20 Ноябрь 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +13,2 °C

12 Окт  2019 370

"Правда Востока" № 207 от 12 октября 2019 года

Pdf версия газеты + все материалы, опубликованные в газете "Правда Востока" в №207 (29170) от 12 октября 2019 года

АШХАБАДСКИЙ САММИТ СНГ

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 10-11 октября 2019 года принял участие в очередном заседании Совета глав государств Содружества Независимых Государств в городе Ашхабаде.

Основные мероприятия саммита прошли 11 октября.

В заседании, прошедшем под председательством Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова, приняли участие Президент Республики Узбеки­стан Шавкат Мирзиёев, Президент Азербайджанской Республики Ильхом Алиев, Премьер-министр Республики Армения Никол Пашинян, Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев, Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков, Президент Республики Молдова Игорь Додон, Президент Российской Федерации Владимир Путин, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, Председатель Исполнительного комитета - Исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев.

Лидеры стран СНГ провели переговоры в узком кругу. На переговорах обсуждались вопросы дальнейшего укрепления сотрудничества в рамках Содружества, совершенствования деятельности данной международной структуры, состоялся обмен мнениями по региональным и международным вопросам.

В своем выступлении Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев отметил необходимость расширения многостороннего сотрудничества и обратил особое внимание на перспективные направления взаимодействия в рамках Содружества.

Узбекистан рассматривает СНГ как эффективную площадку для углубления практического партнерства, прежде всего в сфере развития торгово-экономических связей, в продвижении совместных проектов в разных отраслях, раскрытии транспортно-логистического и транзитного потенциала, укреплении безопасности, культурно-гуманитарном обмене. За последние годы участие нашей страны в этой организации значительно активизировалось. В текущем году в Узбекистане прошло множество меро­приятий СНГ.

В частности, в Ташкенте прошел Совет министров внутренних дел, в Самарканде - заседание Совета по туризму государств-участников СНГ.

На встрече поддержано решение о переходе председательства в СНГ в 2020 году к Республике Узбекистан.

Содружество Независимых Государств образовано в соответствии с Соглашением о создании СНГ от 8 декабря 1991 года. Исполнительный комитет является единым исполнительным, административным и координирующим органом СНГ.

Следует отметить, что наша страна уделяет особое внимание развитию сотрудничества в рамках Содружества. По итогам участия Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева в заседаниях Совета глав государств СНГ в городах Сочи и Душанбе утверждены "дорожные карты".

Следует также отметить, что в послед­ние годы проведена инвентаризация состояния договорно-правовой базы и сотрудничества в рамках СНГ.

Инициативы Узбекистана в формате СНГ включают в себя такие вопросы, как дальнейшее повышение объема взаимного товарооборота, расширение сотрудничества в различных сферах, эффективное использование международных и региональных транспортных коридоров, активизация партнерских связей в сель­ском хозяйстве, внедрение в сферы промышленности и сельского хозяйства передовых цифровых технологий, развитие межрегионального и трансграничного сотрудничества, политическое урегулирование афганской проблемы и расширение культурно-гуманитарных связей.

Саммит Содружества Независимых Государств продолжился переговорами в расширенном составе.

Главы государств рассматривали комплекс вопросов, нацеленных на дальнейшее расширение многостороннего сотрудничества, обменялись мнениями по международным и региональным вопросам, представляющим взаимный интерес.

Президент Шавкат Мирзиёев выразил благодарность за поддержку решения о председательстве Республики Узбеки­стан в Содружестве в 2020 году и отметил, что приоритетом председательства нашей страны станет последовательное расширение и повышение эффективности многостороннего сотрудничества в рамках данной организации. Предложено ускорить принятие новой Концепции развития СНГ и Стратегии эконо­мического развития Содружества до 2030 года.

Отмечалось, что особое внимание будет уделено прежде всего развитию торгово-экономических связей, обеспечению полноценного функционирования зоны свободной торговли, углублению производственной кооперации и освоению рынков третьих стран, расширению сотрудничества в аграрной сфере, энергетической и телекоммуникационной отраслях, реализации инновационных, научных и образовательных программ.

Глава нашего государства отметил важность разработки Приоритетов развития транспорта и транзитных коридоров и Концепции межрегионального сотрудничества на десятилетний период.

В следующем году в Узбекистане пройдет первый Форум регионов СНГ, а также предложено провести очередное заседание Совета руководителей торгово-промышленных палат СНГ, а в его рамках - Неделю деловых инициатив Содружества. Запланированы также мероприятия по информационной безопасности и в рамках культурно-гуманитарного сотрудничества.

По итогам переговоров состоялось подписание документов. Приняты Решение о переходе председательства в СНГ в 2020 году к Республике Узбекистан, Декларация о стратегическом экономическом сотрудничестве, Обращение глав государств-участников СНГ к народам стран Содружества и мировой общественности в связи с 75-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов,
Программа сотрудничества в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2020-2022 годы и другие документы.

На проведенной по итогам саммита пресс-конференции с участием представителей средств массовой информации Председатель Исполнительного комитета - Исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев особо отметил организацию на высоком уровне всех мероприятий во время председательства Туркменистана в Содружестве, в частности Ашхабадского саммита. Проинформировал участников о том, что в рамках саммита главами государств СНГ были подписаны 8 важных документов. Заявил о переходе председательства в СНГ в 2020 году к Республике Узбекистан и пожелал успехов в выполнении этой ответственной миссии.

На этом Ашхабадский саммит Совета глав государств СНГ завершился.

З. Жонибеков.
Спецкорр. УзА.
Ташкент - Ашхабад - Ташкент.

 

 

ВСТРЕЧИ
В РАМКАХ САММИТА

В рамках Ашхабадского саммита Совета глав государств СНГ Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев встретился с Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном.

Главы государств с глубоким удовлетворением отметили современный уровень узбекско-таджикских отношений дружбы, добрососедства и стратегического партнерства.

На встрече обсуждены актуальные вопросы расширения двустороннего практического сотрудничества, прежде всего в сферах торговли, промышленной кооперации, энергетики, транспорта, в области культурно-гуманитарного обмена и других приоритетных направлениях.

Лидеры двух стран рассмотрели график предстоящих встреч на высшем уровне, а также обменялись мнениями по международной и региональной повестке.

* * *

Президент
Республики Узбекистан
Шавкат Мирзиёев принял Премьер-министра Армении Никола Пашиняна.

На встрече отмечена важность дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества в торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах.

Достигнута договоренность об организации взаимных обменов на межправительственном и межведомственном уровнях.

Обсуждены также актуальные вопросы международной повестки и взаимодействия в рамках многосторонних организаций.

УзА

 

ОБ УЧАСТИИ ПРЕЗИДЕНТА УЗБЕКИСТАНА
В САММИТЕ СОВЕТА СОТРУДНИЧЕСТВА ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ ГОСУДАРСТВ

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 14-15 октября 2019 года примет участие в седьмом саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркского совета), который состоится в городе Баку.

Главы делегаций Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Турции, Узбекистана, принимающей участие в качестве страны-наблюдателя Венгрии, а также Туркменистана обсудят вопросы, направленные на укрепление и расширение многопланового сотрудничества в рамках Тюркского совета.

На саммите будет принято Совместное заявление глав государств, входящих в Тюркский совет, о присоединении Республики Узбекистан к Организации в качестве полноправного члена.

По итогам встречи ожидается принятие Декларации седьмого саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств.

В рамках пребывания в Баку Президент Узбекистана проведет двусторонние встречи с главами делегаций, участвующими в заседании.

УзА

 

Указ
Президента Республики Узбекистан

О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СРЕДСТВ ВНЕШНЕГО БЕЗВОЗМЕЗДНОГО СОДЕЙСТВИЯ И РАБОТЫ С ДОНОРАМИ

В стране осуществляется по­следовательная работа по улучшению социально-экономической жизни населения, активному привлечению для этих целей грантов, технического содействия и других средств внешнего безвозмездного содействия
(далее - гранты), установлению тесных партнерских отношений с иностранными государствами, международными и иностранными правительственными и неправительственными организациями, зарубежными компаниями, организациями и фондами, предоставляющими безвозмездную помощь Республике Узбекистан (далее - доноры).

Вместе с тем недостаточный уровень общей координации сотрудничества с донорами, мониторинга реализации проектов внешнего безвозмездного содействия, а также системы контроля за достижением их целевых показателей не способствуют наращиванию объемов привлекаемых грантов и их эффективному использованию.

В целях дальнейшего совершенствования системы привлечения и освоения внешнего безвозмездного содействия, обеспечения сопряженности проводимой в сфере работы с национальными интересами и приоритетами, организации единой системы подготовки, реализации, мониторинга и учета проектов, финансируемых за счет грантов, формирования благоприятных условий для сотрудничества Республики Узбекистан с донорами:

1. Определить приоритетными направлениями дальнейшего развития комплексной системы эффективного использования грантов:

формирование устойчивой платформы постоянного диалога с донорами по вопросам совместной реализации и оценки результативности проектов, финансируемых за счет грантов, гармонизации процедур и объединения усилий в конкретных секторах с учетом их специализации;

вовлечение незадействованных резервов и имеющихся возможностей по привлечению грантов в приоритетные отрасли экономики и социальную сферу, расширение сотрудничества и установление тесного взаимодействия с зарубежными организациями, имеющими донорский потенциал;

обеспечение сопряженности привлекаемых грантов с национальными приоритетами и интересами страны в развитии соответствующих отраслей экономики и социальной сферы;

усиление персональной ответственности руководителей и должностных лиц государственных органов и организаций, органов исполнительной власти на местах за организацию привлечения и эффективного использования грантов, усиление профилактической работы органов государственного финансового контроля по предотвращению их нецелевого использования;

расширение роли парламента и институтов гражданского общества, а также участия граждан в осуществлении общественного контроля за соблюдением сроков и достижением целевых показателей проектов, финансируемых за счет грантов;

создание единой информационной системы по координации привлекаемых грантов, формирование условий для электронного учета проектов внешнего безвозмездного содействия с автоматизацией методов анализа направлений и сфер использования.

2. Определить Министерство инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан (далее - Министерство) уполномоченным органом по координации процессов проработки, предварительного отбора и согласования проектных инициатив, предлагаемых к финансированию за счет грантов, обеспечению учета проектов внешнего безвозмездного содействия и мониторинга за их реализацией, выработке предложений по развитию и повышению эффективности сотрудничества Республики Узбекистан с доно­рами.

3. Установить, что:

государственные органы и организации, органы исполнительной власти на местах (далее - инициаторы проектов) привлекают гранты стоимостью 100 тысяч долларов США и более по одному проекту путем их включения в программы привлечения средств внешнего безвозмездного содействия и сотрудничества с донорами (далее - Программы), разрабатываемые и утверждаемые Министерством;

Программы формируются Министерством с учетом государственных программ по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года, инвестиционных программ Республики Узбекистан, программ развития отраслей и регионов, решений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров;

Министерство иностранных дел совместно с заграничными учреждениями Республики Узбекистан содействует Министерству, инициаторам проектов, отраслям и регионам в привлечении потенциальных иностранных доноров для реализации проектов внешнего безвозмездного содействия;

инициаторы проектов обеспечивают своевременную разработку проектов внешнего безвозмездного содействия, их представление для включения в Программы, качественную подготовку проектной документации, а также безусловное и качественное выполнение всех мероприятий для своевременного освоения грантов в полном объеме;

Министерство финансов Республики
Узбекистан ежегодно при формировании параметров Государственного бюджета предусматривает в них средства на покрытие расходов, связанных с исполнением инициаторами проектов своих обязательств по соглашениям о привлечении грантов (уплата обязательных платежей, прохождение разрешительных процедур, транспортировка, сопровождение и хранение товаров, монтаж, наладка, сборка, установка оборудования и другие расходы, связанные с реализацией проектов) и обеспечивает их своевременное выделение;

Министерство финансов Республики Узбекистан осуществляет контроль за целевым использованием грантов и систематически принимает меры по профилактике и предупреждению правонарушений в данной сфере.

4. Согласиться с предложениями Министерства, Министерства иностранных дел и Министерства финансов Республики Узбекистан об упразднении Бюро координации технического содействия Комиссии Европейского союза в Узбекистане при Кабинете Министров (далее - УзБюроКЕС) с передачей его прав, обязанностей, штатной численности и имущества (зданий и сооружений) Министерству.

5. Образовать в структуре центрального аппарата Министерства Департамент координации внешнего безвозмездного содействия (далее - Департамент) с численностью управленческого персонала в количестве 11 единиц.

Установить, что штатная численность Департамента формируется за счет штатной численности УзБюроКЕС в количестве 7 штатных единиц и общей штатной численности Министерства.

6. Утвердить:

Схему формирования, утверждения и реализации программ привлечения средств внешнего безвозмездного содействия и сотрудничества с донорами согласно приложению N№ 1;

Перечень приоритетных проектов внешнего безвозмездного содействия, прорабатываемых с донорами в 2019-2020 годах (далее - Перечень), согласно приложению
N№ 2.

Министерству, Министерству иностранных дел и заграничным учреждениям Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами:

обеспечить проведение необходимых процедур по окончательному согласованию, одобрению и оформлению документов по проектам внешнего безвозмездного содействия, включенным в Перечень;

активизировать работу с донорами по решению всех проблемных вопросов, связанных с финансированием и реализацией проектов внешнего безвозмездного содействия.

7. Министерству в срок до 1 августа 2020 года разработать и внедрить информационную систему "Электронное согласование, мониторинг и учет проектов внешнего безвозмездного содействия" (далее - Информационная система), предусматривающую в том числе:

цифровизацию процессов формирования, согласования и учета Программ;

осуществление мониторинга за соблюдением сроков и достижением целевых показателей проектов внешнего безвозмездного содействия;

формирование достоверных и открытых для всех данных об объеме и направлениях привлеченных и освоенных грантов, ходе реализации текущих проектов, финансируемых за счет средств доноров, и других сведений, связанных с грантами;

проведение онлайн-консультирования инициаторов проектов по вопросам привлечения и эффективной реализации проектов внешнего безвозмездного содействия, качественной подготовки паспортов проектов и проектной документации, а также доноров - о направлениях и географии выделения грантов.

Министерству в срок до 1 февраля 2020 года обеспечить привлечение грантов на финансирование разработки и внедрения Информационной системы.

8. Установить, что:

инициаторы проектов самостоятельно привлекают гранты стоимостью не более 100 тысяч долларов США по одному проекту и ведут переговоры с донорами с обязательным направлением в Министерство копий соглашений, предусматривающих привлечение грантов;

копии проектных инициатив доноров, поступившие в государственные органы и организации, а также органы исполнительной власти на местах, в течение одного дня со дня их поступления в обязательном порядке направляются в Министерство для осуществления мониторинга за их рассмотрением;

с 1 января 2021 года согласование, формирование и утверждение Программ осуществляется исключительно в электронном виде посредством Информационной сис­темы.

9. Ввести с 1 декабря 2019 года порядок, в соответствии с которым:

срок заблаговременного направления в Министерство иностранных дел запросов по вопросам организации визитов в Республику Узбекистан делегаций доноров и их встреч с официальными лицами, а также организации поездок в регионы республики сокращается с 30 до 15 рабочих дней;

отменяется обязанность предоставления получателями грантов выписок с банков­ских счетов, а также информации и ведомственной отчетности о средствах технического содействия в Казначейство Министерства финансов Республики Узбекистан;

получатели грантов ежеквартально (не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) предоставляют Министерству сведения о полученных и освоенных грантах и реализуемых проектах внешнего безвозмездного содействия по форме, определяемой Министерством;

за обеспечение качественной и своевременной реализации проектов внешнего безвозмездного содействия и достижение утвержденных целевых показателей руководителям государственных органов и организаций, органов исполнительной власти на местах предоставляется право применять к работникам, непосредственно участвовавшим в привлечении и освоении грантов, меры поощрения в виде единовременного вознаграждения в размере до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, но не более двух процентов от суммы освоенного гранта, за счет внебюджетных средств организаций, дополнительных источников местных бюджетов, грантов, а также иных источников, не запрещенных законодательством;

инициаторам проектов предоставляется право покрывать расходы, связанные с исполнением их обязательств, по соглашениям, предусматривающим привлечение грантов, за счет внебюджетных фондов, свободных остатков перевыполнения прогнозных показателей доходов местных бюджетов и других источников, не запрещенных законодательством.

10. Установить, что:

а) Министерство иностранных дел Республики Узбекистан по заявкам Министерства или инициаторов проектов - бюджетных организаций обеспечивает в установленном порядке оформление въездных виз иностранным специалистам, принимающим участие в осуществлении проектов, включенных в Программы, без взимания консульских сборов и сборов в счет возмещения фактических расходов;

б) Министерство внутренних дел Республики Узбекистан:

по заявкам Министерства или инициаторов проектов - бюджетных организаций обеспечивает в установленном порядке оформление, выдачу и продление многократных виз, а также временную прописку и продление временной прописки по месту жительства иностранных специалистов, принимающих участие в реализации проектов, включенных в Программы, без взимания государственной пошлины;

обеспечивает регистрацию транспортных средств, приобретенных в рамках реализации проектов, включенных в Программы, без взимания обязательных платежей и сборов, кроме платы за выдачу свидетельства о регистрации автомототранспортного средства и государственных регистрационных номерных знаков.

11. Согласиться с предложением Министерства здравоохранения Республики Узбекистан об обеспечении разовой государственной регистрации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники и выдачи регистрационного удостоверения, а также признании результатов регистрации лекарственных средств, осуществленной за пределами Республики Узбекистан, в отношении лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, поступающих в рамках реализации проектов, включенных в Программы, без включения в государственный реестр и взимания установленных сборов.

12. Установить, что сумма средств, высвобождаемых в результате предоставления льгот и преференций, предусмотренных настоящим Указом, является вкладом Республики Узбекистан в реализацию проектов внешнего безвозмездного содействия, если иное не предусмотрено соглашениями с донорами.

13. Образовать Координационный совет по вопросам привлечения внешнего безвозмездного содействия в составе согласно приложению N№ 3, определив его основными задачами:

формирование постоянной платформы диалога с донорами, оказание содействия в решении проблемных вопросов, связанных с финансированием и реализацией проектов внешнего безвозмездного содействия;

определение приоритетных направлений сотрудничества Республики Узбекистан с донорами, проведение системной работы по расширению географии взаимодействия и поиску новых потенциальных источников финансирования для реализации проектов внешнего безвозмездного содействия;

подготовку предложений по упрощению процедур и совершенствованию механизмов согласования и проработки проектов внешнего безвозмездного содействия, обеспечению их целевого и эффективного использования;

заслушивание на ежемесячной основе отчетов ответственных должностных лиц государственных органов и организаций, органов исполнительной власти на местах о проделанной работе по привлечению и увеличению объемов грантов, установлению тесных партнерских отношений с донорами, ходе исполнения Программ, а также раз в шесть месяцев - отчетов работников, занимающихся вопросами внешнеэкономической деятельности в заграничных учреждениях Республики Узбеки­стан по данным вопросам.

14. Министерству:

а) в двухмесячный срок изучить передовой международный опыт по оценке эффективности привлекаемых грантов, в том числе путем организации выезда специалистов Министерства в зарубежные страны, и обеспечить его внедрение в практику;

б) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами на регулярной основе проводить семинары и тренинги среди работников государственных органов и организаций, органов исполнительной власти на местах по вопросам привлечения и эффективного использования грантов с активным вовлечением в данный процесс представителей доноров и квалифицированных зарубежных специалистов;

в) сформировать и на постоянной основе обновлять в соответствии с законодательством базу данных:

квалифицированных специалистов в сфере привлечения и освоения грантов, а также лиц, прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации в рамках реализации проектов внешнего безвозмездного содействия;

результатов исследований, проведенных в рамках реализации проектов внешнего безвозмездного содействия, составленных по их итогам отчетов, докладов, справочных и аналитических материалов и других сведений;

г) обеспечить широкое распространение в соответствующих отраслях экономики и социальной сферы положительного опыта, достигнутого по итогам реализации проектов внешнего безвозмездного содействия.

15. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению N№ 4.

16. Признать утратившими силу некоторые акты Президента Республики Узбеки­стан согласно приложению N№ 5.

17. Министерству совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан:

Положение о порядке подготовки, реализации и мониторинга проектов, финансируемых за счет средств внешнего безвозмездного содействия, в том числе предусматривающего критерии отбора приоритетных и перспективных проектов, предлагаемых к финансированию за счет грантов, а также механизмы урегулирования разногласий, возникающих между Министерством и инициаторами проектов при формировании Программ;

Положение о порядке контроля за приемом, учетом, адресным распределением и целевым использованием гуманитарной помощи и мониторинга гуманитарных проектов в новой редакции, приняв меры по упрощению процедуры и сокращению сроков принятия решений о получении гуманитарной помощи и пересмотру понятия "гуманитарная помощь";

предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

18. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на советника Президента Республики Узбекистан Гулямова Р.А. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Ганиева Э.М.

Президент
Республики Узбекистан                   Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
10 октября 2019 года.

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
о двадцать третьем пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

11 октября 2019 года в городе Ташкенте началось двадцать третье пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В работе заседания принимают участие члены правительства, руководители минис­терств и ведомств, представители отечественных и зарубежных средств массовой информации.

Заседание вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.

Сенаторы начали работу с обсуждения Закона Республики Узбекистан "О банках и банковской деятельности". В законе устанавливаются требования для допуска к банковской деятельности, внутреннему контролю и системе управления рисками банка, включая необходимость наличия методик по управлению рисками. В частности, определен минимальный размер уставного
капитала банков в размере 100 млрд сумов.

Законом совершенствуется порядок выдачи предварительного разрешения на соз­дание банка, государственной регистрации банков и выдачи лицензий на банковскую деятельность, приобретение инвесторами акций банков без согласия Центрального банка. Также регламентируются и межбанковские операции, отношения между банками и их клиентами, процентные ставки по кредитам, депозитам, а также обеспечение возвратности кредитов. Определяется, что защита прав и законных интересов потребителей банковских услуг осуществляется финансовыми учреждениями посредством оказания соответствующих услуг, предоставления информации, рассмотрения обращений и контроля за соблюдением банками антимонопольных правил.

Внедряется механизм пруденциального надзора, включающий соответствующие нормативы, план восстановления финансового положения банков, регулирование заключения сделок со связанными лицами, назначение временного управляющего для принятия действенных мер в отношении банков, выявление банковских рисков на ранних стадиях их возникновения и обеспечение стабильности банковской деятельности.

Вводятся нормы об учете, отчетности и аудиторской проверке в банках, которые включают в себя ведение бухгалтерского учета, отчетность финансовых учреждений, хранение документов по операциям банков, аудиторскую проверку банков и требования к соответствующей организации, осуществляющей аудиторскую проверку.

Парламентарии отметили, что принятие закона будет способствовать реализации мер по обеспечению устойчивости банков и эффективной конкуренции между ними с учетом прав и интересов вкладчиков и других потребителей банковских услуг. Закон одобрен сенаторами.

Далее члены Сената рассмотрели Закон Республики Узбекистан "О Центральном банке Республики Узбекистан". В законе закрепляются правовой статус, основные цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Республики Узбекистан, его взаимодействие с государственными органами и иными организациями. Главное финансовое учреждение страны подотчетно Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, который рассматривает годовой отчет Центрального банка вместе с заключением аудиторской организации.

Законом закрепляется, что Центральный банк не вправе заниматься оказанием финансовой помощи третьим лицам, за исключением подведомственных ему организаций, осуществлять коммерческую деятельность, выдавать гарантии по обязательствам третьих лиц, включая правительство Республики Узбекистан, участвовать в капиталах банков и уставных фондах других юридических лиц, за исключением участия в капиталах валютной биржи, а также подведомственных ему организаций, обеспечивающих деятельность Центрального банка.

Сенаторами отмечалось, что принятие закона обеспечит реализацию новых подходов и принципов при формировании и осуществлении денежно-кредитной политики и поддержание устойчивых темпов развития банковской системы, проведение эффективного надзора за стабильным функционированием банков­ской системы в целом и деятельности Центрального банка. Закон одобрен сенаторами.

Далее сенаторы обсудили Закон Республики Узбекистан "О валютном регулировании". Документ нацелен на регулирование отношений в области проведения валютных операций. Единство системы валютного регулирования и валютного контроля, приоритет экономических мер в реализации государственной политики в данной области, недопущение незаконного вмешательства государственных органов в соответствующие операции резидентов и нерезидентов являются основными принципами закона. Законом определен орган государственного валютного регулирования - Центральный банк.

Сенаторы отметили, что принятие закона будет способствовать реализации в полной мере прав резидентов и нерезидентов по свободному распоряжению собственными валютными средствами при осуществлении соответствующих операций, определению всех аспектов проведения валютных операций, встречающихся в практике, а также созданию законодательной базы, позволяющей регулировать операции, связанные с движением капитала, с учетом экономических интересов страны. Закон одобрен сенаторами.

Закон Республики Узбекистан
"О платежах и платежных системах" - это еще один вопрос повестки дня, ставший предметом обсуждения сенаторов. Сферой применения закона является действие, которое распространяется на отношения, возникающие при осуществлении платежей и оказании соответствующих услуг между физическими и юридическими лицами, являющимися поставщиками и пользователями платежных услуг. Действие настоящего закона не распространяется на операции с крипто-активами.

Кроме того, обеспечение прав, свобод и законных интересов поставщиков и пользователей платежных услуг, соз­дание условий для развития системы платежных услуг, повышение их качес­тва, а также поддержка развития системы безналичных расчетов являются основными направлениями государственной политики в области платежей и платежных систем.

Законом вводится понятийный аппарат, дается определение платежной системе и ее участникам, операторам, раскрываются их функции, а также виды платежных систем и критерии определения их значимости, правила их содержания, устанавливаются нормы касательно системы управления рисками, проведения самооценки функционирования значимой платежной системы, завершенности платежей в платежной системе.

Парламентариями отмечалось, что принятие закона будет способствовать дальнейшей реализации мер по обеспечению создания единого информационного и правового пространства в сфере платежей и платежных систем, эффективного регулирования Центральным банком рынка платежных услуг, функционирования соответствующих систем, деятельности операторов платежных систем, повышения доступности и прозрачности платежных услуг, в том числе в сельских и удаленных местностях, регулирования отношений в сфере электронных денег. Закон одобрен сенаторами.

Далее участники пленарного заседания рассмотрели Закон Республики Узбекистан "О науке и научной деятельности". Целью закона является создание единого правового документа, регулирующего отношения в области науки и научной деятельности, определяющего принципы государственного регулирования и формы поддержки научной деятельности, а также расширения возможностей использования научных идей, разработок и технологий в решении социально-экономических задач страны и обеспечения конкурентоспособности национальной экономики.

Отмечалось, что законом устанавливаются основные принципы сферы нау­ки и научной деятельности, такие как свобода научного творчества и информации, эффективность и творческая конкуренция, заинтересованность и стимулирование, объективность научной экспертизы, непричинение вреда жизни и здоровью человека, окружающей природной среде.

Определяются основные направления сферы науки и научной деятельности, полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан, Министерства инновационного развития Республики Узбекистан, Академии наук Республики Узбекистан, полномочия системы высшего образования, а также имеющих в своем подчинении научные организации министерств, ведомств и организаций в сфере науки и научной деятель­ности, органов государственной власти на местах.

Кроме того, законом раскрывается круг субъектов научной деятельности, их права и обязанности, порядок осуществления научной деятельности в высших образовательных учреждениях. В частности, устанавливается, что в высших образовательных учреждениях наряду с образовательным процессом ведется научная деятельность и педагогические кадры данных учреждений обязаны осуществлять научную деятельность в соответствующих направлениях.

Предусматриваются нормы касательно приоритетных направлений развития науки и технологий, государственной научной программы, интеграции науки и образования, производства, подготовки кадров с ученой степенью. Подчеркивалось, что принятие закона будет способствовать обеспечению эффективного взаимодействия всех участников научной и научно-технической деятельности, более полному регулированию правовых, экономических и организационных отношений в сфере научной деятельности, урегулированию соответствующих вопросов, а также обеспечению гармонизации и единого толкования понятий в сфере науки. Закон одобрен сенаторами.

Затем сенаторы обсудили Закон Республики Узбекистан "О поддержке грудного вскармливания и требованиях к продуктам питания для младенцев и детей раннего возраста".

Данный закон ранее рассматривался на двадцать первом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса, однако был отклонен сенаторами ввиду явной необходимости его доработки. В новом текс­те закона и его названии учтены все замечания, высказанные экспертами в ходе прошедших обсуждений.

Законом вводится исчерпывающий понятийный аппарат, в котором раскрываются такие понятия, как младенец, продукты питания для младенцев и детей раннего возраста, дети раннего возраста, продукты-заменители грудного молока, искусственное вскармливание, а также продукты прикорма. Определяются основные направления государственной политики в сфере поддержки грудного вскармливания и обеспечения продуктами питания младенцев и детей раннего возраста, такие как защита прав, свобод и законных интересов беременных женщин, кормящих матерей, младенцев и детей раннего возраста на грудное вскармливание. Поддержка и пропаганда грудного вскармливания, обеспечение младенцев и детей раннего возраста качес­твенными и безопасными продуктами питания, государственный контроль в сфере поддержки грудного вскармливания и обеспечения продуктами питания младенцев и детей раннего возраста также обозначены в числе приоритетных направлений.

Государственное управление в сфере поддержки грудного вскармливания и обеспечения продуктами питания младенцев и детей раннего возраста осуществляется Кабинетом Министров, Министерством здравоохранения. Кроме того, определяются полномочия данных органов.

Законом четко устанавливается, что не допускается применение сырья из переработанного продукта питания для младенцев и детей раннего возраста. Способы и условия переработки, уничтожения или использования для непищевых нужд продуктов питания для младенцев и детей раннего возраста, не соответствующих санитарным правилам и нормам, согласовываются их владельцем с государственными контролирующими органами.

Выступившие отметили, что принятие закона будет способствовать реализации мероприятий по обеспечению младенцев рациональным питанием, начиная с первого дня их жизни, постоянного увеличения числа детей, находящихся на исключительно грудном вскармливании, их здорового роста, снижения показателей заболеваемости и смертности среди младенцев и детей. Закон одобрен сенаторами.

Сенаторы также рассмотрели Закон Республики Узбекистан "О меценатстве". Отмечалось, что закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении благотворительной деятельности в целях развития культуры и искусства, а также науки, образования, просвещения и иной деятельности в сфере культуры и искусства.

Вводится понятийный аппарат, в котором раскрываются такие обозначения, как меценат, меценатство (меценатская деятельность), меценатская поддержка, получатель меценатской поддержки. Согласно закону меценат­ская деятельность осуществляется в целях создания условий для сохранения, охраны и использования объектов культурного наследия Республики Узбеки­стан, поддержки профессиональной деятельности в сфере культуры и искусства, участия в реализации государственных и иных программ, проектов в области сохранения, охраны и использования культурного наследия Республики Узбекистан, поддержки молодых талантов и деятелей в сфере культуры и искусства, расширения моральных и иных стимулов для участия физических и юридических лиц в данной сфере.

При этом физические и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять меценатскую деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей. Согласно закону субъектами меценатской деятельности являются меценаты и получатели меценатской поддержки. Ими могут быть резиденты и нерезиденты Республики Узбекистан.

Отмечалось, что принятие закона будет способствовать созданию дополнительных нематериальных способов стимулирования меценатов, а также стимулированию более активного привлечения финансовых активов в сферу культуры и искусства. Закон одобрен сенаторами.

Далее сенаторами рассмотрен Закон Республики Узбекистан "Об обороне". Целью и основными задачами закона являются регулирование отношений в области обороны, установление правовых основ организации обороны и управления Вооруженными Силами Республики Узбекистан, определение полномочий государственных органов, а также участия органов самоуправления граждан, организаций и граждан в обеспечении обороны страны.

Согласно закону оборона является системой политических, экономических, военных, социально-правовых, информационных, организационных и иных мер, направленных на обеспечение защиты суверенитета, территориальной целостности Республики Узбекистан, мирной жизни и безопасности ее населения. Защита независимости, суверенитета, территориальной целостности и конституционного строя, обеспечение безопасности государства, укрепление международного и регионального сотрудничества, без­опасности, стабильности и добрососедства в Центральной Азии, постоянное развитие военной организации государства, поддержание ее в готовности к во­оруженной защите Республики Узбеки­стан определяются как основные цели государственной политики.

Сенаторами отмечалось, что принятие данного документа будет способствовать дальнейшему совершенствованию законодательства Республики Узбекистан в области обороны, созданию основ для дальнейшей разработки вытекающих из него нормативно-правовых актов, уставных документов, регламентирующих вопросы подготовки страны к обороне, широкому показу открытости внешней политики Республики Узбекистан в сфере обороны. Закон одобрен сенаторами.

Далее на пленарном заседании рассмотрен Закон Республики Узбекистан "Об управлении многоквартирными домами".

Отмечалось, что свобода выбора способа управления, самоуправление, коллегиальность, открытость и гласность, организационная и финансовая самостоятельность, систематическая отчетность перед собственниками помещений определяются как основные принципы управления многоквартирными домами.

В законе раскрываются такие понятия, как многоквартирный дом и общее имущество. Так, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к многоквартирному дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.

Общим имуществом являются общие помещения в многоквартирном доме, несущие и ограждающие конструкции, межквартирные лестничные клетки, лест­ницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, подвалы, чердаки и крыши, внутридомовые инженерные сети и коммуникации, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование и устройства, находящиеся за пределами или внутри помещений и обслуживающие более одного помещения.

Устанавливается, что земельный участок, прилегающий к многоквартирному дому, выделяется органами государственной власти на местах собственникам помещений многоквартирного дома на праве постоянного пользования, а способ управления многоквартирным домом определяется общим собранием собственников помещений многоквартирного дома. При этом законом не допускается отчуждение, передача в пользование общего имущества одному или нескольким собственникам, либо иным лицам, если данное действие ограничивает других собственников в реализации их права собственности.

Отмечалось, что закон разработан с учетом опыта стран дальнего и ближнего зарубежья, что обеспечит его эффективность и действенность. Закон одобрен сенаторами.

Затем сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан "Об учреждении ордена "Дустлик" высшей степени". Отмечалось, что закон предусматривает учреждение ордена "Дустлик" высшей степени, утверждение его Положения и описания, а также внесение изменений и дополнений в Закон Республики Узбеки­стан "О государственных наградах".

Устанавливается, что орденом "Дустлик" высшей степени награждаются граждане Республики Узбекистан и в отдельных случаях лица, не являющиеся гражданами Республики Узбекистан, за особые заслуги в укреплении многовековых отношений дружбы и добрососедства между братскими народами, консолидации общества и единства народов. Орден также вручается за плодотворную деятельность в развитии всестороннего стратегического партнерства, достижении межрегионального согласия, а также за активное участие в укреплении взаимопонимания и доверия между народами.

Отмечалось, что принятие закона будет способствовать дальнейшему укреплению многовековых отношений дружбы и добрососедства с иностранными государствами, развитию всестороннего стратегического партнерства с ними, а также сохранению и приумножению исторического наследия, духовных ценностей и традиций. Закон одобрен сенаторами.

Затем члены верхней палаты парламента рассмотрели Закон Республики Узбекистан "Об установлении Дня работников информационно-библиотечной системы Республики Узбекистан". Целью и задачей закона являются стимулирование работников информационно-библиотечной системы, повышение престижа профессии, привлечение в библиотечное дело молодых кадров, что будет способствовать развитию и совершенствованию организации деятельности информационно-библиотечных учреждений на основе широкого внедрения передовых технологий.

Подчеркивалось, что принятие закона будет способствовать оказанию существенного влияния на развитие информационно-библиотечной сферы, широкой популяризации учреждений данной сферы среди населения, в том числе молодежи, увеличению количества квалифицированных кадров. 21 мая определяется Днем работников информационно-библиотечной системы Республики Узбеки­стан. Сенаторы одобрили закон.

Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбеки­стан в связи с усилением правовой защиты кредиторов и совершенствованием механизмов финансирования предпринимательской деятельности". Закон предусматривает внесение изменений и дополнений в 5 законов и 6 кодексов
Республики Узбекистан. В частности, Уголовно-процессуальный кодекс дополняется нормой, согласно которой после вынесения постановления о наложении ареста на имущество дознаватель или следователь в течение одного дня вносит в залоговый реестр соответствующую запись, а после вынесения определения суда об аресте имущества - уполномоченными в соответствии с законодательством органами в течение трех суток.

Гражданский кодекс дополняется нормами касательно удовлетворения требований кредиторов за счет имущества долж­ника, предоставленного в качестве обеспечения исполнения обязательств, идентификации предмета залога, реализации заложенного имущества, на которое обращено взыскание во внесудебном порядке, последующего залога.

В Экономический процессуальный кодекс вносится изменение, согласно которому судебный приказ выдается судьей единолично, если заявлено требование об обращении взыскания на движимое имущество, являющееся обеспечением исполнения обязательств должника.

Вносятся изменения и дополнения в Гражданский процессуальный кодекс, согласно которым судебный приказ выдается, если заявлено требование об обращении взыскания на движимое имущество, являющееся обеспечением исполнения обязательств должника. Заявление о выдаче судебного приказа должно содержать расчет суммы невыплаченных платежей и описание движимого имущества, выступающего в качестве обеспечения исполнения обязательств должника, на которое обращается взыскание. В судебном приказе должен указываться размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или движимое имущество, выступающее в качестве предмета залога или предмета обеспечения исполнения обязательств кредитора при наличии письменной сделки.

Отмечалось, что принятие закона будет способствовать повышению доступности финансирования населения и малого бизнеса, росту международного рейтинга Узбекистана, снижению уровня просроченных кредитов и повышению стабильности финансово-банков­ской системы страны. Закон одобрен сенаторами.

Далее на пленарном заседании рассмотрен Закон Республики Узбекистан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием деятельности отдельных государственных органов".

Закон предусматривает внесение изменений и дополнений в 11 законов и
7 кодексов Республики Узбекистан.
В частности, в связи с преобразованием Инспекции при Генеральной прокуратуре в Инспекцию по контролю за агропромышленным комплексом при Кабинете Министров вносятся соответствующие изменения в законы "О воде и водопользовании", "О племенном животноводстве", "О прокуратуре", "О селекционных достижениях", "О семеноводстве", а также в Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс об административной ответственности и Налоговый кодекс.

В связи с расширением круга задач и компетенции Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства, реформированием деятельности его аппарата в Кодексе об административной ответственности устанавливается административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей и работников его аппарата.

Определяется право Уполномоченного по защите прав предпринимателей и работников его аппарата составлять протокол об административном правонарушении в сфере предпринимательской деятельности. В Законе Республики Узбекистан "Об Уполномоченном при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства" предусматривается задача по осуществлению координации проверок деятельности субъектов предпринимательства и контроля за законностью осуществления проверок со стороны контролирующих органов. Также устанавливается право составлять протоколы об административных правонарушениях по фактам нарушений законодательства, влекущих административную ответственность.

В Гражданском процессуальном кодексе, Экономическом процессуальном кодексе и Кодексе об административном судопроизводстве предусматривается право Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства по обжалованию в кассационном и надзорном порядке вступивших в законную силу решений судов по гражданским делам, а также экономических и административных судов.

Отмечалось, что принятие закона будет способствовать совершенствованию деятельности органов прокуратуры путем направления их сил и средств на профессиональное выполнение основных целей и задач прокуратуры, а также укреплению полномочий Уполномоченного по защите прав предпринимателей в сфере своей деятельности, а также стимулированию сотрудников его аппарата, усилению ветеринарного надзора и повышению качества ветеринарного сервиса, обеспечению эпизоотического благополучия и продовольственной безопасности страны. Закон одобрен сенаторами.

Сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбеки­стан в связи с совершенствованием деятельности органов Национальной гвардии Республики Узбекистан".

Закон предусматривает внесение изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, Налоговый кодекс Республики Узбекистан, законы Республики Узбекистан "О политических партиях", "О профилактике правонарушений", "Об органах внутренних дел", а также Оборонную доктрину Республики Узбекистан. В частности, Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности дополняется статьями, предусматривающими административную ответственность за невыполнение законных требований военнослужащего (сотрудника) Национальной гвардии Республики Узбекистан, противодействие выполнению служебного долга военнослужащим (сотрудником) данного органа и устанавливается, что данные правонарушения рассматриваются административными судами.

Дополняется Закон Республики Узбекистан "О профилактике правонарушений". В частности, перечень системы органов и учреждений, непосредственно осуществляющих профилактику правонарушений, дополняется органами Национальной гвардии Республики Узбекистан и предусматриваются ее полномочия. Сенаторы отметили, что принятие закона будет способствовать укреплению прав и обязанностей, а также полномочий органов Национальной гвардии Республики Узбекистан в сфере их деятельности. Закон одобрен сена­торами.

Далее парламентарии рассмотрели Закон Республики Узбекистан "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с либерализацией ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушения правил временного пребывания в Республике Узбеки­стан". Законом предусматривается внесение изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности.

Из Уголовного кодекса Республики Узбекистан исключается статья 224 "Нарушение правил пребывания в Республике Узбекистан". Данное обстоятельство объясняется снижением количества преступлений, предусмотренных данной статьей. Соответствующее изменение также вносится и в статью 3812 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан, исключающее проведение дознания органами внутренних дел в связи с декриминализацией состава преступления, предусмотренного статьей 224 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.

Кроме того, в целях дифференциации мер административной ответственности за нарушение правил пребывания в Республике Узбекистан в соответствующие статьи Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности вносятся изменения. Закон одобрен сенаторами.

Сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с совершенствованием таможенного администрирования". Законом предусматривается увеличение размеров штрафов за правонарушения в таможенной сфере. В частности, увеличение штрафных санкций применяется в отношении таких видов правонарушений, как выдача без разрешения таможенного органа, утрата или недоставка товаров, транспортных средств и документов на них, распоряжение товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено и так далее.

Вместе с тем законом предусматривается конфискация товаров и транспортных средств для граждан в случае их несвоевременного вывоза в течение тридцати дней после применения административного взыскания. Более того, закрепляется право должностных лиц таможенных органов на задержание и досмотр транспортных средств за правонарушения, предусмотренные соответствующими статьями.

Следует отметить, что принятие закона будет способствовать дальнейшему обеспечению верховенства закона, а также усилению ответственности лиц, занимающихся незаконной деятельностью по перемещению товаров через таможенную границу. Закон одобрен сенаторами.

Члены верхней палаты парламента рассмотрели Закон Республики Узбеки­стан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан". Отмечалось, что закон предусматривает внесение изменений и дополнений в 8 законов и 4 кодекса.

В частности, в Законе "Об охране природы" устанавливается, что экономический механизм обеспечения охраны природы предусматривает взимание утилизационного сбора для обеспечения экологической безопасности, защиты здоровья граждан и окружающей среды от вредного воздействия отходов, образующихся после утраты потребительских свойств колесных транспортных средств, самоходных машин и прицепов к ним.

На основании постановления Президента Республики Узбекистан от 26 декабря 2018 года "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019 год и бюджетных ориентиров на 2020-2021 годы" с 1 января 2019 года финансирование расходов на выплату пособий престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим стажа работы, необходимого для назначения пенсий и пособий на погребение, осуществляется за счет средств Государственного бюджета.
В связи с этим вносятся соответствующие изменения в законы "О государственном пенсионном обеспечении граждан",
"О погребении и похоронном деле".

В целях формирования условий для обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа, а также дальнейшего совершенствования механизмов утилизации моторных транспортных средств в соответствии с мировой практикой Закон "Об отходах" дополняется нормой касательно утилизационного сбора.

Вносятся изменения и дополнения в Закон "Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции". Отмечалось, что принятие закона будет способствовать дальнейшему совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в соответствующих сферах деятельности. Закон одобрен сенаторами.

Далее парламентариями обсуждены и одобрены законы Республики Узбекистан "О ратификации Международной конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения
(Париж, 20 октября 2005 года)" и "О присоединении Республики Узбекистан к Картахенскому протоколу по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии (Монреаль, 29 января 2000 года)".

На этом первый день двадцать третьего пленарного заседания Сената Олий Мажлиса завершился.

Информационная служба

Сената Олий Мажлиса

Республики Узбекистан

 

Масштабные изменения для отдаленных локаций

В Ташкенте состоялась конференция, посвященная обсуждению новых подходов в реализации проектов развития инфраструктуры в сельской местности в рамках инициатив, финансируемых Всемирным банком.

Организаторы - Министерство экономики и промышленности и представительство Всемирного банка в стране. Участники встречи отметили, что в Узбекистане реализуются масштабные прог­раммы развития при поддержке международных финансовых институтов.

Между правительством нашего государства и ВБ достигнута договоренность о подготовке и реализации с 2020 года проекта "Благоустроенные села Узбекистана" в рамках Государственной программы "Обод кишлок", направленной на повышение уровня жизни населения отдаленных регионов, модернизацию внешнего облика сел и создание рабочих мест. При Минэкономики создана группа для воплощения проекта. Он охватывает более 400 сел, не обладающих полноценной или имеющих изношенную социальную инфраструктуру, а также со сложными природно-климатическими условиями в Ферганской, Наманганской, Андижанской, Сырдарьинской и Джизакской областях.

- Проект нацелен на улучшение жизни людей в отдаленных районах страны, - подчеркивает глава представительства Всемирного банка в Узбеки­стане Хидеки Мори. - Инициатива направлена на активизацию населения в принятии ключевых решений по развитию их регионов. А эти решения касаются не только инфраструктурных вопросов, но и других социальных аспектов. Для реализации будет привлечен широкий круг экспертов и специалистов.

Малика Абдураимова.

 

Европейское кино для нашего зрителя
С 11 октября по 10 ноября в Узбекистане проходит VII Фестиваль европейского кино.

В этом году культурный проект порадует жителей четырех городов: Ташкента, Нукуса, Ургенча и Джизака.

Представлены десять современных картин известных режиссеров из 12 стран Европы: Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германии, Дании, Италии, Латвии, Нидерландов, Финляндии, Франции и Швеции.

Среди фильмов - победители международных кинофестивалей и обладатели престижных международных наград: "Король бельгийцев", "Луиза зимой", "Стефан Цвейг: прощание с Европой", "Экзамен", "Мелкий фермер", "Homo sapiens", "Лай собак вдалеке", "Чьямбра", "Самый счастливый день в жизни" и "Рай 89".

Все картины демонстрируются на языке оригинала с субтитрами на узбекском и русском языках.

 

В Кыргызстан за семь
тысяч сумов

Министерством транспорта Республики Узбекистан организованы автобусные рейсы по направлению Фергана - Кызыл-Кия (Кыргызстан).

Предприятие ООО "Mansur Mirzohid" будет обслуживать пассажиров нового маршрута на современных автобусах "ISUZU". Со стороны Кыргызстана по этому направлению организованы микроавтобусы.

Расстояние маршрута Фергана - Кызыл-Кия сос­тавляет около 37 километров, стоимость билета - семь тысяч сумов.

 

Курсы подготовки приемных
родителей

С 1 ноября их организуют в домах милосердия и детских городках. Учредители - районные (городские) хокимияты.

Порядок организации курсов подготовки приемных родителей, а также отбора и контроля потенциальных опекунов и попечителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа утвержден постановлением Кабинета Министров от 30 сентября 2019 года.

Курсы предназначены для лиц, принимающих детей-сирот и ребят без родительского попечения в семью на воспитание (патронат) или в детский дом семейного типа. Занятия будут проводить специалисты в сфере социальных проблем, которые окажут будущим приемным родителям консультационную, правовую, психолого-педагогическую, медицин­скую поддержку. По завершении обучения слушателям выдадут сертификат.

Начиная с 1 января 2020 года отбор приемных родителей будут производить только среди лиц, имеющих такой документ.

Будущие слушатели должны подать заявление директору государственного воспитательного учреждения, на базе которого станут проходить обучение на бесплатной основе и без отрыва от работы. Недельная учебная нагрузка - не более
36 часов. Занятия будут проходить в академических группах в форме лекций, семинаров, практических и выезд­ных уроков.

Негосударственные учреждения и физлица также смогут организовывать подобные курсы, но только по согласованию с Министерством народного образования и местными хокимиятами.

Санджар Якубов.

 

Проводимая работа по обеспечению свободы слова и печати в Узбекистане обсуждена
с участием международных экспертов

В Самарканде состоялся "круглый стол" на тему "Вопросы свободы средств массовой информации в Узбекистане".

В мероприятии, организованном по инициативе Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, приняли участие представители государственных органов и средств массовой информации, журналисты и блогеры, постоянные представители государств-участников Организации по без­опасности и сотрудничеству в
Европе в городе Вене.

Заслушаны доклады генерального директора Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента
Республики Узбекистан К. Алламжонова "Вопросы обеспечения свободы слова в Узбекистане", заместителя генерального директора агентства С. Мирзиёевой - "Значение Агентства информации и массовых коммуникаций в развитии информационной сферы в Узбекистане".

В докладах речь шла о реализованной за последние три года работе по обеспечению свободы слова и печати в нашей стране, созданных условиях для подъема средств массовой информации до уровня "четвертой власти" и проводимой в этом направлении работе.

- Нельзя сразу решить все проблемы, однако благодаря политической воле Президента страны один за другим находят решение накопившиеся в отрасли вопросы, - сказал
К. Алламжонов. - Глава государства поддерживает журналистов и блогеров, призывает писать критические статьи. Это - требование времени и реформ. Тем, кто разглагольствует, что в Узбекистане нет свободы печати, свободы слова, хотелось бы сказать, что она не достигается сразу и легко. Необходимо время, чтобы
узбекская пресса стала действительно "четвертой властью". Этот процесс зависит от масштабных мероприятий, в основе которых формирование у читателей навыков критического мышления, повышение квалификации журналистов и блогеров, формирование у руководителей государственных органов и органов управления навыков конструктивного подхода, повышение среди населения культуры свободы слова.

- В настоящее время на уровне Президента, парламента и правительства уделяется особое внимание обеспечению свободы печати и слова, защите прав и интересов журналистов и блогеров, их поддержке, - говорит С. Мирзиёева. - Прежде всего, начаты действия по совершенствованию законодательства сферы, разработке нормативно-правовых документов, соответствующих международным стандартам. Разработан Кодекс профессиональной этики журналистов Узбекистана. В постановлении Президента страны "О дальнейших мерах по обеспечению независимости средств массовой информации и развитию деятельности пресс-служб государственных органов и организаций" от 27 июня 2019 года определены важные задачи по созданию максимально удобных условий для деятельности средств массовой информации,
налаживанию эффективного диалога между государством и обществом, доведению до населения оперативной, объективной и полной информации о целях, задачах и результатах реформ, повышению открытости деятельности государственных органов.

Данным постановлением намечен ряд задач и для нашего агентства, которые реализуются в настоящее время и дают свои результаты. Кроме того, хотелось бы особо отметить, что недавно парламентом страны создан общественный совет в сфере информации и массовых коммуникаций. Важно, что он будет играть роль связующего звена между средствами массовой информации и государственными органами. Это начало реформ, обновлений и преобразований в сфере. Еще нам предстоит многое сделать, мы будем реализовывать задачи на основе национального и международного опыта.

Затем участники "круглого стола" выразили мнения по теме, вы­двинули предложения.

- В современных процессах обновления в Узбекистане чрезвычайно актуален вопрос обеспечения свободы печати и свободы слова, - говорит координатор проектов ОБСЕ в Узбекистане Джон МакГрегор. - С этой точки зрения нынешний "круглый стол" имеет историческое значение. Мы являемся свидетелями реализованной за последние три года работы в этом направлении, которая говорит о положительных изменениях в сфере. При этом хочу особо отметить деятельность Агентства информации и массовых коммуникаций при
Администрации Президента
Республики Узбеки­стан. Наша организация и впредь будет поддерживать Узбекистан в этом вопросе.

- В последние годы в Узбекистане реализуются масштабные реформы во всех сферах, и мы являемся тому свидетелями, - говорит постоянный представитель Италии в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, председатель постоянного совета организации Алессандро Аццони. - В частности, заслуживает внимания реализуемая работа по обеспечению свободы печати и свободы слова. Мы осведомлены о деятельности Агентства информации и массовых коммуникаций в этом  направлении. Эта организация за последнее время выдвигает хорошие инициативы по реформированию информационной сферы, поддержке журналистов и блогеров. Но предстоит еще многое сделать для углубления в стране демократических реформ, создания свободного гражданского общества, чтобы СМИ стали надежным мостом между государством и обществом. Сегодняшняя встреча - один из шагов на пути достижения этих целей.

В завершение встречи организаторы "круглого стола" объявили, что готовы в 2020 году провести в нашей стране международный форум на тему "Свобода слова в Центральной Азии".

В рамках мероприятия организовано ознакомление зарубежных гостей с историко-культурными достопримечательностями Самарканда.

Г. Хасанов.
Корр. УзА.

 

Военнослужащие - в информационно-библиотечном центре

Пять инициатив, выдвинутых Президентом нашей страны, занимают важное место и в жизни военнослужащих Сурхандарьинского областного подразделения Национальной гвардии Республики Узбекистан.

В воинской части отдельное внимание уделяется одному из основных пунктов этой инициативы - воспитанию молодежи духовно зрелыми личностями, любящими книги. Каждая среда недели объявлена Днем книголюба.
В этот день военнослужащие-контрактники и проходящие срочную военную службу едут в областной информационно-библиотечный центр имени
Сабира Термези и читают там книги. Это стало для них доброй традицией.
В этот день для военных-книголюбов выделяется специальное транспортное средство.

- Налаживание связи с информационно-библиотечным центром помогает военнослужащим полностью удовлетворять потребности в чтении книг, - говорит руководитель Сурхандарьинского областного подразделения Национальной гвардии Республики Узбекистан подполковник Ф. Усмонхужаев. - Это помогает им с пользой проводить свободное время.

Информационно-библиотечный центр, построенный в центре Сурхандарьинской области, располагает более 300 тысячами экземпляров книг и около 5 тысячами их электронных версий. Центр просвещения в среднем ежегодно обслуживает свыше 100 тысяч читателей. В современной библиотеке есть Bookcafe, книжный магазин "Китоб олами", имеется зона Wi-Fi. Такие благоприятные условия и широкие возможности и побудили стражей порядка записаться в библиотеку.

- Этот центр просвещения стал для нас одним из самых дорогих и близких сердцу мест, - говорит проходящий срочную военную службу рядовой Б. Рузметов. - В среду, когда у нас появляется свободное время, мы приходим сюда, чтобы читать книги, просвещаться. Сегодня я читал электронный вариант поэмы Алишера Навои "Смятение праведных". Хочу приехать сюда и на следующей неделе, чтобы дочитать поэму до конца. Конечно, знания, которые я здесь получаю, пригодятся мне в жизни. Мы очень рады, что для нас созданы такие условия.

Х. Маматрайимов.
Корр. УзА.
Фото Ж. Кузимуродова (УзА).
Сурхандарьинская область.

 

Предвыборное пропагандистское мероприятие

На Площади фонтанов в Бухаре по инициативе городского совета Народной демократической партии организовано предвыборное пропагандистское мероприятие "Мы будем бороться за социальную защиту и благосостояние".

На мероприятие были приглашены дети Дома милосердия N№ 32 Бухары, воспитанники с инвалидностью 27-й, 123-й специализированных школ-интернатов, представители социально нуждающихся семей.

- Дух обновления находит свое отражение не только в созидательных реформах, но и в действиях партий, - говорит председатель Бухарского совета НДП Зульфия Туйчиева. - Наша страна вступает в новый этап демократического развития. Для избрания нового парламента и местных Кенгашей началась избирательная кампания.
В этот процесс мы вступаем с новыми взглядами, идеями. Наша партия приступила к проведению предвыборных мероприятий среди избирателей.

В рамках мероприятия состоялась выставка изделий ручной работы, приготовленных воспитанниками Дома милосердия и специализированных школ-интернатов, а также организован аукцион.  Трем гражданам с инвалидностью были подарены специальные коляски.

- Я учусь в 10-м классе 27-й специализированной школы-интерната Бухары, - говорит Дилдора Жумаева, представившая свои работы на выставке. - Являюсь членом школьного кружка нетрадиционной вышивки. На аукционе  мои образцы вышивки были проданы за хорошую цену.

В конце мероприятия участникам были
заданы вопросы  о выборах, политических партиях и парламентской деятельности нашей страны. Правильно ответившим участникам   вручены подарки.

Бухарская область.

 

Футбол:
не подстраиваясь, навязывать свою игру

По такому принципу действуют команды, которые возглавлял тренер Вадим Абрамов. Так было, когда в последние годы он являлся главным в "Локомотиве", потом - "Бунёдкоре". Уважая соперника, настраивал ребят играть в своей манере. Раскрывал в подопечных лучшие качества.

Вот и перед отборочным матчем чемпионата Азии со сборной Йемена Абрамов в многочисленных интервью осторожно говорил, что йеменцы в двух предыдущих встречах забили четыре мяча, сыграв вничью с дружинами Сингапура и Саудовской Аравии. Атакующий потенциал большой. Но при этом особо не преувеличивал возможности противника: "Сборная Йемена терпеливо ждет промаха, а не заставляет ошибаться. Ведь и пропустила она столько же мячей".

Ажиотаж вокруг нашей сборной после отставки Эктора Купера, который практиковал игру от обороны, достиг, кажется, апогея. Поражение от палестинцев болельщиками воспринято как полный упадок в отечественном футболе. Не­однозначно воспринято и то, что новый наставник в расширенный состав ввел сразу несколько футболистов, оттеснив ряд именитых игроков. Представляете, под каким прессингом оказался тренер? Груз ответственности мог просто задавить. И это при том, что времени на подготовку практически не было.

Нужна только победа. Ее требовали более трех десятков тысяч зрителей и миллионы, прильнувшие к экранам телевизоров.

Когда уже на третьей минуте соотечественники вышли вперед в счете, то даже скептики поверили обновленной команде. Почему? Символично, что гол забил 22-летний дебютант сборной Узбекистана Санжар Кадыркулов, полузащитник "Бунёдкора". Именно его кандидатура была воспринята в штыки. "Опять, мол, тренер тянет своих любимчиков".

По этому поводу заметим, что в стартовом составе были пять пахтакоровцев, два "железнодорожника", три легионера и лишь один из клуба Абрамова.

Кстати, о парнях, выступающих за рубежом. Нападающий Эльдор Шомурадов из "Ростова" ни у кого не вызывал сомнений. Он и забил второй мяч. Из небытия вытащил Вадим Карленович талантливого Рустама Ашурматова, об игре которого за южнокорейский "Кванджу" давно ничего не было слышно. Есть и его заслуга в том, что узбекистанцы сохранили свои ворота сухими. Действовал в центре обороны неброско, но надежно.

Как-то подзабыли о полузащитнике Отабеке Шукурове из "Аль-Шарджи" (Объединенные Арабские Эмираты). Тоже оказался крайне полезным игроком. Выверенными пасами несколько раз выводил товарищей на ударные позиции. Голодными до мяча оказались Джамшид Искандеров, забивший третий мяч, Ходжиакбар Алижанов, Достон Хамдамов. Терзали оборону соперников неутомимые Джалолиддин Машарипов и Фаррух Сайфиев. Их прострелы с флангов постоянно держали в напряжении игроков обороны Йемена. Дежурный гол на счету и подключавшегося периодически к атакам центрального защитника Ислома Тухтаходжаева.

И с заменами отгадал Абрамов. Завершающий пятый гол забил Игорь Сергеев за две минуты до финального свистка. Отличился и Одыл Ахмедов, которого держали в резерве из-за небольшой травмы. Но его гол не засчитали.

Лишь о вратаре ничего нельзя сказать. Эльдар Суюнов оказался без работы. Только в первом тайме гости однажды его потревожили. Единственный удар в створ ворот - свидетельство выверенной тактики тренерского штаба и уверенной командной игры узбеки­станцев.

Конечно, не стоит впадать в эйфорию. Счет 5:0 не должен расслаблять ребят. Йеменская команда была не такая грозная, как ее представляли. И не надо уповать на то, что Абрамов - фартовый тренер. Так считают многие, которым неведомо, какая подспудная, невидимая работа им проделана.

В следующем туре (15 октября) узбекистанцы сыграют в гостях со сборной Сингапура, которая уступила дружине Саудовской Аравии с крупным счетом 0:3.

 

Положение команд в группе "Д"

 

Сборные В Н П М О
1. Саудовская Аравия 1 1 0 5:2  4
2. Сингапур 1 1 1 4:6  4
3. Узбекистан 1 0 1 5:2  3
4. Палестина 1 0 1 3:2  3
5. Йемен 0 2 1 4:9  2

 

Хоккей: чуть-чуть не считается

Четыре матча провел с начала октября ташкентский клуб "Хумо" на своей ледовой площадке. Одна победа и три поражения. В турнирной таблице занимает 27-е место среди 34-х команд в дивизионе.

Не будем сгущать краски. Дебютант демонстрирует бойцовскую игру. Общий счет домашних матчей - 9:9. Каждый раз подопечным Евгения Попихина не хватает хотя бы немного удачи. Но известно, чуть-чуть не считается.

Как минимум на овертайм могли рассчитывать ташкентцы во встрече с тюменским "Рубином". Но уступили - 1:2. Столь же упорной получилась встреча с "Югрой" из Ханты-Мансийска. Опять не использовали массу выгодных моментов - 1:3.

Словно разозлившись на себя, в следующем поединке через два дня буквально разгромили "Ермак" из Ангарска - 5:1. Особенно удачным оказался третий период, когда за две минуты ташкентцы забросили три шайбы.

Когда казалось, что наши парни преодолели психологический синдром невезения, опять случилась осечка. Как можно было проиграть
красноярскому "Соколу" с результатом 2:3, имея подавляющее преимущество по всем статистическим показателям? Достаточно привести один факт: по количеству бросков двойной перевес - 32:16.

- Выделяется первое звено, а вот поддержки от других квартетов пока нет, - считает главный тренер Евгений Попихин. - Молодежь может здорово сыграть в одном матче, но на победную серию из двух-трех встреч ее не хватает. К тому же команда зависима от лидеров: не пойдет у них игра, и тактические построения рушатся. Нет еще стабильности.

"Хумо" в чемпионате высшей хоккейной лиги - розыгрыше Кубка "Шелковый путь" - уже провел одиннадцать матчей. В активе девять очков при положительной разнице забитых и пропущенных шайб - 24:23.

Тимур Низаев
Обозреватель "Правды Востока".

 

 

pdf версия газеты

 

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech