28 Май 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +22,2 °C

Приемлемый формат рассмотрения всех возможных преимуществ

Депутаты нижней палаты парламента обсуждая вступление Узбекистана в ЕАЭС отмечают положительные и отрицательные стороны становления членом этой организации. При этом нужно учитывать основную цель создания Евразийского экономического союза, которая заключается во всесторонней модернизации, кооперации и росте конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития стран, повышения жизненного уровня населения государств-членов.

При этом, представители ЕАЭС предлагают разработать проекты по созданию единой валюты и общего контрольно-руководящего органа, ведающего вопросами обороны и совместного управления. Такие идеи пока не находят общей поддержки внутри самого объединения. ЕАЭС остается инструментом для удобной взаимной торговли. Если с одной стороны организация предоставит легкой промышленности Узбекистана льготный доступ на российский рынок, с другой — может создать нам конкуренцию. 

ЕАЭС открывает странам-участникам выход к морю по партнерской программе. Все его географическое пространство является  рынком «четырех свобод» (людей, средств, услуг и товаров). Пользование единой территорией облегчает участникам внутреннюю, партнерскую (в пределах свободной зоны) и международную торговлю, снижая налоги, пошлины и издержки. 

Имеются выгодные условия для въезда в Россию трудовым мигрантам из стран ближнего зарубежья. В этом плане Армения и Кыргызстан уже имеют свободный доступ к рабочим местам в РФ. Еще одним плюсом для российской экономики является свобода передвижения за счет постоянного притока рабочей силы, снижающего издержки, особенно в сфере строительства и услуг. 

Соглашения по взаимному экспорту и совместному производству помогают решить проблемы сбыта. Продукты стран ЕАЭС находят покупателей в общей экономической зоне, ведь реализуются они на более выгодных условиях, по доступной стоимости. Все это не может не отвечать интересам электората УзЛиДеП. 

Со своей стороны, в случае позитивного решения Ташкента, например, для России меняется экономическая конфигурация СНГ. Ядро взаимодействия России плавно перетечет в Центральную Азию. Этот регион будет для РФ в среднесрочной перспективе источником сырья, сбыта готовой продукции, кадровым резервом и платформой для промышленной кооперации. 

Обсуждения депутатского корпуса с избирателями на местах показывает, что предприниматели и фермеры выделяют преимущества, открывающиеся с участием Узбекистана в ЕАЭС, которые, по их мнению, перевешивают существующие риски. В частности, Узбекистан получит рынки сбыта для экспортной продукции, увеличит поток инвестиций, будет развивать кооперацию между производителями стран-членов союза. 

Для сельского хозяйства преимущества заключаются в снижении себестоимости отечественной продукции из-за спада цен на импортируемую сельскохозяйственную технику, технологии, семена, удобрения, средства химической защиты, лекарственные препараты для животноводства и другие средства, необходимые для развития сельского хозяйства. Сельское хозяйство выиграет от участия Узбекистана в ЕАЭС, повысится эффективность использования земельных ресурсов и увеличится производство сельхозпродукции. Увеличение экспорта произойдет и за счет снижения транспортных издержек и упрощения транзита скоропортящихся товаров по территории Казахстана и Российской Федерации. 

Однако, ЕАЭС, по мнению некоторых экспертов, не является механизмом исключительно экономической взаимопомощи, без политического подконтекста. Речь идет о Беларуси как о транзитере товаров из Европы на российский рынок, обеспечении Кыргызстана продукцией из Китая и Индии. Но не каждая продукция может быть конкурентоспособной. Помимо этого, колебания цен на нефть и их влияние на российский рубль также могут оказать воздействие на валюту стран-партнеров ЕАЭС. 

Все это показывает, что развитие ЕАЭС будет иметь определенные трудности. Но плюс в том, что ЕАЭС имеет экономические перспективы, у членов союза налаженные связи, организация заключила выгодные соглашения с Китаем и Вьетнамом. 

Мы, члены фракции УзЛиДеП считаем, что существуют определенные риски по вступлению Узбекистана в Евразийский экономический союз. Но этот вопрос будет изучен, взвешен и после этого будет принято решение. 

УзЛиДеП твердо придерживается принципиальной позиции, что ЕАЭС — это объединение государств, обладающих всей полнотой государственного суверенитета и никакого посягательства на независимость нашей Родины при взаимодействии с ней не должно быть. Партия уверена в недопустимости такого не конструктивного диалога. Это касается и негативного влияния на уровень жизни населения, например, при открытии таможенных границ ценовая политика не должна измениться. Более того, со вступлением может получить развитие не только торговля, но и  производство, повысится эффективность управляемости за счет инноваций, дифференцированного отраслевого развития. 

Участие в ЕАЭС добровольный сознательный выбор нашей страны и преследует экономические интересы, отражает естественное стремление Узбекистана участвовать в международных и региональных экономических организациях. Обе стороны, и Узбекистан, и государства-участники ЕАЭС, глубоко изучая реальную обстановку, могут использовать приемлемый формат рассмотрения всех возможных преимуществ и вызовов потенциального вступления страны в Евразийский экономический союз. При этом, Узбекистан может одновременно участвовать и в ЕАЭС, и во Всемирной торговой организации (ВТО), и в любой другой международной и региональной экономической организации. 

Актам Хаитов,
Заместитель Спикера Законодательной палате Олий Мажлиса,
руководитель фракции УзЛиДеП

Похожие новости

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech