23 Ноябрь 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +0,5 °C

Транспорт
31 Янв  2019 13310

Пассажиры пусть гадают?

Почти два месяца в Ташкенте бездействует система GPS-мониторинга общественного транспорта. Когда она заработает?

…Недавно российские СМИ сообщили о том, как мэр Саранска попытался вечером уехать на общественном транспорте с одной из центральных остановок. "Я час простоял... И очень многое мне стало понятно. В вечерний час пик - где муниципальные автобусы и троллейбусы? - возмутился градоначальник на оперативном совещании в мэрии. - Выполняйте свою работу так, как положено. Потом обижаетесь, что люди вас ругают". Ранее такой же эксперимент предпринял глава Саратова - он решил добраться до работы на автобусе, а в результате опоздал.

Примеры эти приведены не случайно. В октябре АО "Тошшахартрансхизмат" сообщило о приказе: по пятницам руководителям и другим сотрудникам АО и входящих в его состав предприятий нельзя пользоваться служебными автомобилями. Им предписано приезжать на работу на общественном транспорте. Они могут это делать и в другие дни, чтобы изучить качество услуг перевозок, культуру поведения водителей и контролеров, соблюдение ими ПДД и санитарно-гигиенических норм, настроение пассажиров и проблемы, вызывающие их недовольство.

Заметны ли результаты населению? Мы обратились с таким вопросом к жителям разных районов. По мнению большинства опрошенных, должностные лица то ли не так часто выполняют предписание, то ли не столь ответственно подходят к устранению недостатков, не заметить которые невозможно.

…На часах - девять вечера. На остановке у столичных курантов - шестеро человек. Каждый ждет свой автобус, но дождется ли? Погода хорошая, время не самое позднее, а наземный общественный транспорт работает до 22-23 часов. Во всяком случае, так указано в графиках движения, вывешенных на многих остановках и сайте АО "Тошшахартрансхизмат".

"Вы не знаете, 1-й еще ходит? - интересуется у соседей молодая девушка. Те только разводят руками. - Раньше так удобно было: открыл приложение в телефоне и видишь, есть ли автобусы на линии и когда приедут на твою остановку. А теперь только гадать…"

Для понимания картины: около 60 процентов жителей Ташкента пользуются общественным транспортом. За прошлый год им перевезено больше 250 млн человек, 80 процентов которых - на автобусах. Бывавшие за рубежом соотечественники знают: во многих странах общественный транспорт ходит строго по расписанию. В нашем случае пассажирам десятилетиями приходилось надеяться на авось.

Ситуация начала меняться не так давно: летом 2016-го АО "Тошшахартрансхизмат" и компания "Grand Technology System" запустили в тестовом режиме мобильное приложение "TashBus", с помощью которого владельцы смартфонов могут в режиме реального времени следить за движением автобусов и временем их прибытия в нужное место по данным GPS. Осенью 2017-го группа энтузиастов внедрила при поддержке АО другое приложение - "MyBus Tashkent" - с еще более широким набором функций. Горожане оценили их удобство, ведь стало возможно выйти на дорогу к нужному времени или, если автобусов уже нет, не терять времени и сразу вызвать такси.

Но главная задача системы GPS-мониторинга - контроль работы общественного транспорта со стороны АО "Тошшахартрансхизмат" и самих автопарков. Диспетчеры могут отслеживать, какой автобус подолгу стоит на одной остановке и набирает людей, кто превышает скорость, а кто и вовсе сошел с линии раньше времени. На деле же многие водители и с появлением GPS-модулей продолжали допускать нарушения. Взглянем только на самые явные.

- В 2018 году произошло 37 ДТП с участием водителей АО, в том числе 28 - с их стороны. В результате погибли три человека, 68 получили травмы разной степени тяжести, из них по вине водителей - один и 50 соответственно. Правила дорожного движения нарушены ими 1152 раза, тогда как в 2017-м таких случаев было 1982, - сообщил главный специалист отдела обеспечения безопасности движения общественного транспорта АО "Тошшахар­трансхизмат" Нодирхон Ходжаев.

Разумеется, онлайн-мониторинг - не гарантия того, что таких безрадостных показателей статистики удалось бы избежать. Дело в целом - в недостаточной ответственности некоторых водителей. Если подходить к наблюдению со всей ответственностью, то можно избежать и таких проблем, как оттяжки графика и гонки с другими маршрутами, на которые столь часто жалуются ташкентцы. А еще это частичный шанс добиться порядка с финансами и топливом. Было бы желание.

Впрочем, в декабре система мониторинга внезапно просто перестала работать. АО сообщило, что она временно не будет функционировать в связи с профилактикой. У пассажиров просили прощения за неудобства.

Может ли профилактика длиться два месяца? За ответами обратились в АО. Оказалось, все куда сложнее. Было принято решение сменить поставщика услуг на отечественную систему "UZGPS", созданную центром программистов "BePro" в сотрудничестве с АК "Узбектелеком". Она уже участвует в проекте "Безопасный город", используется АО "Узбекистон темир йуллари", пожарной службой столицы, "скорой помощью" в Намангане и Фергане и другими учреждениями. За минувшие недели большинство автобусов в парках подключили к этой системе, а в ближайшее время к ним присоединятся оставшиеся. Потому пока мониторинг работает не для широкой аудитории, но скоро вновь станет доступен пассажирам через приложение "MyBus Tashkent". Счет идет на дни.

В чем преимущества новинки? Прежняя система работала только с одной картой и не могла включить в себя все аспекты, а нынешняя охватит сразу восемь карт и позволит полностью отслеживать деятельность транспорта. Каждый случай будет словно на ладони у диспетчеров. В АО связывают с ней большие надежды. А обычных ташкентцев волнует прежде всего другое - станут ли тогда автобусы ходить точно по графику и допоздна?

Рамиль Исламов.

Опубликовано в газете "Правда Востока" № 21 (28984) от 31 января 2019 года.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech