08 Апрель 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +4,4 °C

23 Янв  2020 1026

"Правда Востока" № 17 от 23 января 2020 года

Pdf версия газеты + все материалы, опубликованные в газете "Правда Востока" в №17 (29247) от 23 января 2020 года.

Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса

Как ранее сообщалось, 21 января этого года состоялось совместное заседание Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
На заседании выступил Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев.
Ниже приводится текст выступления главы государства.

Уважаемые участники совместного заседания!

Уважаемые депутаты и сенаторы!

На состоявшихся недавно заседаниях Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса мы с вами подробно обсудили приоритетные задачи палат парламента на предстоящие 5 лет.

А сегодня нам надо рассмотреть кандидатуру Премьер-министра и Программу действий правительства на ближайшую и долгосрочную перспективу и принять важные решения, направленные на обеспечение благополучной жизни нашего народа и процветание страны.

Ведь именно на Премьер-министра и возглавляемое им правительство возложена ответственность за устойчивое развитие экономики и социальной сферы.

За последние три года мы осуществили целый ряд реформ по повышению эффективности государственного управления, формированию устойчивой рыночной экономики и расширению предпринимательства, совершенствованию социальной сферы, в частности, секторов здравоохранения, образования и науки.

В рамках выполнения Концепции административных реформ в сферах, где не было четко отлажено государственное управление, создано 12 новых государственных органов, кардинально преобразована деятельность 20 министерств и ведомств.

За последние три года мы приняли свыше 30 концепций и стратегий по ускоренному развитию приоритетных направлений социально-экономической сферы на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Основная задача правительства, министерств и ведомств, хокимов на местах, всей системы государственного управления - обеспечить безусловную реализацию принятых в контексте реформ программных документов, добиться реальных результатов.

К сожалению, реформы в некоторых ключевых направлениях осуществляются недостаточно эффективно.

Народ ждет от нас конкретных и еще более весомых результатов в топливно-энергетической отрасли, в области геологии, транспорта, строительства, дорожной инфраструктуры, предпринимательства, сельского хозяйства, создания новых рабочих мест, обеспечения питьевой водой, улучшения условий жизни населения. Однако пока рано говорить о том, что правительство в полной мере выполняет возложенные на него задачи в этих сферах.

На местах еще имеется множество ждущих своего решения проблем. С каждым днем потребности нашего общества растут, и это естественный процесс. Поэтому от всех членов нового правительства требуется критически и ответственно подойти к выполнению стоящих перед ними задач в вверенных сферах.

Достижение практических результатов и обеспечение интересов народа должны стать основными критериями оценки работы членов правительства.

На предстоящие пять лет мы поставили перед собой важные задачи по обеспечению высокого экономического роста, совершенствованию налогово-бюджетной политики, развитию отраслей промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства, жилищно-коммунального обслуживания. Нам предстоит почти вдвое увеличить валовой внутренний продукт - с 58 до 100 миллиардов долларов.

Общей задачей правительства, Центрального банка и всех хокимов должно стать снижение до 5 процентов уровня инфляции, увеличение объемов производства отечественных потребительских товаров.

Годовой объем прямых иностранных инвестиций необходимо довести до 10 миллиардов долларов, а экспорта - до 30 миллиардов долларов. Для достижения таких показателей нужно прежде всего добиться конкретных результатов в важнейших отраслях экономики. Так, принята долгосрочная стратегия, направленная на значительное увеличение объемов экспорта за счет коренного реформирования и диверсификации сельского хозяйства - одного из основных драйверов экономики, внедрения в сферу высоких аграрных и водосберегающих технологий.

Главная цель этой стратегии - повышение заинтересованности дехкан и фермеров в создании современных предприятий, новых рабочих мест в сельской местности.

Мы намерены довести среднюю урожайность зерновых колосовых культур до 75 центнеров, в общей структуре посевных площадей увеличить долю, отведенную под кормовые культуры, до 12 процентов.

Локомотивами сельского хозяйства должны стать плодоовощеводство и животноводство.

К 2025 году объем экспорта плодоовощной продукции нам нужно увеличить как минимум до 5 миллиардов долларов. Для этого требуется ускоренными темпами внедрить систему кластеров, усилить кооперацию и расширить масштабы современной единой инфраструктуры хранения, перевозки и переработки продукции.

В целях развития животноводства следует создать современные животноводческие комплексы и семейные предприятия, принять меры для повышения продуктивности скота на 60 процентов, опираясь на достижения науки и высокие технологии.

В деле обеспечения продовольственной безопасности перед правительством стоит задача в ближайшие пять лет увеличить объемы производства соответствующей продукции в 2,5 раза.

Время требует принятия безотлагательных мер по обеспечению рационального и эффективного использования водных ресурсов, запасы которых из года в год на планете, особенно в нашем регионе, уменьшаются.

В предстоящие 5 лет мы должны внедрить системы капельного, дождевого орошения и другие водосберегающие технологии по меньшей мере на 30 процентах орошаемых земель. Также нужно создать современную систему учета воды и регулярно поддерживать водный баланс.

Важно предусмотреть меры по сокращению за счет широкого внедрения государственно-частного партнерства до 15 процентов расходов на эксплуатацию гидросооружений.

Наладив производство в достаточном количестве современной конкурентоспособной сельскохозяйственной техники, мы сможем, как намечено, довести до 70 процентов, против нынешних 45, показатель обеспеченности передовыми технологиями фермерских хозяйств и кластеров.

При этом нам нужно расширить сферу импортозамещения и установить особый контроль за поставкой такой продукции на внешние рынки.

Один из самых больших рисков в процессе опережающего развития экономики связан с имеющимися проблемами в нефтегазовой и энергетической отраслях.

Правительству необходимо принять действенные меры по дальнейшему реформированию этих сфер с учетом требований времени, активному вовлечению в них частного сектора, сокращению излишних потерь и полному предотвращению хищений посредством установки систем учета и контроля.

В 2025 году в нефтегазовой сфере следует довести объем производства топливной продукции до 5,2 миллиона тонн и для этого уже в нынешнем году ввести в эксплуатацию 5 объектов стоимостью 4,1 миллиарда долларов.

В ближайшие пять лет выработку электроэнергии надо довести как минимум до 80 миллиардов кВт, из них по меньшей мере 20 процентов - за счет возобновляемых источников энергии. Кроме того, в 2020 году правительство должно принять меры по обеспечению подключения 7 миллионов потребителей к автоматизированной системе учета и контроля электроэнергии, а в 2022 году - 3,5 миллиона потребителей к автоматизированной системе учета и контроля природного газа.

Мы призваны сделать все необходимое для рационального и эффективного использования природных ресурсов страны. Правительство обязано обеспечить безусловную реализацию программных документов, направленных на коренное реформирование сферы геологии.

В горно-металлургической промышленности поставлена цель к 2025 году за счет осуществления глубоких структурных преобразований и крупных инвестиционных проектов увеличить объем производства продукции в 1,5 раза.

В этот период также одной из самых приоритетных задач станет увеличение в 3 раза производства строительных материалов на основе полной мобилизации имеющейся сырьевой базы, расширения в нашей стране производства импортозамещающей продукции этого профиля, наращивания объемов экспорта.

Предстоит наладить полную переработку местного сырья и значительно повысить долю экспорта в текстильной и кожевенно-обувной промышленности. При этом к 2025 году в данных отраслях следует увеличить объем производства продукции с высокой добавленной стоимостью в 4-5 раз и довести ее экспорт до 8 миллиардов долларов.

На основе высоких технологий необходимо ускоренно развивать электротехническую промышленность, наращивать производство бытовой техники и промышленных электрических приборов, кабельной продукции. Для этого уже в нынешнем году требуется увеличить их производство в 1,5 раза и довести к 2022 году объем экспорта до 500 миллионов долларов.

К 2023 году следует довести объем выпуска легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов до 360 тысяч единиц, из них не менее 100 тысяч - на экспорт. Это станет основной задачей ответственных лиц в автомобилестроительной отрасли.

В химической промышленности нам нужно не только модернизировать мощности по производству минеральных удобрений, но и наладить широкий выпуск полимерной, малотоннажной химической продукции.

Совместно с иностранными инвесторами правительству предстоит осуществить новые крупные проекты, направленные на глубокую переработку природного газа. Кроме того, одна из важнейших задач - обеспечение полной реализации принятой программы развития химической промышленности, снижение в структуре производства доли минеральных удобрений с 76 до 33 процентов.

В ближайшие 5 лет в фармацевтической сфере нужно будет повысить долю лекарственных средств отечественного производства на внутреннем рынке с 45 до 70 процентов и увеличить объем экспорта до 100 миллионов долларов.

Мы поставили перед собой цель привлекать в страну ежегодно до 12 миллионов иностранных туристов. Поэтому внимание правительства и хокимов должно быть направлено на улучшение инфраструктуры туристической отрасли, увеличение количества гостиниц, развитие транспортной сети и повышение качества услуг.

Реализация всех намеченных планов откроет возможности для снижения уровня безработицы до 7 процентов, создания как минимум 500 тысяч рабочих мест в год, двукратного увеличения доходов населения, и это, безусловно, станет важнейшей задачей нового правительства.

Проводимые в социальной сфере реформы также ставят перед правительством конкретные цели, в частности, увеличение средней продолжительности жизни населения с 74,6 в настоящее время до 76 лет, сокращение уровня младенческой смертности в 1,5 раза, то есть с нынешних 10 до 7 промилле.

Министерству здравоохранения необходимо принять серьезные меры для того, чтобы снизить уровень смертности от онкологических заболеваний с 73 до 65 процентов, от сердечно-сосудистых заболеваний - с 41 до 30 процентов.

Мы обязаны сделать все необходимое для выполнения таких жизненно важных задач, как обеспечение населения питьевой водой, развитие дорожной инфраструктуры.

Одним из приоритетных направлений станет доведение обеспеченности населения благоустроенным жильем до 65 процентов. При этом в соответствии с новым порядком предоставления ипотечных кредитов нужно создать условия для развития частных подрядных организаций, внедрения механизмов адресной поддержки социально уязвимых слоев населения. Хотел бы особо подчеркнуть важность повышения ответственности всех хокимов областей, районов и городов за решение данного вопроса.

В нынешнем году предстоит реализовать проекты государственно-частного партнерства в сфере теплоснабжения в Ташкенте, а до 2022 года - в Наманганской, Джизакской, Кашкадарьинской и Бухарской областях.

Все мы должны глубоко осознать, что стоящие перед нами приоритетные цели - это действительно высокие рубежи, достичь которые непросто.

Вместе с тем время не стоит на месте, мир меняется, возрастают требования людей к качеству жизни. Вчерашняя планка достижений население уже не удовлетворит. Постоянный поиск, создание нового - норма сегодняшнего дня. Только работая созвучно с этими требованиями, мы сможем изменить жизнь народа к лучшему.

Кабинету Министров для выполнения намеченного в полном объеме необходимо кардинально улучшить методы работы, организовать свою деятельность более эффективно.

Во-первых, задача правительства - обеспечить реализацию реформ на основе законов, указов и постановлений во всех, даже самых отдаленных районах.

Вместе с тем какие бы совершенные законы, указы и постановления мы ни принимали, если мы не обеспечим их исполнение на местах, наш кропотливый труд не даст ожидаемых результатов. Поэтому главным делом правительства останется рациональная и эффективная организация работы министерств и ведомств, хокимиятов на местах.

Отныне уровень исполнения каждого поручения будет оцениваться не по бумажным отчетам, а непосредственно по конкретным результатам.

В этой связи в исполнительных органах всех уровней следует усилить дисциплину, внедрить действенные механизмы критического анализа результативности исполнения возложенных задач и поручений. При этом Кабинет Министров и Счетная палата должны в течение месяца в корне пересмотреть подходы к контролю за исполнением поручений. Нельзя упускать из виду и вертикальный контроль за деятельностью министерств и ведомств, включая подведомственные им структуры.

Самое главное, правительство несет ответственность за взаимодействие центральных органов и Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов, а также обеспечение баланса интересов между ними. Для этого в принятии решений на общенациональном уровне важно повысить роль хокимиятов. Было бы целесообразно разработать порядок согласования проектов нормативно-правовых документов с органами государственной власти на местах.

Хочу подчеркнуть, что все проблемы исполнения законодательных актов, касающихся социальной, экономической и духовной сфер жизни, должны находить свое решение на уровне правительства. К примеру, Комитет по развитию туризма и Министерство транспорта должны осуществлять единую политику в решении вопросов увеличения потока туристов и повышения прибыльности туристической отрасли, требующих сокращения расходов на воздушный, железнодорожный транспорт, снижения стоимости билетов, улучшения качества дорог и инфраструктуры.

Следует также сказать о том, что вопросы привлечения инвестиций и препятствующие этому проблемы необходимо обсуждать одновременно, обеспечить их решение на месте. В этой связи целесообразно, чтобы члены правительства не реже одного раза в неделю рассматривали наиболее актуальные вопросы социально-экономического развития, непосредственно с людьми обсуждали их проблемы и сплоченной командой обеспечивали их эффективное решение.

Настало время ликвидировать те созданные при Кабинете Министров комиссии и рабочие группы, которые принимали решения без обсуждения реальной ситуации в той или иной сфере.

Еще один аспект - органы исполнительной власти призваны путем опросов и других форм анализа регулярно изучать мнение широкой общественности относительно исполнения решений. Вместе с тем необходимо наладить систему обратной связи с населением, создать электронный портал, специальные страницы в социальных сетях.

Во-вторых, каждый исполнительный орган обязан иметь конкретный план и программу по развитию вверенной сферы на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

К сожалению, в настоящее время не все руководители глубоко осознают значение этого требования. Большинство ответственных лиц вме­сто того, чтобы своевременно предупреждать возникновение проблем, тратят силы и ресурсы на устранение их последствий.

Нам придется попрощаться с теми руководителями, которые привыкли работать, не выходя из своих кабинетов, оторвались от жизни, занимаясь бумажной волокитой, отодвинули достижение практических результатов на второй план.

Прошу депутатов Законодательной палаты обратить на это особое внимание при рассмотрении нового состава Кабинета Министров.

Для эффективной организации деятельности руководителей отраслей и регионов нам надо перейти на современную систему менеджмента. Руководителям министерств и ведомств следует изменить стиль работы и научиться брать на себя ответственность.

Выдвижение новых инициатив по решению проблем населения, в том числе предпринимателей, и воплощение их в жизнь должно стать основным критерием оценки деятельности руководителей.

Нельзя забывать ни на секунду, что не решенные своевременно проблемы негативно влияют на качество жизни людей, социальные настроения.

Целесообразно, анализируя деятельность руководителей и сотрудников органов исполнительной власти всех уровней, начиная с Премьер-министра и членов правительства, использовать систему оценки по критериям результативности (KPI).

Необходимо привести существующую систему оценки в соответствие с требованиями международных рейтингов и индексов. Ведь все предусмотренные в них критерии в конечном итоге служат улучшению жизни населения.

Не это ли наша самая важная, первостепенная задача?

К примеру, в "Индикаторе государственного управления" Всемирного банка позиция нашей страны в прошлом году улучшилась по 5 показателям. В основе этого лежали проведенные реформы, была создана эффективная система диалога и изучения проблем людей, способствующая их решению, сделаны важные шаги в обеспечении свободы печати и подотчетности государственных органов народу.

Принесло ли это реальную пользу? Безусловно, да.

Еще один пример. Объединение двух видов налогов привело к улучшению показателя "Налогообложение" в рейтинге "Ведение бизнеса". Кто от этого выиграл? Конечно, предприниматели и деловые люди. Таким образом резко упростились порядок и процесс уплаты налогов.

Наряду с этим в целях создания системы комплексной оценки деятельности органов исполнительной власти на местах необходимо разработать Индекс развития регионов. На его основе правительство будет определять региональную политику, рассматривать вопросы оказания финансовой помощи местным бюджетам, стимулирования работы руководителей. Этот индекс призван отвечать на вопрос, в каком регионе, к примеру, не создана инфраструктура для развития предпринимательства, а какому - больше нужны банковские ресурсы и субсидии.

В-третьих, приоритетной задачей должно стать широкое освещение в средствах массовой информации деятельности государственных органов и хода реформ.

Органы исполнительной власти призваны активнее участвовать в разъяснении населению целей реформ в экономической, социальной и духовной сферах, сути и значения принимаемых документов, а также информировать об их исполнении. При этом следует широко использовать возможности СМИ, социальные сети, веб-сайты, проводить пресс-конференции, брифинги, медиатуры.

В свою очередь правительство, руководители министерств и ведомств, регионов должны оперативно принимать меры по актуальным вопросам, поднимаемым в средствах массовой информации, социальных сетях, и выражать по ним свою принципиальную позицию. Для эффективной организации этой работы каждому ведомству нужно подготовить свою медиа­программу, а Кабинету Министров - установить строгий контроль за ее исполнением.

Каждое министерство и ведомство обязано критически рассматривать свою деятельность по обеспечению открытости информации, регулярно обновлять данные на своих веб-сайтах и в социальных сетях.

Еще один вопрос: сегодня положительные результаты дает система размещения проектов нормативно-правовых актов на электронном портале для их обсуждения широкой общественностью, участия в этом процессе граждан с их мнениями, предложениями и инициативами. В частности, в проекты около 4 тысяч законодательных актов, размещенных на портале, было внесено более 17 тысяч предложений, пересмотрено свыше 1 тысячи документов.

Вместе с тем отсутствует система оценки реализации принятых решений. Кабинету Министров следует разработать предложения по широкому использованию в этих целях системы изучения мнений населения относительно эффективности правительственных решений. Уверен, такие меры сделают правительство ближе к народу. Наряду с этим повысятся качество принимаемых решений и ответственность руководителей.

В-четвертых, настало время поднять на совершенно новый уровень взаимодействие между законодательной и исполнительной властью, повысить его эффективность.

Кабинету Министров необходимо уделить серьезное внимание качеству разрабатываемых и вносимых в парламент законопроектов. Правительство, каждое министерство и ведомство должны перейти на новые методы работы по совершенствованию и систематизации законодательства.

Следует также наладить совместное рассмотрение законопроектов в Законодательной палате, обеспечить согласованность действий в цепочке "Правительство - комитет - Законодательная палата".

Другой важный вопрос - нужно еще больше повысить подотчетность руководителей органов исполнительной власти палатам Олий Мажлиса. Внедрена практика заслушивания отчета правительства об исполнении ежегодной государственной программы. Отныне органы исполнительной власти будут регулярно отчитываться перед палатами парламента по важнейшим вопросам социально-экономического развития. Отчеты должны заслушиваться с участием представителей общественности и средств массовой информации. Безусловно, такой диалог законодательной и исполнительной власти даст позитивные результаты.

Дорогие друзья!

В соответствии со статьей 98 Конституции кандидатуру Премьер-министра предлагает политическая партия, которая по итогам выборов в Законодательную палату Олий Мажлиса заняла наибольшее количество депутатских мест.

Как известно, по результатам недавних выборов самое большое число депутатских мест в нижней палате парламента - 53 - имеет Либерально-демократическая партия Узбеки­стана. Искренне поздравляю избранных от этой партии депутатов и всех членов Либерально-демократической партии Узбекистана с таким высоким результатом.

На состоявшемся на днях заседании Политического совета партии была рассмотрена и представлена Президенту кандидатура Премьер-министра.

Когда речь идет о выборе и утверждении кандидатуры Премьер-министра, все мы хорошо понимаем, насколько это сложная и ответственная задача.

Ведь кандидат на этот пост должен обладать глубокими знаниями и опытом, современным мышлением, организаторскими способностями, быть самоотверженным, требовательным к себе и другим.

Конечно, определиться с выбором личности, которая способна успешно преодолевать испытания, брать на себя ответственность, находить общий язык с людьми, имеет заслуженное уважение и авторитет в обществе, достаточно непросто.

Поэтому на ваше обсуждение должна быть предложена кандидатура человека, внесшего своей деятельностью на ранее занимаемых постах достойный вклад в развитие страны.

Мы много думали над этим вопросом, провели соответствующие консультации, обменялись мнениями. В частности, обстоятельно посоветовались с руководством и активистами Либерально-демократической партии Узбекистана.

С учетом всех высказанных мнений и предложений я рекомендую на эту чрезвычайно ответственную должность кандидатуру Абдуллы Нигматовича Арипова, имеющего многолетний опыт работы как в практической сфере, так и в центральных органах управления, последние три года осуществлявшего деятельность на посту Премьер-министра.

Хочу особо отметить, что Абдулла Арипов обладает большим потенциалом по эффективной организации деятельности Кабинета Министров, умеет сплотить и мобилизовать членов правительства, хокимов и других руководителей на решение стоящих перед нами масштабных задач.

Поэтому прошу вас, уважаемые депутаты и сенаторы, поддержать кандидатуру Абдуллы Нигматовича Арипова, предлагаемого на должность Премьер-министра Республики Узбеки­стан.

Уважаемые депутаты и сенаторы!

В Послании Президента Республики Узбекистан, которое будет представлено парламенту в ближайшие дни, мы подробно рассмотрим приоритетные задачи социально-экономического развития страны, государственного и общественного строительства, дальнейшего реформирования судебно-правовой системы, а также нашу дальнейшую политику в сфере международных отношений.

В завершение хочу подчеркнуть: самое важное и для парламента, и для правительства в предстоящие 5 лет - действовать сплоченно, в тесном сотрудничестве друг с другом, чтобы ускоренными темпами продолжить начатые реформы во имя процветания нашей любимой Родины.

Желаю вам здоровья, успехов и удачи на этом пути.

Спасибо за внимание.

 

Выступления Президента Узбекистана в парламенте страны - в центре внимания экспертов

Представители официальных, деловых и экспертных кругов зарубежных государств с большим интересом изучают содержание выступлений Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на первых заседаниях Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса, совместном заседании обеих палат парламента страны.

Генеральный директор Исследовательского института изучения Центральной Азии и Кавказа Тецуджи Танака отметил, что глубоко символично, что дата выступления Президента Шавката Мирзиёева на заседаниях палат Олий Мажлиса и речь премьер-министра Японии Синдзо Абэ на открытии очередной парламентской сессии совпали по времени. Он сообщил, что в качестве международного наблюдателя имел возможность следить за ходом парламентских выборов, прошедших в Узбекистане в соответствии с международными демократическими принципами.

Ознакомившись с основными моментами выступлений главы Узбекистана, эксперт назвал их своевременными и важными. Он высоко оценил стремление Президента Шавката Мирзиёева к дальнейшей демократизации общества и ускорению проведения реформ в различных сферах общественно-политической и социально-экономической жизни страны.   

Т. Танака выразил удовлетворение тем фактом, что в новый парламент избраны 48 женщин, что ярко демонстрирует соблюдение узбекской стороной принципа гендерного равенства. Он пожелал успешной работы депутатам обеих палат Олий Мажлиса и выразил надежду, что они будут активно вносить свой вклад в дальнейшее развитие и процветание Узбекистана.

Председатель Японской организации по внешнему техническому содействию в области медицины (OMETA), главный исполнительный директор компании "Сакура Глобал Холдингс" К. Мацумото отметил, что деловое сообщество Японии пристально следит за происходящими в Узбекистане положительными переменами, интерес к которой стремительно растет после визита на высшем уровне в Японию в декабре 2019 года, открывшего "новую эру" в двусторонних отношениях.

Собеседник сообщил, что он внимательно ознакомился с выступлениями Президента Узбекистана на заседаниях палат Олий Мажлиса, которые, по его мнению, определили новый курс развития страны на ближайшую перспективу.

Особое внимание привлекли вопросы совершенствования медицинской сферы в Узбекистане, отмеченные в обращении. Он выразил готовность внести свой вклад в развитие этой отрасли в стране посредством реализации совместных проектов по созданию узбекско-японского медицинского центра в Ташкенте, организации сборки медтехники - инкубаторов для новорожденных и паровых стерилизаторов, договоренности по которым были достигнуты в декабре 2019 года.

Руководитель исследовательского центра Университета Цукуба профессор Масаки Оно отметил, что для него было огромной честью посетить Узбекистан в качестве международного наблюдателя из Японии на парламентских выборах в декабре 2019 года.

"Мы стали свидетелями масштабных изменений в социально-политической жизни Узбекистана. Эти позитивные перемены были полностью отражены в ходе проведения парламентских выборов, которые прошли в условиях открытости и активности политических партий республики", - подчеркнул он.

- Выступления Президента Узбеки­стана Шавката Мирзиёева перед вновь избранными депутатами Законодательной палаты и членами Сената Олий Мажлиса имеют историческое значение, - сказал он. - Глава страны продемонстрировал стратегическое видение растущей роли и задач парламента в процессе дальнейшего реформирования общества и создания лучших условий жизни для всего народа республики.

Председатель Ассоциации дружбы "Япония-Узбекистан" Нобухико Шима считает, что Президент Узбекистана в своих выступлениях в парламенте, говоря о результатах реформ, осуществленных в 2019 году, обозначил новые задачи перед депутатами, сенаторами и правительством на ближайшие пять лет.

"Узбекистан под руководством нового лидера добился значительных успехов в последние годы. Безусловно, эти достижения по улучшению качества жизни населения и имиджа страны высоко ценятся в международном сообществе, в том числе в Японии.  Убежден, что Узбекистан достигнет еще больших успехов в 2020 году", - заключил он.

Директор Института перспектив и безопасности Европы Эммануэль Дюпюи (Франция) считает, что заслуживает высокой оценки инициатива главы Узбекистана о дальнейшем укреплении роли законодательной власти, чтобы создать баланс с исполнительной властью. Например, внесен в практику "час правительства", где парламентарии напрямую обращаются письменно или устно к министрам. Это, безусловно, способствует росту влияния законодательной ветви власти.

"Важным шагом является активизация правительственного интернет-сайта "Менинг фикрим", который позволяет обычным гражданам напрямую обратиться с вопросами относительно административного фун­кционирования. Очередная важная инициатива - необходимость содействия в повышении квалификации парламентариев, чтобы они смогли полноценно осуществлять свои функции законодателя и регулятора. В этом контексте Академия государственного управления при Президенте Республики Узбекистан имеет необходимый опыт и возможности", - говорит он.

По его мнению, большую поддержку в международном сообществе получило избрание по инициативе Президента Узбекистана председателем Сената Олий Мажлиса Танзилы Нарбаевой.
В целом большая репрезентативность женщин в новом парламенте страны является хорошим примером.

"Другим важным элементом является укрепление роли Сената Олий Мажлиса, что является признаком децентрализации власти. Демократия развивается благодаря одновременной динамике: сверху вниз (сильное государство, модернизация страны) и снизу вверх (уча­стие избранных представителей регионов и местных властей в принятии решений государственного характера)", - подчеркнул Э. Дюпюи.

Президент Центра глобальных и стратегических исследований (ЦГСИ) Пакистана, бывший посол ИРП в Боснии Х. Джаффри высоко оценил итоги парламентских выборов в Узбекистане, в которых он принял участие в качестве международного наблюдателя. Он с огромным интересом наблюдает за итоговыми процессами по формированию обновленного парламента и правительства в Узбекистане, что станет новым историческим этапом дальнейшего развития республики.   

Как считает глава ЦГСИ, инициативы узбекского лидера по повышению эффективности нового законодательного и исполнительного органа, а также результативности их работы с электоратом еще раз свидетельствуют о том, что он является реформатором нового фор­мата.

По мнению эксперта, Узбекистан развивается быстрыми темпами, превращаясь в центр региональной экономической политики и демократических преобразований. Следовательно, страна расширяет фундаментальные правовые принципы и гендерное равенство во всех отраслях жизнедеятельности государства, в том числе в парламенте страны. При этом активизируются многофункциональные связи республики с внешним миром, а также между парламентами иностранных государств.

Затрагивая поднятые Президентом Шавкатом Мирзиёевым вопросы в области социально-экономического развития страны, он обратил внимание на актуальные задачи по дальнейшему развитию сфер плодоовощеводства и животноводства в качестве локомотива сельского хозяйства Узбекистана. "Действительно, в XXI веке вопросы продовольственной безопасности играют ключевую роль в социальной, политической и экономической стабильности каждого народа. Соответственно, Узбеки­стан, будучи государством с самым развитым в регионе агропромышленным комплексом, в том числе в результате колоссальных крупномасштабных реформ главы государства, может стать региональным продовольственным цен­тром".

В качестве примера Х. Джаффри сообщил, что за последние два года импорт Пакистаном плодоовощной продукции из Узбекистана увеличился в трехкратном размере (более 80 миллионов долларов). Это в свою очередь демонстрирует эффективность реформ в сельском хозяйстве Узбекистана и огромный потенциал для пакистано-узбекистанских отношений в этой области.

 В целом, по оценкам директора ЦГСИ, в последнее время Президент Узбекистана провел огромную работу по реформированию всех отраслей жизнедеятельности страны, возросла политическая активность в обществе, укрепляется доверие населения к парламенту и правительству, что является гарантом стабильного развития республики.

Выступления Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева опубликованы на новостных порталах "Diplomatic News Agency" и "Islamabad Post". 

ИА "Дунё".

 

Новый демократический облик Узбекистана:
какие приоритетные задачи стоят перед парламентом?

Президент Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на первом заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса нового созыва особо подчеркнул, что первоочередной задачей сегодня является реализация принципа "Новый Узбекистан - новые выборы - новый парламент". В этом контексте стоит обратить внимание на несколько актуальных вопросов.

Состоявшиеся выборы в парламент и Кенгаши народных депутатов, прошедшие под девизом "Новый Узбекистан - новые выборы", стали важным политическим экзаменом для нашей страны. Организаторы выборов - избирательные комиссии всех уровней во главе с Центральной избирательной комиссией, уча­стники - политические партии, а также избиратели достойно проявили себя в этом процессе. Самое главное, что выборы прошли в соответствии с общепризнанными демократическими принципами открытости, честности, справедливости и прозрачности. За голосованием наблюдали более 70 тысяч представителей политических партий и органов самоуправления граждан нашей страны, 825 представителей от десяти международных организаций, свыше 50 иностранных государств, 1155 представителей зарубежных и отечественных СМИ.

Следует подчеркнуть, что впервые для наблюдения за выборами в Узбекистан приглашена полноценная миссия Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Это стало проявлением политической воли руководства республики, продолжением политики открытости нашего государства для внешнего мира, приверженности Узбекистана общепризнанным избирательным принципам гласности и справедливости.

Отмечу, что за 25 лет БДИПЧ ОБСЕ свыше 400 раз наблюдала за выборами более чем в  50 государствах мира, в том числе трижды - за президентскими и пять раз - за парламентскими выборами в Узбекистане. При этом прошедшие выборы в представительные органы власти в нашей стране получили самую высокую оценку миссии среди всех выборов, проведенных в странах СНГ, за которыми она также наблюдала.

Еще одной важной особенностью нынешних выборов стал гендерный вопрос - неотъемлемая задача достижения Целей устойчивого развития ООН. Впервые Узбеки­стан полно­стью выполнил рекомендации ООН относительно количества женщин в парламенте (не менее 30 процентов). По итогам прошедших в острой политической борьбе выборов в нижнюю палату нового парламента избраны 48 женщин, а в верхнюю - 24. В новом парламенте страны количество женщин-депутатов составляет 32 процента от общего числа депутатов Законодательной палаты, женщины-сенаторы составляют 25 процентов членов Сената. Тем самым по этому показателю мы заняли 37-е место среди 190 парламентов мира, в то время как в 2014 году мы находились лишь на 128 позиции (количество женщин в парламенте составляло 16 процентов). Все это стало результатом справедливой и последовательной политики лидера страны по повышению роли женщин в управлении обществом и государством, обеспечению их прав, свобод и законных интересов.

Прошедшие выборы продемонстрировали, что молодежь сегодня стала важнейшим фактором устойчивого развития государства, строительства нового Узбекистана, решающей силой прогресса. Ярким свидетельством этого является избрание девяти депутатов (шесть процентов) Законодательной палаты и местных Кенгашей (десять процентов) в возрасте до 30 лет, в то время как средний аналогичный показатель в мире составляет два процента. Это является непосредственным результатом осуществляемых в стране реформ по поддержке молодого поколения.

Также стоит отметить, что выборы прошли на фоне значительного усиления роли парламента и политических партий в выработке и реализации важнейших приоритетов внутренней и внешней политики нашего государства. Так, если в нижней палате парламента в 2015 году действовало девять межпарламентских групп по сотрудничеству с парламентами других стран, то в 2019-м их количество достигло 28. В парламенте принято 248 иностранных делегаций. В частности, парламент Узбекистана стал активным участником многих авторитетных международных межпарламентских объединений, в том числе Межпарламентского союза, Парламентской ассамблеи ОБСЕ, Межпарламентской ассамблеи СНГ.

Можно привести еще много примеров того, что прошедшие выборы продемонстрировали миру новый демократический облик Узбеки­стана. Что самое важное - они показали коренное изменение мышления народа, твердую решимость Узбекистана продолжить путь демократизации и модернизации общества, а также то, что демократические процессы в стране приобрели необратимый характер. Об этом свидетельствует и тот факт, что 111 депутатов являются впервые избранными. Это говорит о возросших требованиях избирателей к народным депутатам.

В этих условиях естественно актуализируются вопросы о том, каким должен быть новый парламент. Какие приоритетные задачи он должен решить в ближайшей перспективе? На них мы получили ответ во время выступлений Президента на первых заседаниях Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса, а также их первом совместном заседании.

Новый парламент в прямом смысле этого слова должен превратиться в национальный парламент - своеобразный "Дом народа", где работают его представители, принимающие решения от имени людей, во имя их блага. Парламент должен стать подлинно народным. Для этого необходимо поднять систему диалога с народом на качественно новый уровень, который позволит депутатам поддерживать постоянную связь с избирателями. Граждане должны знать своих депутатов, которые обязаны защищать, отстаивать и продвигать их интересы, обладать глубокими знаниями, самоотверженно трудиться, проявлять инициативу, связывать свою жизнь с судьбой народа, ставить интересы Родины превыше всего.

В своей деятельности новый парламент должен думать и исходить из потребностей населения, осуществляемых в стране масштабных демократических реформ. Мы не должны забывать, что сегодня наше население разбужено от политической сонливости, переживает этап своеобразного политического возрождения. Значительно вырос уровень политической культуры населения, изменяется его мировоззрение.

Словом, каждый из нас на своем участке работы должен практическими делами оправдывать доверие граждан. Главным критерием нашей деятельности должны стать результативность на деле и обеспечение прав и интересов народа. Мы должны значительно усилить деятельность парламента в сфере защиты и продвижения национальных интересов нашей страны, улучшения имиджа
Узбекистана на мировой арене, более активно и эффективно использовать механизмы "парламентской дипломатии". При этом в поле зрения должны постоянно находиться вопросы, касающиеся улучшения позиций нашей страны в международных индексах демократии, верховенства закона, коррупции, готовности к инновационному развитию, ведения бизнеса и привлекательности для инвестиций, свободы слова и прессы. За последние годы приняты десятки Указов и постановлений Президента в этой сфере. Мы должны способствовать законодательному и организационному обеспечению обозначенных в них целей и задач, активно используя механизмы парламентского и общественного контроля.

Парламент должен принимать активное участие в реализации международных инициатив Президента. За последние три года глава государства предложил около 30 инициатив в различных международных организациях. В частности, были приняты резолюции ООН по семи инициативам ООН. Восемь - реализованы в рамках ШОС.

В числе приоритетов нашего парламента должны быть и вопросы повышения роли Законодательной палаты в защите прав человека, реализации "дорожных карт" по выполнению рекомендаций международных организаций по основным международным договорам в области прав человека. Еще одна из задач, стоящих перед парламентом, касается под­держки негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, повышения их роли в достижении Целей устойчивого развития ООН.

Нам также следует в корне пересмотреть законотворческую и контрольно-аналитическую деятельность исходя из потребностей обеспечения темпов экономического роста, совершенствования налогово-бюджетной политики, развития отраслей промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства, жилищной и коммунальной сфер. При этом главным ориентиром для нас остается увеличение объема ВВП в два раза (до 100 миллиардов долларов), снижение уровня инфляции до пяти процентов, наращивание производства потребительской продукции.

Для решения приоритетных задач, стоящих перед парламентом, от депутатов требуется постоянная работа над собой, инициативность, готовность брать на себя ответственность за принимаемые законы и иные решения. Только в этом случае мы достигнем поставленных целей, обеспечим последовательное движение нашей страны по избранному народом курсу демократического развития. Новый парламент призван решать приоритетные задачи строительства нового, демократического, сильного, мощного, открытого для внешнего мира, устойчиво развивающегося и конкурентоспособного Узбекистана, а также построению в нем справедливого гражданского общества.

Акмаль Саидов.

Первый заместитель
Спикера Законодательной палаты

Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

 

Как единая семья

Послание главы государства Олий Мажлису Республики Узбекистан из года в год отражает пройденный путь развития страны с учетом исполнения Госпрограммы в рамках реализации долгосрочной Стратегии действий. Вместе с тем в этом значимом обращении говорится об актуальных темах, поднимаются проблемы, которые необходимо решить, а также ставятся задачи на перспективу.

В пятом блоке Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017-2021 годах уделено внимание сфере обеспечения межнационального согласия и религиозной толе­рантности. Также отмечено, что царящие в нашей стране мир и спокойствие, дружба и единство народа, взаимное уважение и межнациональное согласие являются бесценным богатством и главным достижением независимости, и что сохранение межнационального согласия - приоритетное направление.

В нашей стране с первых дней независимости уделяется внимание созданию для всех проживающих в республике наций и народностей максимально благоприятных условий для возрождения и сохранения их культурного наследия, укреплению духа межнационального согласия и взаимопонимания в обществе, обеспечению равных прав и возможностей. И это понятно, ведь гостеприимство, доброта, щедрость души и подлинная толерантность испокон веков присущи нашему народу.

В настоящее время в стране успешно функционируют 139 национальных культурных центров, а также 36 обществ дружбы Узбекистана с иностранными государствами. Вместе с тем Комитет по межнацио­нальным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами при Кабинете Министров Республики Узбекистан призван способствовать претворению в жизнь политики государства в этом направлении.

На территории Центральной Азии, в частности Узбекистана, издавна проживали представители разных этносов. В сознании соотечественников чувство единой большой многонациональной семьи воспитывается с детства, и поэтому дружба и межнациональное согласие граждан независимо от их национальной принадлежности являются достоянием нашей республики.

В соответствии с Указом Президента "О мерах по дальнейшему совершенствованию межнациональных отношений и дружественных связей с зарубежными странами" от 19 мая 2017 года на базе Совета обществ дружбы и культурно-просветительских связей Узбекистана с зарубежными странами и Республиканского интернационального культурного центра создан Комитет по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами при Кабинете Министров.

Безусловно, объединение сыграло свою положительную роль: осуществляются всесторонняя поддержка и дальнейшее развитие деятельности национальных культурных центров и обществ дружбы, расширение культурно-просветительских связей с зарубежными странами, пропаганда сути и значения достижений страны в разных сферах жизни общества, а также эффективная координация проводимой работы и реализуемых мер в этом направлении.

В течение 2019 года комитетом, обществами дружбы и национальными культурными центрами Узбекистана проведено более двух тысяч культурно-просветительских мероприятий (концертов, выставок, "круглых столов", бесед, встреч с представителями национальных культурных центров), посвященных укреплению в стране межнационального согласия. Они проведены в регионах страны, в них приняли участие более 150 тысяч человек.

Сотрудники комитета участвовали в подготовке трех концепций, выступили с научными докладами и информационными сообщениями на семи международных и 12 республиканских конференциях, семинарах, "круглых столах", пресс-конференциях, а также провели 15 выступлений на других мероприятиях.

К важнейшим направлениям деятельности комитета относятся вопросы налаживания дружественных международных связей, развития продуктивного сотрудничества, укрепления дружбы с гражданскими сообществами зарубежных стран, в том числе с диаспорой соотечественников, проживающих за рубежом; вопросы содействия широкой пропаганде в зарубежных странах достигаемых нашим государством и обществом успехов, формирования объективных представлений о пройденном историческом пути и реалиях современного этапа развития страны и общества.

В этих направлениях в 2019 году проделана большая работа: координируется деятельность 36 обществ дружбы с зарубежными странами, устанавливаются связи с партнерскими организациями за рубежом, осуществляется прием иностранных делегаций и направляются делегации Узбекистана за рубеж для реализации вышеуказанных задач, с зарубежными партнерами заключаются меморандумы о сотрудничестве, совместно проводятся различные мероприятия, ориентированные на ознакомление зарубежной аудитории с проводимыми в нашей стране масштабными преобразованиями.

Комитет может гордиться тем, что каждый день привносит вклад в укрепление атмосферы дружбы, развитие культуры, традиций и обычаев национальностей, проживающих в Узбеки­стане. Ведь, как известно, успешное осуществление преобразований в социально-политической, экономической и культурно-гуманитарных сферах в каждом обществе напрямую зависит от уровня межнационального диалога в стране.

Также налажены тесные отношения с соотечественниками за рубежом, в рамках своих полномочий комитет оказывает им содействие в сохранении, развитии и распространении узбекской культуры и национальных традиций. В частности, для реализации выдвинутых руководством страны инициатив зарубежным обществам и этнокультурным узбекским объединениям переданы более 980 книг, журналов, учебников и другой литературы по изучению узбекского языка.

Одним из направлений также является установление дружественных, равноправных и взаимовыгодных отношений с зарубежными странами. В 2019 году по линии налаживания международного сотрудничества и укрепления связей с соотечественниками за рубежом комитетом приняты 14 делегаций соотечественников из Казахстана, Таджики­стана, Кыргызстана, России, США, Израиля, Турции и Афганистана. Обсуждены вопросы дальнейшего взаимодействия в культурно-гуманитарной сфере.

Организованы видеоконференции с соотечественниками во Франции, США и Финляндии.

Проведены 12 встреч с партнерами из Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана, России, Германии, Болгарии, Монголии, Латвии, Литвы, Турции, Японии и Китая для налаживания дву­сторонних отношений. Также совместно с иностранными партнерами на постоянной основе организуются различные культурно-просветительские и научно-практические мероприятия.

Так, Комитетом совместно с обществами дружбы проведены выставки, концертные программы, "круглые столы", конференции и семинары, художественно-литературные вечера в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Болгарии, Латвии, КНР.

Все эти научно-практические и культурно-просветительские мероприятия направлены на укрепление принципов толерантности и межнационального согласия в Узбекистане и служат формированию позитивного имиджа нашей страны в международном сообществе.

Также для ознакомления международного сообщества с реформами и позитивными изменениями в Республике Узбеки­стан, налаживания контактов с профильными зарубежными организациями, участия в международных мероприятиях, посвященных вопросам этнополитики и обмена опытом по ведению "народной дипломатии" для развития международных связей государств, комитетом и обществами дружбы осуществлены 11 зарубежных визитов в Германию, Италию, Польшу, Болгарию, Китай, Таджики­стан, Казахстан и Кыргызстан.

Для укрепления дружественных связей с зарубежными странами подписаны меморандумы о двустороннем сотрудничестве с Всекитайской ассоциацией по содействию дружбе, Ассамблеей народа Казахстана и Таджик­ским обществом дружбы и культурных связей с зарубежными странами, Россотрудничеством и Государственным агентством по делам местного управления и межэтнических отношений при правительстве Кыргызской Республики. Кроме того, ведется работа по налаживанию контактов с профильными организациями Пакистана, Японии, Азербай­джана и России.

Уникальное единство и сплоченность многонационального народа позволяют Узбекистану противостоять вызовам и угрозам современности. Здесь давно укоренилось осознание того, что толерантность - основа взаимопонимания и согласия в обществе.

В эпоху глобализации, когда происходит взаимодействие и проникновение культур и религий, толерантное отношение в обществе особенно актуально. Именно поэтому укрепление гражданского и межнационального мира определено одним из приоритетных направлений Стратегии действий в сфере обеспечения безопасности в республике.

Камолиддин Ишанходжаев.

Заместитель председателя Комитета по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

Фото информационной службы комитета.

 

СNN: Узбекистан - жемчужина Центральной Азии

Американская медиакомпания "Cable News Network" (CNN) опубликовала статью, в которой рассказывается о туристском потенциале нашей страны.

CNN является мировым лидером в области подготовки и передачи новостных материалов, которые транслируются по всему миру.

Примечательно, что данный материал является второй публикацией СNN о нашей стране за последний месяц, посвященной туристскому потенциалу Узбекистана, историко-культурному наследию узбекского народа, а также древней архитектуре Самарканда, Бухары и Хивы.

Как отмечает американское издание, в прошлом Узбекистан был "бьющимся сердцем всего мира". "Будучи в центре Шелкового пути, притягивая торговцев от Китая и Индии до Средиземноморья, Узбекистан также был источником знаний и науки, распространяя свои достижения по всему континенту", констатирует CNN.

"Из Узбекистана в X веке пришла алгебра благодаря Мухаммаду аль-Хорезми, медицина и философия - Авиценне. Аль-Беруни - человек с удивительным талантом - написал трактаты по математике, антропологии, астрологии и географии в XI веке. Спустя столетия Улугбек - внук Амира Темура использовал эту волну знаний, чтобы основать современную астрономическую обсерваторию на вершине холма в Самарканде", отмечает американ­ское издание.

В статье отдельное внимание уделяется древним городам Узбекистана: "туристы со всего мира приезжают в комплекс Ичан-Кала в Хиве - хранилище узбекской истории, отмеченное ЮНЕСКО и наполненное внушительной архитектурой - бледные песочные гробницы, отличающиеся простотой, расположены бок о бок с медресе и музеями. Все это почти похоже на съемочную площадку фильма, и, пожалуй, единственное место в Узбекистане, где каждый может погрузиться в караван-сарай прошлого".

CNN также знакомит своих читателей с руинами на территории Каракалпакстана, отмечая, что "на равнинах находится портал в другую эпоху, славную Зороастрийскую империю, возможно, первую в мире сверхдержаву, которая простиралась от реки Инд до Балкан в Европе".

Как пишет медиакомпания, современный Нукус стал уютным городом, где Игорь Савицкий трудился, чтобы накопить большую коллекцию картин авангарда.

Кроме того, в материале упоминается, что "шелк был быстроразвивающейся частью маргиланской (и узбекской) истории, а рулоны мерцающей ткани экспортировались в Россию, Персию, Константинополь, Индию, Сирию, Аравию, Италию и даже страны восточной Африки".

Ташкентский метрополитен также в центре внимания CNN: "он (метрополитен) украшен густой, брутальной архитектурой, возвышающейся до небес. Каждая подземная остановка оформлена изысканно спроектированными станциями: на одной из них седые сводчатые потолки украшены барочными люстрами, другой - лицо Валентины Терешковой, первой женщины в космосе, третья освещена экстравагантными росписями из хлопка", подчеркивается в публикации.

В статье также пишется, что Узбекистан имеет огромный потенциал гастрономического туризма.

"Национальное блюдо страны - обогащенный специями плов. Он может быть как повседневным блюдом, так и предназначенным для свадебных и торжественных мероприятий. К счастью для туристов, его можно найти повсюду - от маленьких закусочных до самых модных ресторанов", отмечает CNN.

В завершение издание рекомендует посетить Узбекистан весной или осенью, а также уделить достаточно времени (три недели) насладиться всеми прекрасными архитектурными сооружениями и историко-культурным наследием страны.

ИА "Дунё".

 

Несколько оттенков  разноцветной  среды

Прошедший день оказался богат на футбольные события.  Сразу в двух матчах в среду выступали наши футболисты.

Приоритетным, конечно, был полуфинальный поединок молодежного чемпионата Азии между сборными Узбекистана и Саудовской Аравии. Наши парни уступили с минимальным счетом 0:1 и отложили борьбу за путевку на Олимпиаду-2020 до встречи за третье место, которая состоится 25 января.

Несколько в тени оказался отборочный матч в рамках Лиги чемпионов Азии. Противостояли ташкентский "Бунёдкор" и "Аль-Заура" из Ирака. Подопечные главного тренера Вадима Абрамова предсказуемо выиграли - 4:1. Слегка подкрепили реноме отечественного футбола среди лучших клубов континента. Теперь "ласточкам" предстоит 28 января матч с командой "Аль-Айн" из Объединенных Арабских Эмиратов. Победа в гостях позволит "Бунёдкору" в группе "Д" сразиться в дальнейшем с "Сепахоном" (Иран), "Аль-Саддом" (Катар) и "Аль-Насром" (Саудовская Аравия).

Развязка - случайный гол

Пожалуй, именно так можно охарактеризовать итог за выход в финал молодежного чемпионата Азии между дружинами Узбеки­стана и Саудовской Аравии. К сожалению, не повезло нашим двадцатитрехлетним парням.

Эксперты Азиатской футбольной ассоциации четко обозначили, что эта игра определит: выиграет лучшая атакующая сборная (узбекистанцы в четырех предыдущих матчах забили девять мячей) или самая непробиваемая защищающаяся дружина (коллектив из Саудовской Аравии в ходе чемпионата пропустил в свои ворота лишь один гол).

Исходя из такой диспозиции и действовали полуфиналисты. Главный тренер наших земляков Любинко Друлович, последовательно претворяя свое видение футбола, вновь выставил прежний стартовый состав, победивший в четвертьфинале соперников из Объединенных Арабских Эмиратов. Никаких изменений. Хотя, конечно, следовало бы внести некоторые изменения. У лидеров сборной накопилась усталость. Но слишком многое поставлено на карту, чтобы менять козыри. Выход в решающую стадию позволил бы как минимум завоевать серебряные медали, а главное - получить право выступить на Всемирных играх четырехлетия. Не стал наставник экспериментировать или просто не верил в возможности запасных?

Разрушать - не созидать. Такого принципа придерживались саудовцы. Это ведь уже дало практические результаты. Хотя, заметим, что в противосто­янии с хозяевами чемпионата - тайцами - в четвертьфинале выиграли они с минимальным скандальным счетом 1:0. Ошибочно зафиксировали взятие ворот даже арбитры на мониторе (VAR). Этот случай до сих пор обсуждают СМИ Таиланда. Не случайно то, что матчи ведущих сборных ныне проходят практически при пустых трибунах. Своеобразный протест.

Соотечественники, признанные лучшими нападающими, конечно же, пытались найти бреши в обороне противников. Уже в начале первого тайма создали ряд голевых моментов. Трижды мог отличиться форвард "Насафа" Абдухаликов. Что-то не везет парню, который в товарищеских и контрольных матчах забил около десятка мячей. Многие считали, что он станет открытием чемпионата и получит от скаутов выгодный контракт в зарубежном клубе.

Что еще примечательно: имея в очередной раз большое территориальное преимущество, наши парни до перерыва лишь трижды пробили по воротам, только один - в створ. А члены сборной Саудовской Аравии пять раз угрожали вратарю Абдувахиду Неъматову. Поч­ти в два раза больше. И это - защищающаяся команда, которая подала два угловых, а наши парни - ни одного корнера. Саудовцы не ушли в глухую оборону, давали играть в открытый футбол.

Сценарий не изменился и после антракта. Опять все тот же Абдухаликов на острие атаки мог стать героем.
Однажды не попал в пустые ворота с расстояния примерно сорок... сантиметров.

Узбекистанцы, как ни диктовали условия игры, а за минуту до окончания основного времени пропустили мяч. Сами футболисты называют такой мяч "гол-дурак". Влетел рикошетом. Поражение тоже сродни такому высказы­ванию.

Теперь предстоит сыграть за третье место. Поединок станет еще более трудным. Ведь претендент на лицензию на участие в Олимпийских играх - главный фаворит молодежного чемпионата Азии - сборная Австралии.

Не оставив никаких шансов

После удручающего поражения серебряного призера чемпионата страны "Локомотива" в рамках отборочного раунда Лиги чемпионов Азии порадовал болельщиков "Бунёдкор". Пробился в стадию плей-офф.

Еще перед началом матча главный тренер иракского клуба "Аль-Заура" Босим Косим на пресс-конференции заявил, что его ребята... не подготовлены к отборочному туру. На это высказывание опытный полузащитник Лутфулла Тураев отреагировал так:

- Это заявление - просто уловка наставника. Будучи на учебно-тренировочных сборах в Дубае, мы имели возможность наблюдать игры с участием "Аль-Зауры". Иракцы оставили хорошее впечатление. Тактически грамотно действуют на поле.

А вот у "Бунёдкора" действительно большие проблемы. В молодежную сборную, выступающую, как известно, на чемпионате Азии в Таиланде, отозваны Тухтасинов и Абдуллаев. Перешли в другие команды Гадоев и Турсунов, отсутствует Гиесов. Значимые потери в стартовом составе.

Но главный тренер Вадим Абрамов тем и славится, что умеет даже из казалось бы безвыходных ситуаций найти верное решение. Вот и к отборочному раунду создал из имеющихся футболистов дееспособный коллектив единомышленников. К тому же буквально точечно пригласил в команду необходимых под его тактику новичков.

Именно влившиеся в дружину ребята и сделали погоду. Быстрый гол уже на восьмой минуте забил Мурад Холмурадов с пенальти. Правда, потом, как ни старались ташкентцы, больше распечатать ворота "Аль-Зауры" до перерыва не удалось.

Зато вторая половина матча оказалась богата на голы. Главным действующим лицом стал  Хумаюн Муртазаев. В его активе дубль. Первый свой мяч он отправил в ворота уже на первой минуте после антракта, а еще один - за десять минут до окончания поединка. Гости, сопротивлявшиеся до конца, лишь за пятьдесят секунд до финального свистка размочили счет. Действительно, главный тренер Босим Косим немного лукавил. Совсем не мальчиками для битья выглядели его подопечные на поле. Просто "Бунёдкор" оказался значительно лучше подготов­ленным.

 

 

pdf версия газеты

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech