07 Июль 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +25,5 °C

Поколение Next
29 Мая  2020 263

Компетенция рабочих профессий: знания на кончиках пальцев

В стране проводится последовательная работа  по реформированию системы образования путем подготовки высококвалифицированных кадров, соответствующих требованиям рынка труда, имплементации международных стандартов оценки качества образования, создания эффективных механизмов внедрения в практику инновационных научных достижений и реализации задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан  в 2017-2021 годах. В настоящее время программы профессионального образования приведены  в соответствие уровням принятой ЮНЕСКО Международной стандартной классификации образования (МСКО).

Современный рынок труда жесток: хочешь иметь приличную работу и зарплату - продемонстрируй нанимателю знания на кончиках пальцев, конкретные навыки и умения. Бизнес оценивает уровень квалификации выпускника колледжа и программиста-бакалавра примерно одинаково. В прош­лом столетии массовое образование ставило перед собой задачу научить людей читать, считать и писать. А затем специализированное образование давало работникам навыки, необходимые в конкретной профессии. В наши дни этот классический подход стал малоэффективным. Стремительно развивающиеся технологии и образ жизни меняют перечень необходимых умений. Многие страны пришли к тому, что проводят полномасш­табные реформы, ориентированные на создание системы образования нового поколения.  К примеру, в англо-саксонской модели профессиональной подготовки нельзя поступить в академию и получить высший уровень квалификации, не пройдя обучение прикладным навыкам своей профессии в колледже. На фоне внушительного кризиса в образовании создать необходимый фундамент полноценного образования для XXI века помогает международная некоммерческая организация World Skills. Зародившееся в послевоенные годы прошлого века, когда миру катастрофически не хватало квалифицированных работников, движение сегодня выступает эффективным инструментом подготовки кадров для новых высокотехнологичных производств и ориентировано на конкретные практические навыки. Достаточно посмотреть список компетенций рабочих профессий на сайте World Skills, чтобы понять главное его отличие - практико­ориентированность. Эксперты движения разрабатывают техническое описание навыков и прозрачную систему их оценки.

В январе 2020 года Узбекистан официально стал 83-м членом международного движения World Skills International, которое популяризирует рабочие профессии, способствует повышению стандартов их подготовки и проводит международные профессиональные соревнования. Ментором движения для Узбеки­стана стала Россия, где World Skills - драйвер экономических изменений на региональном и национальном уровнях, затрагивающий все элементы системы - от профессионального образования и до повышения производительности труда.

Необходимость создания эффективной отечественной системы подготовки специалистов рабочих профессий высокой квалификации с учетом потребностей рынка труда, в том числе создаваемых на местах крупных предприятий и кластеров, обусловила принятие соответствующих мер. В целях интеграции профессионального обучения с производственной практикой, внедрения международной системы оценки профессиональных компетенций, а также в соответствии с задачами Стратегии действий 13 мая 2019 года правительством принято постановление «О мерах по совершенствованию системы профессиональной подготовки квалифицированных кадров, востребованных на рынке труда», согласно которому создана Ассоциация развития и популяризации рабочих профессий World Skills Uzbekistan. Указ Президента  «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы профессио­нального образования» от 6 сентяб­ря 2019 года определил практические шаги по модернизации сферы на основе передового зарубежного опыта в целях подготовки квалифицированных и конкурентоспособных кадров для рынка труда путем внедрения уровней начального, среднего и среднего специального профессионального образования, широкого привлечения к данному процессу работодателей.

 Со следующего учебного года в нашей стране будет создаваться сеть профильных учреждений с внедрением в их деятельность новой системы начального, среднего и среднего специального профессионального образования и дифференцированных программ, соответствующих уровням Международной стандартной классификации образо­вания.

Навоийский горный колледж, являющийся отраслевой школой подготовки, вошел в число образовательных учреждений, направленных на социальную поддержку выпускников 9-х классов и осуществляющих подготовку кадров на уровне начального профессионального образования на основе программ, соответствующих третьему уровню Международной классификации, и включился в реализацию поставленных задач по внедрению Национальной системы развития профессиональных квалификаций и компетенций.

НГК подписал Соглашение о сотрудничестве с областным государственным автономным профессиональным образовательным учреждением (ОГАПОУ) «Ульяновский авиационный колледж»  - Межрегиональный центр компетенций. В рамках данного документа в конце января этого года поступило приглашение посетить российское образовательное учреждение в целях расширения взаимовыгодного сотрудничества и обеспечения развития академических и культурных связей в области образования, обмена опытом между учебными заведениями по подготовке профессиональных рабочих кадров, а также повышения квалификации мастеров и преподавателей колледжей. Поездка делегации в составе преподавателей и мастеров производственного обучения Навоийского горного колледжа стала первой в системе профессионального образования Узбекистана.

УАвиаК-МЦК считается цент­ром по обучению рабочим профессиям на основе международных стандартов в направлении транспорта и логистики.  В рамках программы визита в центр делегация участвовала в проектно-инновационной сессии «Образование без границ: современные подходы и лучшие практики подготовки специалистов СПО в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями», в «круг­лом столе» «Возможности подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях в соответствии с требованиями международных стандартов».  К примеру, если это сварщик, то должен быть таким специалистом, который сможет работать в любых странах по всем стандартам. Заданная цель необходима: под нее должны подстраивать учебные программы наши техникумы и колледжи. Также участники масш­табного движения World Skills Russia показали мастер-классы по разным компетенциям.

Знаковой во многих смыслах стала поездка навоийской делегации в Международный центр компетенций - Казанский техникум информационных технологий и связи. Одно из крупнейших средних профессиональных учебных заведений в Республике Татарстан располагает современной учебно-материальной базой и имеет высокий научно-производственный потенциал. Выпускники техникума - это специалисты высокого класса, практически ни в чем не уступающие коллегам с вузовскими дипломами. Здесь в качестве образовательной платформы практикуют синтез новых решений в подготовке кадров для цифровой экономики. Казанский торгово-экономический техникум, который также значился в  маршруте нашей поездки, тоже является Международным центром компетенций в сфере промышленности. Учебное заведение ведет деятельность под девизом «Семья КТЭТ».

 *  *  *

Современная ситуация позволяет говорить о невозможности развития национальной системы образования вне глобальных процессов и тенденций, запросов мирового рынка труда. Профессио­нальная мобильность подразумевает не только расширение применения знаний и умений в рамках профессии, но и возможность работать в территориальном пространстве их востребованности.  В связи с этим на первый план выходят идеи интеграции национальных систем профессионального образования и обучения. Сохраняя свои традиции, отечественное образование должно учитывать международные образовательные тенденции, соотнесенные с нормами и стандартами. Включение ресурса общепризнанных тенденций реформирования профессио­нальной школы в качестве ориентиров поможет нам перейти на ускоренный режим развития. Вместе с тем в создаваемой новой системе профессиональной подготовки кадров жизненно важен вопрос выделения грантов, подразумевающих введение системы повышения квалификации и обмена опытом в смежных учебных заведениях зарубежных стран. Это в свою очередь предполагает организацию в профессиональных школах отделов внешних связей.

Улугбек Сатторов.
Директор Навоийского горного колледжа,
кандидат филологических наук.

Опубликовано в газете «Правда Востока» №113 от 29.05.20. 

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech