21 Сентябрь 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +19,3 °C

Власть
13 Фев  2020 2423

Послание Президента - курс на системную перезагрузку страны

Послание Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису и обозначенные в нем программные установки и ориентиры продолжают вызывать повышенный интерес среди СМИ и экспертного сообщества не только  у нас в стране, но и далеко за ее пределами. По общему мнению,  Послание - подтверждение твердой решимости руководства Узбекистана двигаться дальше по пути реформирования всех сфер жизни общества  и государства, последовательно решая проблемы, пока еще сдерживающие системное обновление республики.

По мнению директора Центра исследований проблем Центральной Азии и Афганистана Института международных исследований МГИМО А. Казанцева, "будучи умным лидером, происходящим из университетской интеллигенции", Президент  Узбекистана, тонко почувствовав запрос общества на перемены, последовательно реализует свою стратегию реформ.  По словам заместителя директора Белорусского института стратегических исследований Т. Шендик, Послание продемонстрировало, что "Шавкат Мирзиёев -  лидер, который помнит прошлое, живет настоящим и думает о будущем". Президент Международной ассоциации стратегических исследований Г. Копли охарактеризовал Послание как одно из наиболее значимых заявлений о национальной политике, выдвинутых лидерами стран Центральной Азии за всю постсоветскую эпоху.

Почему Послание вызвало такой большой интерес у нас в стране и за рубежом? Почему оно так важно для нашего будущего? В чем заключается видение Президента нового  Узбекистана?

По масштабам и заявленным задачам предложенная Президентом долгосрочная стратегия реформ прежде всего нацелена на обеспечение модернизационного рывка республики.

В этом объективно прослеживаются параллели с опытом Сингапура, программой подъема страны, реализованной Ли Куан Ю. В свое время архитектор "сингапурского чуда" заложил в основу успешного развития государства следующие ключевые  направления: 1) экономические реформы, задавшие вектор инвестиционно-инновационного развития; 2) социальная модернизация; 3) эффективная борьба с коррупцией; 4) создание необходимых политических  условий.

Аналогичные цели ставит Президент  Узбекистана. В этой связи хотелось бы подробно остановиться на тех моментах Послания, которые, на мой взгляд, наиболее наглядно подчеркивают дух реформ Президента, его видение и нацеленность на ломку старых, неэффективных форм и методов работы, повсеместное внедрение демократических и рыночных методов управления. 

Важнейшая задача, которую обозначил Президент, - формирование сильной представительной власти. 

Стоит обратить внимание на тот факт, что основной тезис выступления руководителя страны перед вновь избранным парламентом - призыв к депутатам активнее участвовать в проведении реформ, быть смелыми и решительными, не оглядываться на исполнительную власть, иметь принципиальную точку зрения, которая выражает интересы избирателей.

Делая ставку на эффективно действующий парламент, Президент последовательно формирует устойчивую систему сдержек и противовесов. Лидер Узбекистана осознает, что выстраивание жесткой вертикали  и замыкание на себе деятельности всех органов власти контрпродуктивно. Режим тотального контроля себя не оправдал и становится тормозом преобразований.

В этой связи Президент отчетливо дал понять, что приоритетом для главы государства является думающий Олий Мажлис, который в состоянии последовательно инициировать и принимать законы исходя  из интересов избирателей, национальных интересов. Ясно сформулировано видение парламента, высшего законодательного органа страны, обязанного в соответствии с Конституцией строго контролировать реализацию принятых решений, призывать к ответу правительство и чиновников за допущенные провалы и просчеты.

В этих целях глава государства повышает статус и авторитет парламентариев, в частности, предложив законодательно обязать  министров и руководителей ведомств лично отвечать на депутатские запросы. Благодаря новым законодательным инициативам  Президента впервые в истории Узбекистана Премьер-министр внес на одобрение парламента кандидатуры членов Кабинета  Министров.

Значительно повышается требовательность к деятельности самих депутатов. Как результат - в прошлом остается беспрекословное и единогласное принятие законов "по указке". Так, при предыдущем составе Законодательной палаты 16 проектов законов не прошли обсуждение и были возвращены на доработку инициаторам. Для сравнения: в 2010-2014 годах ни один закон депутаты не вернули.

Значимый элемент обеспечения действенного функционирования системы сдержек и противовесов - средства массовой информации. Сегодня благодаря политике Президента, направленной на обеспечение открытости деятельности органов государственного управления, создание условий для активного участия граждан в решении важнейших проблем социального, экономического развития, СМИ все успешнее выступают в роли "четвертой власти".

Выявляя злободневные, волнующие людей проблемы, они становятся важным барометром социального самочувствия населения, успешности реформ, эффективным средством формирования общественного мнения. Все это позволяет формировать механизмы обратной связи, реализовывать реформы по принципу снизу вверх на основе реальных проблем, заботящих народ.

Впервые население также получило возможность реально влиять на процесс принятия законодательных актов. Примечательно, что более 400 законопроектов доработано исходя из предложений граждан после широкого обсуждения, которое по закону теперь обязательно рассматривается. 

Не остаются в стороне и институты гражданского общества. Формируются условия для усиления роли ННО в системе общественного контроля. Уже сегодня ими реализовано свыше 700 инициатив согласно мониторингу в сфере защиты и обеспечения прав и свобод человека, развития малого бизнеса, частного предпринимательства, фермерского движения, а также исполнения государственных программ в социально-экономической сфере. 

Масштабное реформирование политической системы сопровождается построением новой модели экономики, базирующейся на рыночных принципах.

Президент дает ясно понять: полумерами в данном направлении не обойтись. Построение современной рыночной экономики должно опираться на реальные рыночные механизмы, других вариантов нет.

В этой связи кардинально меняется цель управления в сфере: не тотальный контроль над экономическими процессами, а стимулирование саморазвития, поощрение предпринимательской активности и как следствие - повышение благосостояния народа.

Практически все решения Президента в области экономических реформ направлены прежде всего на стимулирование предпринимательской инициативы.

Последние несколько столетий развития мировой экономики убедительно доказали одну простую истину: в тех странах, где была обеспечена свобода предпринимательской активности, наблюдался рост благосостояния граждан, и наоборот. Еще отец экономики Адам Смит писал, что никто из предпринимателей не задумывается о том, чтобы принести пользу обществу, но здоровая конкуренция среди них обеспечивает общество более богатым выбором товаров и услуг по более низким ценам. Конкуренция заставляет сокращать издержки на производство, внедрять инновации, стимулировать развитие науки и т.д.

Избранный курс на открытость и либерализацию, а также ломка прежних административных методов управления уже приносят существенные результаты. 

Узбекистан становится признанным лидером региона по инвестиционной привлекательности. Доля объема инвестиций в основной капитал в структуре ВВП увеличилась до 37,1 процента, а прирост ПИИ вырос почти в 4 раза. 

Согласно докладу ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию - прим. ред.) в странах Центральной Азии рост объемов иност­ранных инвестиций составил в среднем 8-10 процентов. В Узбекистане данный показатель по сравнению с показателями 2018 года (2,9 млрд долларов) вырос в 3,2 раза (9,3 млрд долларов).

Улучшаются позиции Узбекистана в авторитетных мировых рейтингах. В 2019-м наша страна вошла в топ-20 государств, достигших наибольшего прогресса в улучшении делового климата, по индексу "Doing Business" в 2020 году заняла 69-е место.

Узбекистан также впервые получил суверенные кредитные рейтинги от ведущих международных агентств S&P, "Fitch Ratings", "Moody's", а успешное размещение облигаций на миллиард долларов признано рядом ведущих зарубежных СМИ главным финансовым событием в жизни региона в 2019-м.

Ключевым элементом комплексной политики перехода на рельсы рыночной экономики является озвученная в Послании задача по отмене практики госзаказа на покупку хлопка и зерна.

По признанию экспертов, свобода выбора производства агропродукции и отсутствие системы госзаказа приведут к кардинальной трансформации ключевой отрасли страны, где заняты свыше 3,6 млн человек.

Снятие административного давления позволит фермерам повысить производительность отрасли, создать рабочие места. Одновременно будут меняться мышление аграриев, внедряться современные механизмы ведения бизнеса. По оценкам Всемирного банка, отмена госзаказа способна привести к экономическому буму в сельском хозяйстве и стать мощным толчком дальнейшего роста.

Не секрет также, что применявшаяся на протяжении длительного времени политика госзакупок породила ряд хронических проблем в сельском хозяйстве Узбекистана - от неэффективности, коррупции и злоупотреблений правами работников до обнищания фермеров. 

Озвученная инициатива по переходу на рыночные принципы закупки хлопка и зерна стала не просто востребованной - критически важной. Это повысит заинтересованность сельхозпроизводителей, качество производимой ими продукции, будет способствовать искоренению коррупции, изменению стиля, содержания работы руководителей в агропромышленном комплексе. 

Кроме того, предлагаемые меры являются составной частью общих усилий по повышению прозрачности всей системы госуправления и противодействию коррупции. 

Как справедливо отметил глава государства, коррупция - серьезное препятствие в развитии прогрессивного общества. По данным ООН, ежегодно мировая экономика несет ущерб от коррупции в 2,6 трлн долларов, или около  5 процентов глобального ВВП. В Узбекистане ущерб от коррупционных преступлений со стороны должностных лиц за первое полугодие 2019-го составил около 200 млн долларов.

Для искоренения этих негативных явлений закладываются организационно-правовые и другие меры противодействия коррупции, формируются условия ее тотального неприятия в обществе. В частности, принят Закон  "О противодействии коррупции", утверждена соответствующая Государственная программа на 2019-2020 годы. В обеих палатах парламента созданы комитеты по судебно-правовым вопросам и борьбе с коррупцией. Согласно Указу Президента "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбеки­стан" от 27 мая 2019-го запущен экспериментальный проект "Сфера без коррупции" в секторах капитального строительства и образования, которые считаются наиболее коррумпированными.

Наглядным результатом эффективности принятого системного подхода является улучшение позиций Узбекистана в исследовании "Индекс восприятия коррупции". В обновленном рейтинге республика поднялась сразу на 5 строчек. Однако, несмотря на это, наша страна продолжает оставаться на низших позициях рейтинга в регионах Центральной Азии и Восточной Европы.

Способствовать кардинальному улучшению ситуации призвано предложенное Президентом создание отдельного антикоррупционного органа. Как показывает зарубежный опыт, формирование подлинно независимых структур в сфере противодействия коррупции позволяет в корне повысить эффективность их работы.

Создание в Сингапуре специального Бюро по борьбе с коррупцией, подчиняющегося непосредственно Премьер-министру, позволило заметно снизить коррупцию в высших эшелонах власти. Показателен также опыт Румынии, где финансово и юридически независимое  Национальное антикоррупционное управление (НАУ) с 2013 года привлекло к ответственности Председателя палаты депутатов и  21 депутата, 6 сенаторов и 9 министров. 

В соответствии с мировой демократической практикой в Узбекистане также предлагается внедрение механизма декларирования доходов и имущества государственных служащих. Президент прямо заявил, что каждый чиновник должен будет отвечать на вопросы, в том числе в каком доме живет, как обоснует строительство дома, покупку машины. 

Для нашей республики это огромный шаг вперед в деле практической реализации передового международного опыта в сфере борьбы с коррупцией, сокращения теневых денежных потоков, предотвращения конфликта интересов и незаконного обогащения. 

Важным элементом процесса структурного преобразования страны является совершенствование социальной политики. Именно благополучие  и достаток народа выступают главной целью и приоритетом осуществляемых преобразований. 

Повышение уровня жизни населения уже дает ощутимые результаты. За последние два года реальные доходы населения выросли на  49 процентов. В 1,3 раза увеличилось число получателей социальных пособий, удвоился размер пенсий. Разрабатывается порядок подсчета размеров потребительской корзины и прожиточного минимума, формируется единый реестр получателей соцпомощи.

В социальную сферу планируется направить почти 700 млн долларов. Это позволит не только обеспечить социальную защиту наиболее уязвимых категорий граждан, но и поддержать их в мобилизации способностей, реализации потенциала, укрепить веру в себя.

Послание выполнило главную задачу, запустив процесс по системной перезагрузке стратегии государственного и общественного строительства, деятельности госструктур и институтов гражданского общества.

В своей речи Президент подчеркнул: в предстоящий сложный, непростой период начатые преобразования будут продолжены с еще большим напряжением - механизм реформ запущен и возврата к прошлому не будет.

Чиновники, не чувствующие требования времени, не способные работать в новых условиях, должны отойти в сторону, уступить место молодым, творчески мыслящим, высококвалифицированным кадрам, готовым взять на себя ответственность за судьбу Родины. 

Сегодня, как никогда ранее, возрастает важность консолидации общества вокруг идеи построения нового Узбекистана, обозначенной Президентом Шавкатом Мирзиёевым.

Сформулировав главный принцип динамичного развития - "Инициатор реформ - само общество", лидер страны фактически предложил гражданам партнерство в процессе всестороннего обновления государства.

Теперь дело остается за нами, за обществом. Никто не приемлет повторения прошлых ошибок. Необходимо переключить режим безынициативности на режим сопричастности. Теперь наша задача - грамотно воспользоваться открывающимися возможностями, объединить усилия на благо процветания Родины.

Элдор Арипов.
Директор Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан.

 Опубликовано в газете «Правда Востока» №32 от 13.02.20. 

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech