­нозначное отношение. Те прекрасные впечатления, оставленные архитектурными памятниками страны и ее удивительными уголками природы, отк­рытыми и доброжелательными людьми, зачастую нивелируются уровнем сервиса, которым Узбекистан встречает долгожданных гостей.

Впрочем, по словам тех, кто работает и общается непосредственно с иностранными гостями, культурного шока те не испытывают. И не потому, что привычны к самым разным путешествиям и дорожным приключениям, просто компании, предлагающие им туры в Узбекистан, честно предупреждают о том, что этот сегмент бизнеса в стране только начал развиваться, отсюда возможны различной степени неудобства. Отдых они вам не испортят, но осадочек может остаться…

Вот такое письмо получено на адрес газеты по электронной поч­те из Великобритании (приводится в отрывках):

"После посещения Ферганской долины, Ташкента, Самарканда и Бухары я с нетерпением ждал возможности увидеть старинную Хиву, которая должна была стать последним пунктом в моем трехнедельном турне по Узбекистану по железной дороге. Какое разочарование!

…Весь город, кажется, заточен под одну цель - заставить туристов расстаться со своими деньгами!

У каждого музея, медресе и дворца есть турникет у входа, где вам нужен "билет" для входа, который стоит 100 тысяч сумов (почти 10 фунтов стерлингов, или 12 долларов) и доступны лишь в одной кассе у главного входа. У меня был особый интерес только к крепости Куня-Арк, вход в который стоил 70 тысяч сумов!"

Сумма для гостя, пролетевшего полмира, чтобы увидеть воочию чудеса средневекового зодчества, абсолютно не значительная, однако возмутило его другое:

"Служащие туристического объекта попытались "сорвать" еще больше денег, сказав и у восточных, и у западных ворот, что мне нужен "билет" для входа в Арк. Как только я стал спорить и утверждать, что вход в Старый город свободный, ворота были немедленно открыты! А сколько ничего не подозревающих туристов заплатило за билет, который им не был необходим?"

"…Трудно получить приличные фотографии старых зданий из-за того, что на каждой улице продавались одни и те же "липкие" сувениры, которые размещались в многочисленных ларьках - даже заметили пару верблюдов на одной из площадей с табличкой (на нескольких языках), говорящей, если вы хотите сесть на верблюда или сфотографироваться с ним, вы должны заплатить!

Куда ни глянь, плати, плати, плати!

Даже сотрудники туристской полиции и одного из офисов туристической информации, с которыми я разговаривал, согласился, что это насмешка и грабеж туристов!

Такси за пределами Старого города не существует, так как действует своего рода "мафия", извест­ная только владельцам отелей, которые "организуют" такси (или личный автомобиль без официального статуса) по непомерной ставке в зависимости от страны вашего прибывания!"

Пяти часов гостю из Велико­британии хватило, чтобы увидеть в Хиве достаточно и захотеть "…вернуться в расслабляющее дружелюбие и настоящее очарование Бухары, Самарканда или Ташкента. Даже сонный Термез был более гостеприимным, чем сверхраскрученный город Хива".

Туризм бывает внутренний

Можно предположить, что случай достаточно единичный, а гость излишне привередливый. Но недавно коллеги рассказали о еще одном случае неприкрытого вымогательства, на этот раз - инциденте в сегменте "внутреннего туризма".

Группа коллег из Ташкента вы­ехала в организованный тур по Самарканду, чтобы ознакомиться с его достопримечательностями, почувствовать себя туристами и получить удовольствие от культурного отдыха. В древней столице они приобрели тур по памятным местам, однако полноценного досуга так и не получилось. Девушка-гид бодро водила столичных гостей по городу, тараторя программу, состоящую из заезженных штампов, а в конце, несколько смущаясь, попросила у подопечных "дать, кто сколько может, на жизнь". Люди, конечно, дали. Не жалко. Но вспоминать об этом им до сих пор неприятно.

О чем говорят факты? Хотя культура гостеприимства в крови у узбекистанцев, умения грамотно работать в сфере туризма это отнюдь не прибавляет.

"Не хватает грамотных, обученных профессионалов, - говорит гид-переводчик одной из мест­ных туркомпаний Руслан Расулов. - Рынок развивается очень быстро, идет большой приток гостей, а специалистов не так много. Это относится к нашей работе, гос­тиничному и ресторанному бизнесу, всей сфере услуг, включая и транспортную логистику".

Проблемы с гостями  или у гостей?

Кстати, удобная и продуманная логистика - одно из основных условий успешной работы турист­ского сектора. Но и здесь с приемом гостей регулярно возникают проблемы.

Один из примеров: чартер из Испании привозит 177 человек. Группа довольно большая. Лето уже в разгаре, и даже людям из теплых стран немного дискомфортно. Требуется из Бухары попасть в Хиву. Туркомпания к приему гостей подготовилась, приобрела билеты на поезд Бухара - Хива. Путешественники сели и… начали буквально плавиться от жары. Кондиционеры не работали. Как объяснил проводник, их не включают, пока поезд не наберет определенную скорость. Служащий не солгал, кондиционер в конце концов заработал. Правда одной иностранке от всего этого стало плохо, а в тронувшемся поезде не нашлось медицинской аптечки… Пожилую женщину увезли на "скорой помощи" уже в Ургенче, правда, все обошлось. Но, как говорится, это уже совсем другая история.

На что еще обращают внимание, кроме красоты древних памятников, иностранные гости? На питание. Для тех, кто включает его в стоимость тура, оно довольно качественно и разнообразно. Гостиничный сервис. Назойливые водители, предлагающие свои нелегальные услуги не только в качестве перевозчиков, но и гидов (привет железнодорожным вокзалам в Бухаре и Самарканде).

Одними из самых положительных факторов, отмечаемых побывавшими в стране иностранными туристами, являются безопасность, отсутствие уличной преступности, оперативность правоохранительных органов. И в этом Узбекистан может дать фору большинству стран мира. Стал известен среди любителей путешествий новый бренд "Узбекский завтрак", со своими стандартами сервировки и качества блюд, разработанный Ассоциацией поваров Узбекистана. И он также пользуется популярностью у гостей. Ну, и цены на отдых здесь достаточно демократичные, позволяющие привлекать к путешествию людей разного достатка.

Необходимо работать  по закону и правилам

Что может помочь исправить ситуацию, когда действия персонала наносят ущерб туристскому имиджу страны? Мы спросили об этом председателя Общественного совета Государственного комитета по развитию туризма Тахира СОЛИЕВА.

- Помочь в этом должно приведение всей туристской деятельности в рамки закона. Недавно такой закон был принят в третьем чтении Законодательной палатой Олий Мажлиса. При разработке документа принят во внимание опыт зарубежных стран, в частности Грузии, где этот рыночный сегмент развивался и достиг определенных высот за последние два десятка лет.

Мы сейчас только развиваем туристский рынок, а потому возникает целый ряд проблем, связанных с некомпетентностью людей, принимающих гостей. И такой закон для нас крайне востребован, в частности, потому что Госкомтуризма закладывает основу этого сектора экономики на будущее, готовит условия для его развития. И высокая планка, поставленная Президентом, - добиться увеличения турпотока до девяти миллионов человек в год - кажется вполне реальной.

Оптимистично. Но готовы ли мы прямо сегодня достойно принять такое количество гостей? Чтобы они захотели вернуться, а также посоветовали для отдыха прекрасный и гостеприимный Узбекистан всем знакомым.

В будущем - да! Сегодня - нет!

Идет формирование структуры современной экономической отрасли. И описанные выше ситуации дискредитируют саму идею туризма, но все должно меняться. И главное, что эти изменения утверждаются на законодательном уровне.

Что еще может помочь привести весь туристский сектор к единообразию в рамках законов и правил? Единое информационное поле, - считают в Госкомтуризме. Некомпетентность гидов вполне можно исправить при помощи внедрения цифровых технологий. В едином информационном пространстве вполне можно разместить самые интересные сведения об истории регионов, их памятниках, культуре и людях. Можно с этим согласиться, но вот неучтивость и бесцеремонность персонала или отсутствие необходимых медикаментов на маршруте технологии решить не способны.

Туризм - категория бизнеса, которая должна регулироваться государством, слишком велика ответственность перед гостями - за их безопасный отдых, самочувствие, впечатления.

- И мы считаем, что в ближайшее время приведем работу всей туристской отрасли к единому формату, в рамках закона и порядка, - утверждает Т. Солиев. - Включая в эту работу и борьбу с нелегальными перевозчиками-экскурсоводами. Применять к ним какие-то меры воздействия мы, конечно, не можем, но ведь способны предложить альтернативу, наладить такой соответствующий спектр услуг, что они сами будут вынуждены уйти с рынка.

Мы тоже верим и видим, что туристский рынок страны развивается. Но это только в том случае, если абстрагироваться от существующих локальных проблем. А если вообще избавиться от них?

- Сегодня выявляем те болевые точки, которые появляются в процессе этого развития, - продолжает Т. Солиев. - Пытаемся в сотрудничестве с различными ведомствами, местными бизнесменами и иностранными инвесторами их решить. В частности, проблему с билетами на железнодорожном транспорте, с автодорожной инфраструктурой, новыми автобусными маршрутами, увеличением гостиничного фонда и многое другое.

Конечно, в отрасли существует множество проблем, о которых здесь не сказано. Проблем с приемом туристов и отношением людей к совершенствованию этой сферы, непониманием частью бизнес-сообщества того, что необходимо делать для динамичного роста и зачем вообще нужны эти перемены.С такими приходится работать, убеждать.

"Локомотив" движется, медленно ли, быстро, но скорость набирается. И планка в девять миллионов туристов в год, поставленная Президентом, кажется вполне достижимой при сохранении позитивной динамики. Мы ждем перемен!

Александр Зотов.
"Правда Востока".

Опубликовано в газете "Правда Востока" в № 141 (29104) от 13 июля 2019 года.

Похожие новости

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech