24 Февраль 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +8,9 °C

Культура
23 Окт  2019 595

Каким станет главный музей страны?

Одним из самых амбициозных культурных проектов ближайшего времени обещает стать реконструкция, а точнее, полное преображение Государственного музея искусств Узбекистана. Возглавил работы японский архитектор с мировым именем Тадао Андо - лауреат престижнейшей Притцкеровской премии, известный своими простыми, но эффектными решениями для музейных пространств на разных континентах.

"Если культура и искусство нашей страны будут стоять на месте, общество не будет развиваться. Уровень развития нашего народа во многом определяется национальной культурой. Раз мы решили создать новый образ Узбекистана, то должны начать с развития нашей культуры".

Шавкат Мирзиёев, Президент Республики Узбекистан

О старте процесса объявили на пресс-конференции Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры, куда пригласили как журналистов и представителей сферы, так и привлеченных международных экспертов. В их числе - директор крупнейшего австрийского музея Альбертина Клаус Альбрехт Шредер и специалисты швейцарской компании "Alternativ Welt".

Рождению проекта предшествовало принятие постановления Президента "О мерах по инновационному развитию сферы культуры и искусства в Республике Узбекистан" от
26 августа 2018-го. Документ утвердил соответствующую "Дорожную карту" на 2018-2020 годы и экспериментальную Программу реновации музеев.

- Когда-то строительство Музея Гуггенхайма в испанском Бильбао стало частью общей модернизации города, желавшего стать более привлекательным для туристов, и в результате вложенные в здание средства окупились уже за восемь месяцев. Аналогичные примеры - Оперный театр в норвежском Осло и Национальная библиотека Франции в Париже. У нас есть возможность сделать нечто подобное в Ташкенте, - рассказала заместитель исполнительного директора Фонда развития культуры и искусства Гаянэ Умерова. - Государственный музей искусств Узбекистана не просто изменится внешне. Он не только станет местом демонстрации коллекций, но и отразит роль технологий в современном обществе, обозначит векторы будущего развития, превратится в один из инструментов культурной дипломатии.

Тадао Андо уже посетил это заведение и сейчас работает над концепцией его реконструкции и расширения. По его мнению, столице необходим современный символ, воплощающий красочные традиции и яркую культуру республики, все то, что можно будет передать будущим поколениям. Существующее здание, изначально обладавшее оригинальным архитектурным решением, решено сохранить для обеспечения гармонии, диалога эпох. Представить проект автор собирается уже в феврале.

- Мы не знаем, каким будет его дизайнерское решение, но, думаю, получится нечто монументальное, - говорит директор музея Альбертина Клаус Альбрехт Шредер. - Тадао Андо обратится к истории края, чтобы помочь гостям заново открыть ее. Он хочет создать не просто здание, а наследие, место, посещение которого станет запоминающимся опытом. Работать для народа Узбекистана - честь и в то же время огромная ответственность для него и меня. Я сам под впечатлением от увиденной здесь богатой коллекции. Поражен и воодушевлен возможностью поделиться своим опытом по формированию стратегии развития и продвижения музея. 20 лет назад, когда я стал руководителем Альбертины, у нас было 20 тысяч посетителей в год. Через пару лет - по окончании модернизации и расширения - эта цифра выросла до миллиона и держится на этом уровне до сих пор. А ведь собрание осталось тем же, что и прежде. Музей открылся в век Просвещения, в 1776-м и обладает многими шедеврами, но раньше почти никто не приходил на них посмотреть. Мы изменили то, как показываем их, выступили в качестве своего рода режиссеров на большой сцене. Здесь играют роль и архитектура, и оформление выставок, и даже рамы картин, способные их улучшить - или наоборот. Многие из этих решений будут использовать и в ташкентском музее, который выглядит как Альбертина два десятилетия назад. Уверен: облик столь значимых для каждой страны очагов просвещения очень важен и способен увеличить интерес извне.

В целевую группу по реализации проекта вошли также специалисты по музейному делу, искусству, культурной политике и городскому развитию, ученые и общественные деятели. Среди стоящих перед ними вопросов - какими станут функции обновленного учреждения и как оно впишется в социокультурный контекст столицы и Узбекистана. Намечено усилить и исследовательскую составляющую. Планируется создать открытую грантовую программу для привлечения всех неравнодушных экспертов, чтобы лучше изучить обширные коллекции главного музея республики.

Рамиль Исламов.

Опубликовано в газете «Правда Востока» №214 от 23.10.19.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech