21 Октябрь 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +11,7 °C

Культура
16 Июн  2020 521

Искусство в период карантина. Новая веха развития?

Пандемия COVID-19 изменила не только жизнь миллиардов людей. Определенные сложности испытывают объекты культуры и искусства. Недавно в «зеленых» и «желтых» зонах нашей страны открылись музеи. Однако число посетителей этих учреждений оставляет желать лучшего. Ведь в сложившихся обстоятельствах мировое искусство стремительно переместилось в онлайн-пространство.

О том, как это происходит у нас, а также об интересных отечественных и зарубежных проектах, потенциальных переменах в сфере мы побеседовали с Лейлой РАДЖАБИ, кандидатом исторических наук, искусствоведом, народным художником Узбекистана.

 

- Коронавирус еще не полностью побежден. Как вы считаете, чем обусловлена необходимость открытия разных учреждений, в том числе музеев, до конца карантина?

- Хотелось бы начать с того, что это направление - не бизнес. Его цель - не заработок, а духовное обогащение, изучение истории, культуры, творчества. И потому практически беззащитно перед лицом подобных форс-мажоров. Закрыв двери для посетителей, музеи и прежде всего небольшие художественные галереи лишились дохода. Многие работники и, в частности, огромное количество экскурсоводов остались без заработка.

Согласно статистике ЮНЕСКО, из-за пандемии коронавируса были закрыты 85 тысяч музеев, а это 90 процентов в мире. Да, часть закрылась временно, буквально на несколько месяцев. Некоторые (13 процентов) могут вообще никогда больше не открыться. Вместе с тем в европейских странах по своим залам предложены виртуальные экскурсии. Однако во многих других государствах лишь пять процентов музеев обеспечили онлайн-посещения.

У нас подобные технологии только внедряются. После долгих лет простаивания даже самые современные технологии должны прижиться. Необходимо время, чтобы научиться с ними обращаться и грамотно их использовать. К тому же пандемия напомнила: у многих нет доступа к цифровым технологиям, достаточно быстрому интернету и продвинутым устройствам, которые обеспечили бы удобное пользование электронной базой экспонатов, онлайн-картами галерей и музеев. Мы должны работать над тем, чтобы дать возможность приобщиться к культуре всем людям без исключения, особенно самым уязвимым слоям населения и тем, кто изолирован от общества.

Сотрудники музеев, люди искусства готовы решать проблемы, связанные с пандемией COVID-19. Однако без поддержки государства и частного сектора сделать это крайне сложно. Поэтому для нас так важно, что руководство страны приняло решение дать возможность открыть двери музеев для посетителей. Конечно, должны соблюдаться меры предосторожности. Это необходимость. 

- Вы упомянули переход работы зарубежных музеев в режим онлайн. Как оцениваете такую деятельность? И что хотели бы как специалист применить из этого опыта у нас?

- В первую очередь наши зарубежные коллеги достаточно давно получили возможность работать с современными технологиями, интегрировать их. Например, знаю по опыту, что большинство крупнейших музеев и галерей мира и безо всякого кризиса имели хорошие сайты, на которых можно было совершить бесплатную экскурсию и ознакомиться с лучшими экспонатами. Сейчас эта работа стремительно расширяется и принимает новые формы.

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге еще в 2001 году стал объектом уникального кинематографического эксперимента, когда там сняли ставший с тех пор легендарным «Русский ковчег» - полуторачасовое путешествие по этому огромному величественному дворцу, а заодно и по истории.

Не менее интересными нахожу подобные видео на платформе YouTube с круговым, 360-градусным обзором. Такую практику применили музеи Пия-Климента и Кьярамонти в Ватикане. Аналогичный опыт - панорамный обзор залов с помощью Google Street View предлагает «виртуальным» посетителям лондонская Национальная галерея.

Парижский Лувр открыл несколько онлайн-экскурсий. На мой взгляд, самая интересная из них - прогулка вдоль рва, окружающего ту самую историческую крепость, которая построена еще в 1190 году французским королем Филиппом-Августом для защиты Парижа от нападения с Сены и которая только в 1792 году после Французской революции была превращена в музей. Сохранились и ров, и перекинутые через него разводные мосты.

Там же на сайте Лувра можно виртуально прогуляться по экспозиции египетских древностей и знаменитой галерее «Аполлон», посвященной королю-солнцу Людовику XIV.

На сайте галереи Tate Britain можно ознакомиться с недавно открывшейся, но сейчас закрытой выставкой уникального английского графика конца ХХ века Обри Бердсли. А расположенная на другом берегу Темзы более молодая и более современная галерея Tate Modern выложила на сайте все 417 экспонатов также закрывшейся спустя буквально неделю после открытия ретроспективной выставки Энди Уорхола.

Большая часть этих инициатив абсолютно бесплатна. К тому же на некоторых из сайтов размещается реклама, здесь же ведут свою деятельность аукционы и магазинчики с репродукциями и сувенирами. То есть средства продолжают поступать, у сотрудников есть работа, а у музеев - необходимый для самообеспечения бюджет. 

- Есть ли подобные проекты в нашей стране? Если да, то каким образом они реализуются и кто за ними стоит?

- Да, конечно, есть. У нас много умных и талантливых ребят, которые отлично разбираются в современных технологиях и при этом духовно богаты, осознают ценность искусства и творчества, стараясь делать его доступным, применяя собственные знания.

Например, совсем недавно познакомилась с креативной командой компании VRonica, которая прямо сейчас осуществляет цифровизацию городских музеев. Сегодня готовы принять виртуальных посетителей государственные музеи истории Узбекистана, истории Темуридов, а также Музей прикладного искусства. Как известно, в скором будущем к ним прибавится еще порядка двух десятков таких учреждений.

Эти удивительные юноши и девушки горят своим делом, занимаются им на добровольных началах. Такая идея пришла тоже ввиду масштабных реформ, когда Государственный комитет по развитию туризма сообщил, что работает над развитием онлайн-туризма, поддержкой предпринимателей и стартаперов. Директор этой студии сам вышел с предложением к заместителю министра инновационного развития Олимжону Туйчиеву.

Такие ребята очень вдохновляют. Создавая свои картины, думаю о молодежи, которой важно искусство, которая заботится о любимой Родине.

А ведь технология достаточно сложная: освоена не всеми государствами, есть не во всех даже самых известных музеях. Считаю, что это прекрасный пример того, как каждый из нас может внести вклад в общее дело, сделать реальным то, о чем многие только мечтают.

И это только один пример. Сколько еще людей придумывают и создают нечто доселе невиданное, оптимизируют современные идеи для качественной работы в условиях Узбекистана? Они не требуют внимания, больших денег или славы. Они делают все, чтобы жизнь соотечественников стала проще, лучше и насыщеннее.

Такими темпами мы выйдем из карантина совсем другими, откроем для себя много нового, в том числе и прежде находящихся в тени настоящих профессионалов в своем деле.

Беседовала
Сабина Алимова.
«Правда Востока».

Опубликовано в газете «Правда Востока» №126 от 16.06.20. 

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech