17 Февраль 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +2,4 °C

23 Янв  2020 1004

Новый демократический облик Узбекистана: какие приоритетные задачи стоят перед парламентом?

Президент Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на первом заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса нового созыва особо подчеркнул, что первоочередной задачей сегодня является реализация принципа "Новый Узбекистан - новые выборы - новый парламент". В этом контексте стоит обратить внимание на несколько актуальных вопросов.

Состоявшиеся выборы в парламент и Кенгаши народных депутатов, прошедшие под девизом "Новый Узбекистан - новые выборы", стали важным политическим экзаменом для нашей страны. Организаторы выборов - избирательные комиссии всех уровней во главе с Центральной избирательной комиссией, уча­стники - политические партии, а также избиратели достойно проявили себя в этом процессе. Самое главное, что выборы прошли в соответствии с общепризнанными демократическими принципами открытости, честности, справедливости и прозрачности. За голосованием наблюдали более 70 тысяч представителей политических партий и органов самоуправления граждан нашей страны, 825 представителей от десяти международных организаций, свыше 50 иностранных государств, 1155 представителей зарубежных и отечественных СМИ.

Следует подчеркнуть, что впервые для наблюдения за выборами в Узбекистан приглашена полноценная миссия Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Это стало проявлением политической воли руководства республики, продолжением политики открытости нашего государства для внешнего мира, приверженности Узбекистана общепризнанным избирательным принципам гласности и справедливости.

Отмечу, что за 25 лет БДИПЧ ОБСЕ свыше 400 раз наблюдала за выборами более чем в  50 государствах мира, в том числе трижды - за президентскими и пять раз - за парламентскими выборами в Узбекистане. При этом прошедшие выборы в представительные органы власти в нашей стране получили самую высокую оценку миссии среди всех выборов, проведенных в странах СНГ, за которыми она также наблюдала.

Еще одной важной особенностью нынешних выборов стал гендерный вопрос - неотъемлемая задача достижения Целей устойчивого развития ООН. Впервые Узбеки­стан полно­стью выполнил рекомендации ООН относительно количества женщин в парламенте (не менее 30 процентов). По итогам прошедших в острой политической борьбе выборов в нижнюю палату нового парламента избраны 48 женщин, а в верхнюю - 24. В новом парламенте страны количество женщин-депутатов составляет 32 процента от общего числа депутатов Законодательной палаты, женщины-сенаторы составляют 25 процентов членов Сената. Тем самым по этому показателю мы заняли 37-е место среди 190 парламентов мира, в то время как в 2014 году мы находились лишь на 128 позиции (количество женщин в парламенте составляло 16 процентов). Все это стало результатом справедливой и последовательной политики лидера страны по повышению роли женщин в управлении обществом и государством, обеспечению их прав, свобод и законных интересов.

Прошедшие выборы продемонстрировали, что молодежь сегодня стала важнейшим фактором устойчивого развития государства, строительства нового Узбекистана, решающей силой прогресса. Ярким свидетельством этого является избрание девяти депутатов (шесть процентов) Законодательной палаты и местных Кенгашей (десять процентов) в возрасте до 30 лет, в то время как средний аналогичный показатель в мире составляет два процента. Это является непосредственным результатом осуществляемых в стране реформ по поддержке молодого поколения.

Также стоит отметить, что выборы прошли на фоне значительного усиления роли парламента и политических партий в выработке и реализации важнейших приоритетов внутренней и внешней политики нашего государства. Так, если в нижней палате парламента в 2015 году действовало девять межпарламентских групп по сотрудничеству с парламентами других стран, то в 2019-м их количество достигло 28. В парламенте принято 248 иностранных делегаций. В частности, парламент Узбекистана стал активным участником многих авторитетных международных межпарламентских объединений, в том числе Межпарламентского союза, Парламентской ассамблеи ОБСЕ, Межпарламентской ассамблеи СНГ.

Можно привести еще много примеров того, что прошедшие выборы продемонстрировали миру новый демократический облик Узбеки­стана. Что самое важное - они показали коренное изменение мышления народа, твердую решимость Узбекистана продолжить путь демократизации и модернизации общества, а также то, что демократические процессы в стране приобрели необратимый характер. Об этом свидетельствует и тот факт, что 111 депутатов являются впервые избранными. Это говорит о возросших требованиях избирателей к народным депутатам.

В этих условиях естественно актуализируются вопросы о том, каким должен быть новый парламент. Какие приоритетные задачи он должен решить в ближайшей перспективе? На них мы получили ответ во время выступлений Президента на первых заседаниях Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса, а также их первом совместном заседании.

Новый парламент в прямом смысле этого слова должен превратиться в национальный парламент - своеобразный "Дом народа", где работают его представители, принимающие решения от имени людей, во имя их блага. Парламент должен стать подлинно народным. Для этого необходимо поднять систему диалога с народом на качественно новый уровень, который позволит депутатам поддерживать постоянную связь с избирателями. Граждане должны знать своих депутатов, которые обязаны защищать, отстаивать и продвигать их интересы, обладать глубокими знаниями, самоотверженно трудиться, проявлять инициативу, связывать свою жизнь с судьбой народа, ставить интересы Родины превыше всего.

В своей деятельности новый парламент должен думать и исходить из потребностей населения, осуществляемых в стране масштабных демократических реформ. Мы не должны забывать, что сегодня наше население разбужено от политической сонливости, переживает этап своеобразного политического возрождения. Значительно вырос уровень политической культуры населения, изменяется его мировоззрение.

Словом, каждый из нас на своем участке работы должен практическими делами оправдывать доверие граждан. Главным критерием нашей деятельности должны стать результативность на деле и обеспечение прав и интересов народа. Мы должны значительно усилить деятельность парламента в сфере защиты и продвижения национальных интересов нашей страны, улучшения имиджа
Узбекистана на мировой арене, более активно и эффективно использовать механизмы "парламентской дипломатии". При этом в поле зрения должны постоянно находиться вопросы, касающиеся улучшения позиций нашей страны в международных индексах демократии, верховенства закона, коррупции, готовности к инновационному развитию, ведения бизнеса и привлекательности для инвестиций, свободы слова и прессы. За последние годы приняты десятки Указов и постановлений Президента в этой сфере. Мы должны способствовать законодательному и организационному обеспечению обозначенных в них целей и задач, активно используя механизмы парламентского и общественного контроля.

Парламент должен принимать активное участие в реализации международных инициатив Президента. За последние три года глава государства предложил около 30 инициатив в различных международных организациях. В частности, были приняты резолюции ООН по семи инициативам ООН. Восемь - реализованы в рамках ШОС.

В числе приоритетов нашего парламента должны быть и вопросы повышения роли Законодательной палаты в защите прав человека, реализации "дорожных карт" по выполнению рекомендаций международных организаций по основным международным договорам в области прав человека. Еще одна из задач, стоящих перед парламентом, касается под­держки негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, повышения их роли в достижении Целей устойчивого развития ООН.

Нам также следует в корне пересмотреть законотворческую и контрольно-аналитическую деятельность исходя из потребностей обеспечения темпов экономического роста, совершенствования налогово-бюджетной политики, развития отраслей промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства, жилищной и коммунальной сфер. При этом главным ориентиром для нас остается увеличение объема ВВП в два раза (до 100 миллиардов долларов), снижение уровня инфляции до пяти процентов, наращивание производства потребительской продукции.

Для решения приоритетных задач, стоящих перед парламентом, от депутатов требуется постоянная работа над собой, инициативность, готовность брать на себя ответственность за принимаемые законы и иные решения. Только в этом случае мы достигнем поставленных целей, обеспечим последовательное движение нашей страны по избранному народом курсу демократического развития. Новый парламент призван решать приоритетные задачи строительства нового, демократического, сильного, мощного, открытого для внешнего мира, устойчиво развивающегося и конкурентоспособного Узбекистана, а также построению в нем справедливого гражданского общества.

Акмаль Саидов.

Первый заместитель Спикера Законодательной палаты
Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Опубликовано в газете «Правда Востока» №17 от 23.01.20.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech