05 Август 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +32,6 °C

14 Дек  2019 1439

Экологическая партия Узбекистана выступает за развитие и углубление международного сотрудничества во всех сферах жизни!

Адаптация к изменению климата и меры по смягчению последствий климатических вызовов.

Забардаст Буриев, заместитель директора Института геномики и биоинформатики Академии наук Республики Узбекистан, кандидат в депутаты Законодательной палаты от 140-го Дархан­ского избирательного округа:

- В соответствии с задачами Государственной программы-2019 осуществляется активная инвестиционная политика, направленная на развитие действующих и создание новых производственных мощностей, внедрение передовых инновационных технологий.
В то же время ускоренное развитие индуст­рии, сельскохозяйственного производства и сферы услуг повышает риски увеличения выбросов углекислого газа, метана и других парниковых газов.

Безусловно, изменение климата - глобальная проблема, но в Центральноазиат­ском регионе последствия климатических изменений ощущаются гораздо жестче, чем в других регионах мира. Это стало следствием того, что Аральское море, которое было климаторегулирующим водоемом, смягчающим резкие колебания погоды в регионе, ныне потеряло свое значение.

В последние два года Узбекистаном предприняты беспрецедентные меры по смягчению социально-экономических и экологических последствий Аральской катастрофы. На высохшем дне моря семенами саксаула засеяна 461 тысяча гектаров, подготовлены борозды для посадки саженцев солеустойчивых растений на площади 1,1 млн гектаров. Эти и другие меры направлены на противодействие выносу пыли и соли с высохшего дна моря, смягчение воздействия потепления климата в регионе на окружающую среду и здоровье населения.

Для Узбекистана важное значение имело подписание и последующая ратификация Парижского соглашения по климату, которое стало самым важным документом мирового сообщества в последние годы.

В целях выполнения обязательств страны по Парижскому соглашению была разработана и 4 октября 2019 года утверждена постановлением Президента Стратегия по переходу Республики Узбекистан на "зеленую" экономику на период 2019-2030 годов, направленная на последовательную модернизацию промышленности, повышение энергоэффективности и энергосбережения в ключевых секторах экономики, что позволит стабилизировать уровень выбросов парниковых газов. 

Предусмотренные в Стратегии задачи, ориентированные на ускорение процесса перехода Узбекистана к "зеленой" экономике и эффективное достижение Целей устойчивого развития ООН, рассматриваются в качестве ключевых вопросов.

Предпринимаемые страной меры по энергосбережению уже сегодня позволили нашей стране снизить выбросы парниковых газов. В частности, по данным Международного энергетического агентства, которое учитывает выбросы углекислого газа от сжигания топлива, углеродоемкость ВВП Узбекистана в 2015 году снизилась на 33,6 процента относительно 2010-го. И сейчас в республике имеются благоприятные условия для достижения показателя снижения углеродоемкости ВВП. В связи с этим Республика Узбекистан взяла на себя количественное обязательство определяемого на национальном уровне вклада - снижение к 2030 году удельного выброса парниковых газов на единицу валового внутреннего продукта на 10 процентов от уровня 2010 года, включенное в Стратегию как один из целевых показателей ее реализации. Наряду с этим в Стратегии предусматривается модернизация инфраструктуры промышленных предприятий и обеспечение их устойчивости за счет повышения энергоэффективности на 20 процентов и более широкое применение чистых и экологически без­опасных технологий и промышленных процессов.

В предвыборной программе Экологической партии Узбекистана вопросы продвижения принципов "зеленой" экономики, реализации мер по адаптации к изменению климата и осуществлению мероприятий по смягчению последствий климатических вызовов занимают особое место. В их числе снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в 1,5 раза, расширение площади лесных насаждений с 7,6 до 15 процентов, доведение доли возобновляемой энергетики в энергобалансе страны до 10 процентов. Выполнение этих задач станет вкладом Экопартии в выполнение  обязательств Узбекистана по Парижскому соглашению по климату.

Сотрудничество Узбекистана и Европейского Союза в сфере экологии и рационального природопользования: необходимость инновационных идей и решений

Даврон Орипов, начальник инспекции по контролю в сфере экологии и охраны окружающей среды Учкуприкского района, кандидат в депутаты Законодательной палаты от 104-го Учкуприкского избирательного округа:

- Анализ результатов реализации Стратегии Европейского Союза (ЕС) по Центральной Азии, принятой 10 лет назад, показал необходимость пересмотра основных направлений сотрудничества с учетом опыта совместной деятельности по выполнению программ и проектов, а также произошедших в обществе изменений.

Учитывая, что в Стратегии действий огромное внимание уделяется вопросам экологической безопасности, актуальным становится обновление Стратегии ЕС для Центральной Азии, где экологическая составляющая является одной из ключевых. Ее важнейшими направлениями, на наш взгляд, должно стать внедрение принципов "зеленой" экономики. Важными направлениями сотрудничества Узбекистана и европейских стран должно стать взаимодействие в следующих сферах:

1. Для условий Узбекистана актуальными являются такие возобновляемые источники энергии, как ресурсы солнца, ветра, малая гидроэнергетика, биомасса и геотермальная энергия. Согласно экспертным оценкам потенциал ВИЭ у нас в стране эквивалентен использованию 51 млрд тонн нефти. Существующие сегодня технологии позволяют получить энергию, эквивалентную 179 млн тонн нефти, что в три раза превышает объем добываемого в республике топлива, а также предотвратить выбросы миллионов тонн углекислого газа, различных сернистых соединений, оксида азота и других загрязняющих веществ.

В настоящее время при поддержке ЕС продолжается реализация ряда программ и проектов в сферах социально-экономического развития, предпринимательства и менеджмента, развития доступной энергии. В рамках "Программы устойчивой энергетики для Центральной Азии: возобновляемые источники энергии - энергоэффективность" проведена результативная работа по созданию необходимых правовых и институциональных механизмов, способствующих внедрению возобновляемых источников энергии, а также повышению энергоэффективности на национальном уровне.

Было бы целесообразно продолжить сотрудничество, сфокусировав внимание на внедрении принципов "зеленой" экономики, новейших технологий по использованию возобновляемых источников энергии, водорода как экологически чистого криогенного топлива для транспортных средств и других.

2. Участившиеся аномальные природные явления, связанные с глобальным изменением климата, ставят перед необходимостью усилить внимание к экологической ситуации в регионе Приаралья. Аральская катастрофа усугубила климатические условия в регионе, усилив сухость и жару в летнее время, удлинив холодные и суровые зимы.

Понимая, что преодоление последствий Аральской катастрофы требует сегодня активной консолидации международных усилий, целесообразно привлечение европейских инвестиций для поддержки проектов по смягчению негативного воздействия глобального изменения климата и высыхания Аральского моря, на развитие сельского хозяйства и жизнедеятельность населения в Приаралье и совместную их реализацию.

3. Одной из актуальных задач является обеспечение населения сельских районов качественной питьевой водой. Учитывая, что одним из приоритетных направлений сотрудничества ЕС и Узбекистана определено совершенствование системы водоснабжения, и в настоящее время реализуется проект "Устойчивое управление водными ресурсами в сель­ских регионах", необходимо включить в обновленную Стратегию ЕС поддержку проектов по обеспечению населения отдаленных сельских регионов централизованной системой питьевого водоснабжения.

4. В числе национальных проектов, поддерживаемых ЕС в Узбекистане, есть ряд проектов по управлению отходами. Но время требует новых подходов к решению проб­лем обращения с отходами. Было бы целесообразным рассмотреть возможность партнерства в создании кластеров по сбору, сортировке, переработке и утилизации отходов, а также реализации проектов по реконструкции очистных сооружений для сточных вод в малых городах. В этом процессе важную роль должен сыграть Узбекско-Европейский Совет по иностранным инвестициям и торговле. Этот формат способствовал бы активизации совместной реализации с ведущими компаниями ЕС инвестиционных проектов, направленных на создание высокотехнологичных производств на территории республики, привлечению финансовых ресурсов и передового опыта, а также эффективных методов менеджмента и стандартов в данной сфере.

5. Природа Узбекистана особенна тем, что охватывает практически все экосистемы - высокогорные, водные и пустынные зоны, в которых обитает более 15 тысяч видов животных и произрастает 4,5 тысячи растений. В стране принят ряд важных программ, активно проводятся структурные преобразования, направленные на ускоренное развитие индустрии туризма. Учитывая, что ЕС имеет опыт реализации в Узбекистане проектов по туризму, в целях эффективного использования потенциала охраняемых природных территорий и уникальных природных объектов необходимо наладить партнерство в выполнении сов­местных инициатив по развитию экологического туризма в различных регионах республики.

6. Возрастающий антропогенный прессинг на природные экосистемы приводит к ухудшению состояния окружающей среды, деградации пастбищ, сокращению лесных угодий, снижению разнообразия растительного и животного мира. Реализованная ЕС Региональная экологическая программа для Центральной Азии, основной целью которой было повышение эффективности систем управления лесным хозяйством и биологическим разнообразием, показала перспективность партнерства в данном направлении. Продолжение совместных усилий по созданию новых охраняемых природных территорий (ОПТ) и созданию единой системы управления ОПТ может дать хороший экономический и экологический эффект и способствовать выполнению обязательств, принятых Узбекистаном в соответствии с Конвенцией ООН по сохранению биоразнообразия.

7. В республике создана и действует государственная система мониторинга состояния окружающей среды, которая охватывает все объекты охраны природы. Накоплен определенный опыт, созданы соответствующие методики, базы данных. В то же время единая система мониторинга требует совершенствования с использованием новейших мировых технологий. В связи с этим необходимо развивать сотрудничество природоохранных органов Узбекистана с соответствующими агентствами Евросоюза в развитии аэрокосмического мониторинга за состоянием окружающей среды.

Современные реформы в системе государственного управления ставят новые задачи и перед парламентом страны. Учитывая положительный опыт сотрудничества с парламентами стран ЕС, целесообразно разработать План совместных действий Европарламента и Олий Мажлиса по развитию сотрудничества и обмену опытом по разработке законов прямого действия, эффективности парламентского контроля за исполнением положений нормативно-правовых актов и другим вопросам парламентской деятельности.

Важно продолжать практику регулярного проведения межрегионального диалога в формате ЕС-ЦА и в перспективе при соответствующих условиях с возможным повышением его уровня до глав государств и правительств, а также руководителей Европарламента и национальных парламентов государств Центральной Азии. Это становится вполне возможным именно сейчас, после успешного проведения в Ташкенте Консультативной встречи глав государств Центральной Азии.

Стратегия ЕС для Центральной Азии после 2020 года должна учесть имевшиеся по ряду проектов недостатки и недочеты. Если программный период 2014-2020 годов был рассчитан на развитие сельских регионов, начиная с 2021-го Узбекистан мог бы предложить применить более гибкий и универсальный подход с учетом реалий процесса реформирования всех сторон жизни общества в Узбекистане и прогресса, достигнутого другими странами региона за последние годы.

Исходя из этого при разработке новой Стратегии целесообразно было бы иметь в виду вопросы консолидации международных усилий для решения наиболее острых экологических проблем в Центральноазиатском регионе, вопросы использования передового европейского опыта по внедрению принципов "зеленой" экономики в Узбекистане и других странах Центральной Азии, а также привлечения европейских финансовых институтов в инвестирование приоритетных программ и проектов в области охраны окружающей среды, здоровья населения и рационального использования природных ресурсов региона.

Экологическая партия Узбекистана будет активно участвовать в реализации всех этих вопросов, так как в ее программе приоритетной задачей определено развитие международного сотрудничества в вопросах экологии и здравоохранения.

 

Устойчивое развитие страны -  стратегическая цель

Природа не признает географических границ, и на этом этапе истории человечества усилия одной или нескольких стран не способны предотвратить экологический кризис. Понимание этих процессов диктует необходимость тесного сотрудничества государств в решении различных экологических проблем. Об опыте международного взаимодействия в сфере экологии, принимаемых в нашей республике мерах по защите окружающей среды и наиболее значимых аспектах экологической политики Узбекистана - в нашей беседе с Эркином Омоновым, руководителем информационной службы Экологической партии Узбекистана, кандидатом в депутаты Ташкентского городского Кенгаша народных депутатов от 57-го Отчопарского избирательного округа:

- Термин "экология" и проблематика, связанная с этой темой, стали особенно актуальны во второй половине XX века, когда мировое сообщество столкнулось с новыми вызовами в сфере охраны окружающей среды. Скажите, с чего и когда начались попытки выработать единые подходы к решению проблем, препятствующих устойчивому развитию человечества?   

- Точкой отсчета международного экологического сотрудничества считается Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей среды, состоявшаяся в 1972 году.
В Декларации, принятой на данном форуме, разъяснены сущность и причины глобальных экологических проблем, обуславливающих необходимость международного сотрудничества в этой сфере, сформулированы 26 принципов, которыми должны руководствоваться государства в решении вопросов защиты окружающей среды.

Логическим продолжением деятельности в этом направлении стала Декларация по окружающей среде и развитию, а также программа действий под названием "Повестка дня на XXI век", принятые в июне 1992 года на состоявшейся в Рио-де-Жанейро конференции ООН по окружающей среде и развитию. На этом представительном форуме также открыты для подписания два важнейших глобальных соглашения: Рамочная конвенция об изменении климата и Конвенция о биологическом разнообразии.

- Именно этими документами определяются параметры и принципы международного экологического сотрудничества, сложившегося в последующие годы?

-  По сути, именно так. В целом эти конвенции направлены на сохранение окружающей среды, биоразнообразия, рациональное использование природных ресурсов, экологически безопасное применение высоких технологий, химических веществ с учетом решения социально-экономических проблем, формирование эффективных механизмов взаимодействия всех стран в решении экологических проблем. В конечном итоге эти аспекты тесно переплелись с задачами, нашедшими свое отражение в Целях устойчивого развития ООН.

- Какова позиция нашей страны по отношению к этим процессам? Что делается в русле решений этих задач?

- Узбекистан выполняет свои обязательства по достижению Целей устойчивого развития ООН, признавая их важность и актуальность в контексте национального устойчивого развития.

Для достижения этих целей в нашей республике только за последние годы принят ряд стратегических документов: Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017-2021 годах, Стратегия перехода на "зеленую" экономику, Стратегия дальнейшего развития и реформирования электро­энергетической отрасли Республики Узбекистан, Концепция охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года и другие.

За годы независимости в республике создана современная, фундаментальная нормативно-правовая база по обеспечению охраны окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

- Какова, на ваш взгляд, роль гражданского общества в реализации этих документов и ННО в природоохранной деятельности?

- Думаю, в последнее время она все более возрастает. Интересы устойчивого развития определяют необходимость активизации деятельности общественных структур в сфере охраны окружающей среды. Главные акценты должны быть сделаны на консолидации усилий государственных и общественных организаций, направленных на повышение эффективности использования бесценных ресурсов природы, снижение негативного антропогенного воздействия на состояние окружающей среды, повышение квалификации и уровня подготовки и переподготовки экологических кадров, улучшение информированности населения о вопросах рационального природопользования. Важность этой миссии общественных экологических организаций трудно переоценить. И поэтому стимулирование их активности становится одним из основных компонентов экологической политики нашей страны.

- Логическим продолжением которой можно считать и создание Экологической партии Узбекистана?

- Совершенно верно. Нам нет еще и года. Экологическая партия Узбекистана образована 8 января 2019 года. Ее основными целями являются обеспечение реализации государственной политики, направленной на достижение устойчивого развития, экологической безопасности, создание благоприятной окружающей среды, сохранение природных ресурсов для настоящего и будущих поколений, содействие тому, чтобы дело охраны окружающей среды и сохранения природных ресурсов стало делом и государства, и общества, и каждого гражданина страны. Для достижения этих целей предусматривается решение таких конкретных задач, как:

- формирование и продвижение программ и стратегий действий, направленных на комплексное решение экологических проблем;

- мобилизация всех сил общества для реализации экологической политики страны; повышение ответственности государственных органов, бизнеса и общественных структур за исполнение законодательства в сфере экологии и здравоохранения;

- поддержка инновационных идей и технологий, программ и проектов, направленных на преодоление пос­ледствий Аральской катастрофы и улучшение социально-экономической и экологической ситуации в Приаралье;

- активизация процесса перехода страны к "зеленой" экономике, внедрения возобновляемых и других альтернативных источников энергии, экологически чистых, без- (мало-) отходных технологий и инновационных решений;

- принятие мер по прекращению процесса истощения и загрязнения водных ресурсов, опустынивания и деградации земель, загрязнения атмосферного воздуха, утраты биоразнообразия, а также по адаптации к изменению климата;

- продвижение инициатив и поддержка действий, направленных на справедливое использование водных ресурсов трансграничных водотоков с учетом интересов страны;

- реализация комплексных мер по улучшению доступа населения к качественной питьевой воде, особенно в сельской местности, модернизация существующих водозаборных, канализационных сооружений, развитие водопроводных сетей и систем канализации;

- принятие действенных мер по сохранению экосистем, развитию охраняемых природных территорий и экологического туризма в стране;

- совершенствование системы непрерывного экологического воспитания и образования, повышение уровня экологической культуры, формирование здорового образа жизни населения; содействие реализации молодежной политики и воспитанию молодежи в духе бережного отношения к природе и ее
ресурсам.

- Каковы ожидаемые результаты от реализации этих предло­жений?

- Если вкратце, то осуществление этих мер в нашей стране позволит обеспечить устойчивое развитие социа­ль­ной, экономической и экологической сфер, суть которых заключается в утверждении принципов права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, в удовлетворении общественных потребностей без нанесения ущерба будущим поколениям, разумном пользовании природными богатствами.

Вместе мы преодолеем все препятствия на пути сохранения благоприятной окружающей среды для будущих поколений!

Поддержите кандидатов от Экологической партии Узбекистана!

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech