21 Октябрь 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +11,7 °C

Культура
30 Июн  2020 431

Идеи справедливости в произведениях Бердаха

Лидер страны уделяет особое внимание развитию духовности подрастающего поколения, в том числе через литературу. Ряд инициатив по увековечению памяти выдающихся мастеров слова, оставивших яркий след в жизни и истории страны, повышению культурно-просветительского уровня молодежи изменил восприятие мира сограждан, укрепил позиции благородных и светлых идей.

Яркий тому пример - открытие Аллеи литераторов в столице, где увековечена память о великом поэте-мыслителе, представителе каракалпакского народа Бердахе.

Он посвятил свое творчество людям, достойным носить высокое звание - человек. По его мнению, каждый должен не только знать свои права, но и уважать права других. Все это - проявление осознанности.

Поэт в стихотворениях «Надан болма», «Балам», «Ким айтар» объяснял права человека как совокупность одобренных гражданами и обязательных для них взаимоотношений. Бердах считал, что все созданы равными и должны иметь одинаковые возможности, выступал против ограничения свобод человека. Вместе с тем обращал особое внимание на соблюдение законности. В стихотворении «Екен» он пишет, что вследствие дискриминации введены ограничения на свободу самовыражения. Критически относясь к неравенству, мыслитель говорил: люди, не имея возможности требовать своих прав, «не могли вымолвить и слова», призывал отменить такие ограничения - «Узын тили болдыкыска» («Длинный язык стал коротким»). В дастане «Царь-самодур» поэт высказал мнение о роли женщины в обществе, ее способности отстаивать личные права и свободы.

В своих трудах он демонстрировал и передовые идеи относительно государственного устройства. Например, в произведениях «Шежире» и «Хорезм» отражает причину величия древнего Хорезмского государства. По его мнению, она заключается в грамотном управлении. Кроме того, Бердах поддерживал принятие представителями науки самостоятельных решений - фикх (понимание, знание) - мусульманская доктрина о правилах поведения (юриспруденция), а также комплекс общественных норм (мусульманское право в широком смысле).

Его наследие уникально и тем, что в нем запечатлена история. Через творчество он обращался к человеку, размышляя и о душе, и о сущности бытия. Поднимал проблемы, связанные с принудительным трудом, налогообложением. Понимая, что основным источником пополнения казны являются налоги, взимаемые с народа, посвятил этой теме произведение «Салык», глубоко раскрывающее проблемы экономической и правовой жизни общества. Призывал ханство направить определенную часть собираемых средств на благоустройство.

Бердах вел непримиримую борьбу в отношении справедливой оценки преступления и соответствующего наказания. Призывая принять меры по пресечению правонарушений, он пре­дупреждает: «Безрассудство до добра не доведет», «Каждый человек должен знать закон, говорить нужную речь и идти по правильному пути».

Поэт требовал, чтобы наказание применялось только после полного доказательства вины подозреваемого в совершении преступления, призывал не допускать привлечение к ответственности невинов­ного. Особенно подчеркивал, что наказанию должен подвергаться только тот, кто совершил преступление, другие не несут ответственности за его проступки.

Во всех произведениях Бердаха звучат идеи равноправия, гуманизма, справедливости. Многие из них созвучны передовым идеям сегодняшнего мироустройства, что говорит не только о мудрости каракалпакского поэта, но и его способности предвидеть, быть впереди, как и подобает мыслителю.

Современники гордятся великим предком, увековечив память о нем на столичной Аллее писателей. Его наследие актуально во все времена. А значит, будет изучаться постоянно.

Елизавета Кутыбаева.
Доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета
Каракалпакского государственного университета имени Бердаха.

Опубликовано в газете «Правда Востока» №137 от 30.06.20. 

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech