14 Декабрь 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +6,2 °C

Энергетика
10 Июл  2019 1520

Нефтегазовый комплекс Узбекистана реорганизовывают и оздоровляют

В стране будет реализованы меры по финансовому оздоровлению и совершенствованию системы управления нефтегазовой отраслью в Узбекистане.

Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан, будет реализована Концепция развития нефтегазовой отрасли до 2030 года, разработанная совместно с международными консалтинговыми компаниями и международными финансовыми институтами.

Особое внимание при ее реализации будет обращено на увеличение объемов добычи углеводородного сырья, модернизацию газотранспортной системы, совершенствование учета и контроля добычи, переработки, транспортировки и реализации природного газа, оптимизацию инвестиционных проектов, совершенствование механизмов их реализации, укрепление финансовой дисциплины и совершенствование ценообразования на предприятиях нефтегазовой отрасли.

Зачем ломать сложившуюся систему?

В документе отмечается, что при увеличении добычи природного газа за последние 20 лет на 8 %, объем его доля отечественных предприятий в этом процессе снизилась на 29 %, а подтвержденные запасы природного газа в 2008–2018 годах сократились на 4 %, средний показатель замещения природных резервов природного газа за истекшие 5 лет составил около 70 %.

В результате недостаточности финансовых средств и дефицита материально-технических ресурсов в 2017–2018 годах прирост добычи природного газа обеспечен лишь на 42 процента от прогнозных показателей.

Устаревшая и непрозрачная система управления, совмещающая в себе регуляторные функции и коммерческую деятельность, препятствует внедрению на предприятиях нефтегазовой отрасли современного менеджмента, повышению их финансовой устойчивости и рентабельности.

Для совершенствования системы управления и формирования эффективной организационной структуры АО «Узбекнефтегаз» предусматривается сокращение излишних промежуточных звеньев в управления компании путем присоединения к нему акционерных обществ «Узбурнефтегаз», «Узнефтегаздобыча», «Узнефтепродукт», «Узнефтегазмаш», а также вывод из ее состава АО «Узтрансгаз» и передача его доли в уставном капитале Агентству по управлению государственными активами.

Также документ предусматривает создание АО «Худудгазтаъминот» на базе территориальных филиалов газоснабжения АО «Узтрансгаз» с определением его акционером Агентства по управлению государственными активами.

Ответственность

АО «Узтрансгаз» станет осуществлять функции по приобретению природного газа у организаций по его добыче и переработке, в том числе и работающих на основании соглашений о разделе продукции, для его транспортировки экспорта и импорта в качестве единого оператора, а также реализации по прямым договорам потребителям, подключенным к магистральным газопроводам.

АО «Худудгазтаъминот» займется эксплуатацией газораспределительных сетей и оборудования, покупкой, поставкой, хранением и реализацией сжиженного газа внутри страны.

Также нефтегазодобывающие и газоперерабатывающие организации в целях установления прямого управления будут преобразованы в структурные подразделения (управление, завод) АО «Узбекнефтегаз» без образования юридического лица.

Для развития здоровой конкуренции субъектам предпринимательства через аукционные торги будут реализованы 1 381 единицы автозаправочных станций АО «Узнефтепродукт» по обслуживанию фермерских хозяйств, налажена альтернативная система обеспечения горюче-смазочными материалами.

Также постановлением предусмотрена поэтапная передача в управление частным операторам территориальных объектов газоснабжения для осуществления функций по эксплуатации газораспределительных сетей и сопутствующего оборудования сбыта природного газа потребителям на условиях государственно-частного партнерства.

При этом, Министерству энергетики поручено в срок до 1 сентября 2019 года разработать проект Положения о порядке передачи в управление частным операторам объектов газоснабжения, предусмотрев в том числе порядок отбора инвесторов, составления и расторжения договора, а также определения и выплаты размеров комиссионных вознаграждений, порядка передачи им функций Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан по сбору платежей за природный газ на передаваемой в управление территории и иных требований к инвесторам.

Оставшиеся в ведении АО «Узбекнефтегаз» непрофильные активы также подлежат реализации, а отдельные (базары, торговые и животноводческие комплексы) передаче местным органам исполнительной власти.

Государственному комитету по геологии и минеральным ресурсам передаются функции по развитию и воспроизводству запасов углеводородного сырья.

Ставятся следующие цели

Важнейшими задачами для АО «Узбекнефтегаз» к 2024 году ставятся увеличение объемов добычи углеводородного сырья, включая природный газ, – до 42,3 миллиарда куб. м и сжиженный газ – до 1,5 миллиона тонн в 2024 году.

Для АО «Узтрансгаз» это: развитие ее транзитного потенциала и устранение «узких» мест на критических участках газотранспортной системы, увеличение объемов хранения природного газа в подземных хранилищах и внедрение системы мониторинга и управления (SCADA).

Для АО «Худудгазтаъминот» – снижение потерь природного газа при поставке потребителям, в том числе за счет модернизации и реконструкции действующих газораспределительных пунктов и сетей, полного внедрения автоматизированной системы контроля и учета природного газа для всех категорий потребителей до 2022 года, а также поэтапной передачи в управление частным операторам объектов газоснабжения.

Кабинету Министров поручено в трехмесячный срок принять Программу повышения энергоэффективности в Республике Узбекистан на 2020–2022 годы, предусматривающую в том числе стимулирование установки солнечных панелей и водонагревателей, энергоэффективных котлов для потребителей, в том числе путем субсидирования части расходов на их приобретение.

Ряду министерств и ведомств поставлена задача в срок до 1 декабря 2019 года разработать проекты законов Республики Узбекистан «О соглашениях о разделе продукции» и «О недрах» в новых редакциях, предусматривающих в том числе прозрачные механизмы проведения конкурсных торгов на предоставление участков недр иностранным инвесторам, условия заключения соглашений о разделе продукции, включая требования о поставке доли добычи углеводородного сырья, причитающейся Республике Узбекистан, на внутренний рынок.

А также в двухмесячный срок – проект нормативно-правового акта, определяющего правовые основы добычи углеводородного сырья на основе контрактов с нераспределяемыми рисками с привлечением международных специалистов и экспертов.

Похожие новости

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech