31 Май 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +34,5 °C

6 Фев  2020 1347

"Правда Востока" № 27 от 6 февраля 2020 года

Pdf версия газеты + все материалы, опубликованные в газете "Правда Востока" в №27 (29257) от 6 февраля 2020 года.

ПРОАНАЛИЗИРОВАНЫ ПРОБЛЕМЫ И ОПРЕДЕЛЕНЫ АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 5 февраля провел совещание, посвященное приоритетным задачам по реформированию системы внешнеэкономической деятельности.

В своем Послании Олий Мажлису глава государства отметил необходимость улучшения системы контроля  и инфраструктуры в сфере внешней торговли, в частности, реформирования на основе зарубежного опыта  деятельности таможенных, санитарных, карантинных, ветеринарных и  других служб, осуществляющих контроль на таможенных постах.

Сохраняющаяся долгие годы бессистемность в организации работы в этой сфере приводит к определенным труднос­тям в осуществлении внешней торговли. Об этом свидетельствует и позиция  нашей страны в рейтинге "Ведение бизнеса" Всемирного банка по направлению "Трансграничная торговля" - 152-е место среди 190 государств.

На совещании обсуждены вопросы улучшения позиции нашей страны в  данном рейтинге, совершенствования  работы контролирующих ведомств  на основе мирового опыта.

Как известно, во многих странах таможенные органы получают информацию  о грузе до его прибытия на границу,  что ускоряет прохождение контроля.  В Узбекистане в прош­лом году из 416 тысяч деклараций лишь 344 были оформлены до прибытия груза на границу. Предварительные уведомления о карго были представлены в 98 процентах случаев перевозки автомобильным транспортом и вовсе отсутствовали при перевозке железнодорожным транспортом.

В связи с этим поручено наладить систему, при которой контроль осуществляется не на границе, а до прибытия груза к границе или после выведения продукции в  свободный оборот внутри страны.

Подвергнута критике система администрирования: в настоящее время контроль за ввозом и вывозом 1 836 видов товаров осуществляется одновременно тремя ведомствами, вследствие чего оформление импортно-экспортной документации растягивается на недели. Службам таможенного, ветеринарного и  карантинного контроля, санитарного надзора, стандартизации и экологии указано на необходимость изменить методы работы, видеть свою главную задачу  в поддержке экспорта.

Отмечена важность внедрения системы, при которой в случае невозможности оперативного расчета таможенной стоимости товаров предприниматель может забрать товар, оплатив ориентировочную стоимость, а разница между уточненной суммой и фактически уплаченной будет возвращена или доплачена позже.

Министерству финансов и Государственному таможенному комитету поручено разработать новый Таможенный кодекс, усовершенствовать структуру и администрирование таможенных органов с привлечением международных  экспертов.

Необходимо превратить Государственную инспекцию по карантину растений в структуру, сотрудники которой должны выезжать на поля и разъяснять земледельцам требования иностранных государств по применению химических  веществ и средств биологической защиты, оказывать им практическую помощь.

Президент отметил необходимость  искоренения коррупции и незаконного оборота товаров за счет минимизации человеческого фактора посредством внедрения цифровых технологий.

Движение импортируемой продукции от границы до конечного потребителя должно контролироваться таможенными и налоговыми органами через единую электронную систему. К примеру, можно связать таможенные декларации с электронными счетами-фактурами и онлайн-кассами.

Ответственным лицам поручено полностью оцифровать процесс выдачи разрешений и заключений лабораторной проверки, внед­рить автоматизированную систему риск-анализа.

На совещании подробно обсужден вопрос сокращения времени прохождения грузов через пограничные пункты.

Анализ показывает, что за последние три года число пересекающих границу с соседними странами выросло в два раза, количество транспортных средств - почти в три раза. Однако существующая инфраструктура не выдерживает данный поток.

К примеру, некоторые пункты ветеринарного и карантинного контроля не имеют необходимого оборудования. Службы  санитарного и эпидемиологического надзора на границе также не готовы к воздействию внешних рисков. Не организована должным образом работа по распределению грузопотока. Из-за отсутствия ситуационного центра для дистанционного контроля за работой таможенных постов на них возникает длинная очередь. Это приводит  к лишним издержкам как предпринимателей, так и государственного бюджета.

В связи с этим ответственным лицам поручено оснастить пограничные посты современными технологиями и ввести в строй до 1 октября текущего года ситуационный центр. Указано также на необходимость внедрения системы проверок грузов "одна остановка" на пунктах пересечения границы с сопредельными государствами.

Отмечалось, что ведомствам внешнеторгового контроля необходимо тесно взаимодействовать и обмениваться опытом с зарубежными коллегами, организовать в нашей стране испытательные лаборатории и наладить отправку товаров вместе с разрешениями, соответствующими требованиям иностранных партнеров.

Подчеркнута важность гармонизации национального законодательства  с международными соглашениями в  области таможни, санитарии и эпидемиологии, транспорта, стандартизации, ветеринарии и карантина для упрощения процессов внешнеэкономической деятельности.

Отдельное внимание на совещании уделено кадровой политике. Указано, что процесс обучения в Таможенном институте не отвечает современным требованиям, необходимо усовершенствовать его деятельность, а также провести переподготовку сотрудников службы ветеринарии и карантина на основе международных стандартов. Затронут также вопрос повышения кадрового потенциала в рамках соглашения с Всемирной таможенной организацией.

Ответственные лица представили  информацию по вопросам, включенным в повестку совещания.

УзА

 

 

 

Постановление
Президента  Республики Узбекистан

О МЕРАХ ПО КОРЕННОМУ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ПРОИЗВОДСТВА СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ  И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ  В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

В целях дальнейшего повышения качества строительно-монтажных работ, усиления роли инспекций по контролю в сфере строительства, а также в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 14 ноября 2018 года N№ УП-5577 "О дополнительных мерах по совершенствованию государственного регулирования  в сфере строительства":

1. Согласиться с предложением Министерства строительства, Министерства экономики и промышленности, Министерства финансов, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента, Ассоциации инженеров-консультантов Узбеки­стана о внедрении с 1 апреля 2020 года усовершенствованного порядка государственного строительного контроля объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее - объекты) исходя из категорий рисков и функционального назначения объектов.

Министерству строительства совместно с заинтересованными минис­терствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Минис­тров Республики Узбекистан проект правительственного решения  по утверждению Административного регламента осуществления государственного строительного контроля объектов, предусматривающего:

установление дифференцированных требований к экспертизе проектной документации, порядку и периодичности осуществления государственного строительного контроля объектов в зависимости от их категорий рисков и функционального назначения;

 

исключение для объектов низкой категории риска и индивидуального жилищного строительства обязательных требований по осуществлению экспертизы проектной документации, авторского надзора и государственного строительного контроля с внедрением инструментального технического обследования на соответствие объекта требованиям законодательства в области строительства территориальными инспекциями по контролю в сфере строительства при Министерстве строительства Республики Каракалпакстан, главных управлениях строительства областей и г. Ташкента (далее - территориальные инспекции) по завершении строительства;

усиление квалификационных требований и  ответственности инспекторов Инспекции по контролю в сфере строительства при Министерстве строительства Республики Узбекистан (далее - Инспекция) и территориальных инспекций, а также лиц, осуществляющих технический и авторский надзор объектов с повышенной категорией риска;

поэтапное внедрение в течение 2020 года современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе электронного документооборота в рамках осуществления  государственного строительного контроля  в Национальной информационной системе "Прозрачное строительство", с запуском подсис­темы "Контроль в строительстве" в пилотном режиме с 1 июня 2020 года в г.Ташкенте.

2. Предоставить Инспекции и территориальным инспекциям в рамках осуществления государственного строительного контроля право:

приостанавливать строительно-монтажные работы и требовать осуществления демонтажных работ в случаях выявления конструктивных нарушений, влияющих на сейсмостойкость  зданий и сооружений, а также создающих угрозу жизни и здоровью человека;

выдавать юридическим и физическим лицам обязательные для исполнения предписания  по устранению выявленных правонарушений  с установлением соразмерных сроков их исполнения, требуемых на устранение нарушений  на объекте, но не более 60 дней;

направлять представления в соответствующие органы и организации для решения вопроса о приостановлении, прекращении и аннулировании действия лицензий и разрешительных  документов на осуществление деятельности в сфере проектирования и строительства;

направлять представления в соответствующие органы и организации о приостановлении выпуска, реализации и применения строительных материалов и изделий в случаях выявления на объектах применения некачественных строительных материалов и изделий, влияющих  на сейсмостойкость зданий и сооружений, а также создающих угрозу жизни и здоровью человека.

3. Отменить:

а) с 1 марта 2020 года требования по осуществлению государственного строительного контроля объектов капитального ремонта,  за исключением объектов, финансируемых  за счет средств бюджетов бюджетной системы;

б) поэтапно существующие процедуры приемки в эксплуатацию завершенных строительством объектов с внедрением порядка выдачи разрешений на их эксплуатацию Инспекцией и территориальными инспекциями в сроки:

для объектов низкой категории риска независимо от источников финансирования - с 1 мая 2020 года;

для объектов, финансируемых за счет средств субъектов государственных закупок, -  с 1 января 2022 года;

для объектов, финансируемых за счет иных источников, - с 1 января 2021 года.

4. Установить, что до внедрения порядка выдачи разрешений на эксплуатацию объектов Инспекция и территориальные инспекции привлекают к приемке в эксплуатацию завершенных строительством объектов (за исключением объектов, финансируемых за счет средств субъектов государственных закупок) территориальные органы государственного санитарного надзора и государственного пожарного надзора, которые в рамках срока приемки объектов предоставляют Инспекции и территориальным инспекциям заключения о соответствии объекта санитарным нормам и требованиям пожаробезопасности.

Министерству строительства, Министерству по чрезвычайным ситуациям и Министерству здравоохранения Республики Узбеки­стан в двухмесячный срок в установленном порядке разработать порядок взаимодействия территориальных инспекций с территориальными органами государственного санитарного и пожарного надзора при приемке в эксплуатацию завершенных строительством объектов.

5. Одобрить предложения Министерства строительства, Министерства экономики и промышленности, Министерства юстиции Республики Узбекистан о:

придании Инспекции статуса юридического лица в форме государственного учреждения и подчинении ей территориальных инспекций;

создании в структуре Инспекции Службы комплаенса с численностью управленческого персонала 2 единицы и введении в структуры территориальных инспекций должности специалиста комплаенс-контроля;

предоставлении с 1 июля 2020 года начальникам Инспекции и территориальных инспекций полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях по нарушениям законодательства о градостроительстве с сохранением порядка передачи дела на рассмотрение в суд в случае оспаривания правонарушителем факта правонарушения.

6. Утвердить:

структуру Инспекции по контролю в сфере строительства при Министерстве строительства Республики Узбекистан с предельной числен­ностью управленческого персонала в количес­тве 40 единиц согласно приложению N№ 1;

типовую структуру территориальных инспекций по контролю в сфере строительства согласно приложению N№ 2.

Предоставить начальнику Инспекции право:

вносить, при необходимости, изменения в штатную численность Инспекции в пределах установленной предельной численности управленческого персонала и фонда оплаты труда;

утверждать структуру и штатные нормативы территориальных инспекций исходя из расчета количества объектов;

утверждать смету расходов территориальных инспекций.

7. Установить, что:

Инспекция является республиканским органом государственного управления и в своей деятельности подотчетна Министерству строительства Республики Узбекистан;

начальники территориальных инспекций  назначаются на должность и освобождаются  от должности начальником Инспекции по сог­ласованию с министром строительства Республики Узбекистан;

Служба комплаенса Инспекции и специалисты комплаенс-контроля территориальных инспекций подчиняются непосредственно начальнику Инспекции;

деятельность Инспекции финансируется  за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан, а территориальных инспекций -  за счет средств, формируемых за счет отчислений от стоимости строительно-монтажных  работ и доходов от выполнения работ и услуг  на договорной основе.

8. Ввести с 1 апреля 2020 года единый размер отчислений территориальным инспекциям в размере 0,2 процента от стоимости строительно-монтажных работ (без налога на добавленную стоимость) по всем объектам, подлежащим государственному строительному контролю, распределяемых в следующем порядке:

0,02 процента направляются в Фонд поддерж­ки деятельности Министерства строительства Республики Узбекистан (далее - Фонд), в том числе 0,01 процента - на финансирование нужд Инспекции и ее территориальных инспекций;

0,18 процента остаются в распоряжении  территориальных инспекций.

9. Разрешить использование средств Фонда на:

укрепление материально-технической базы Министерства строительства Республики Узбекистан, Инспекции и их территориальных  подразделений;

финансирование текущих и иных расходов Инспекции и территориальных инспекций;

материальное стимулирование и социальное обеспечение работников Министерства строительства Республики Узбекистан, Инспекции  и их территориальных подразделений;

подготовку, переподготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов Министерства строительства Республики Узбекистан, Инспекции и их территориальных  подразделений.

10. Одобрить предложение Министерства строительства Республики Узбекистан о создании при Республиканском центре стандартизации в строительстве Министерства строительства Республики Узбекистан Комплексной строительной испытательной лаборатории (далее - Комплексная лаборатория), осуществляющей полноценные испытания конструкций объектов, строительных материалов и изделий в соответствии с международными стандартами.

Определить источниками финансирования работ по созданию и оснащению Комплексной лаборатории средства резервного фонда  Кабинета Министров Республики Узбекистан, выделяемые в 2020 году в размере не более  20 миллиардов сумов, а также средства Фонда - в недостающей части.

11. Утвердить:

Основные направления испытаний конструкций объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта, строительных материалов и изделий, проводимых Комплексной строительной испытательной лабораторией, согласно приложению N№ 3;

Перечень основного оборудования, машин и механизмов, приобретаемых для оснащения Комплексной строительной испытательной  лаборатории, согласно приложению N№ 4.

12. Увеличить размеры оплаты труда работников Инспекции с 1 марта 2020 года в 1,4 раза.

13. Министерству строительства Республики Узбекистан:

а) совместно с заинтересованными минис­терствами, ведомствами и организациями:

в двухмесячный срок внести в Кабинет Минис­тров Республики Узбекистан проекты правительственных решений об утверждении положений об Инспекции и территориальных инспекциях,  а также о порядке сертификации специалистов  в сфере проектирования и строительства;

в срок до 1 июня 2020 года обеспечить прохождение сертификации специалистов, осуществляющих внутренний контроль, авторский и технический надзор, а также государственный строительный контроль за объектами;

б) в месячный срок утвердить Программу оснащения территориальных инспекций современными мобильными передвижными строительными лабораториями на 2020-2021 годы  за счет средств Фонда и средств территориальных инспекций;

в) организовать на постоянной основе повышение квалификации работников Инспекции и территориальных инспекций, в том числе  за рубежом, с последующим проведением обязательных тренингов для остальных работников каждой территориальной инспекции;

г) обеспечить Инспекцию мебелью, инвентарем, оборудованием и другими средствами,  необходимыми для эффективного выполнения поставленных задач, в том числе выделить служебные легковые автомобили в количестве  3 единиц за счет средств Фонда;

д) в срок до 1 августа 2020 года с привлечением международных финансовых институтов и организаций, а также квалифицированных иностранных специалистов внести предложения  по дальнейшему повышению эффективности механизмов контроля за строительством,  предусмотрев исключение неэффективных  и излишних функций государственных органов, а также широкое вовлечение в данный процесс субъектов частного предпринимательства  на основе передового зарубежного опыта.

14. Министерству строительства, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерству юстиции, Государственному налоговому комитету, Государственному комитету Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру совместно с Уполномоченным при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства в двухмесячный срок утвердить план мероприятий по организации межведомственного электронного  взаимодействия государственных органов и Инспекции с указанием перечня предоставляемых сведений.

15. Разместить Инспекцию по адресу: г. Ташкент, Шайхантахурский район, ул. Абая, 6 на праве безвозмездного пользования.

16. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента в месячный срок обеспечить выделение на праве безвозмездного пользования зданий для размещения территориальных инспекций.

17. Министерству строительства совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

18. Установить следующий порядок контроля за исполнением настоящего постановления:

первому заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан Раматову А.Ж. - обеспечить координацию деятельности министерств, ведомств и организаций, ответственных за реализацию мер, определенных в настоящем постановлении, ежемесячно принимать отчеты  их руководителей о выполненной работе и своевременно устранять выявленные недостатки;

министру строительства Закирову Б.И. - обеспечить принятие всех необходимых мер  по качественному, полному и своевременному исполнению настоящего постановления, оказать всестороннее методическое и практическое содействие ответственным организациям  в своевременном исполнении настоящего  постановления, а также ежемесячно представлять первому заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан Раматову А.Ж. детальную информацию о ходе его реализации;

заместителю министра строительства -  начальнику Инспекции по контролю в сфере строительства Туляганову К.Н. - обеспечить  качественную организацию работ по внедрению усовершенствованного порядка государственного строительного контроля, поэтапному внедрению современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность  Инспекции и территориальных инспекций, а также оперативное решение текущих вопросов, возникающих в процессе исполнения настоящего постановления.

Президент Республики Узбекистан  Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,
5 февраля 2020 года

 

 

Для начинающих стартаперов

IT-Park впервые в Узбекистане запускает образовательную программу онлайн-преакселерации для желающих создать стартап.

Онлайн-преакселератор - бесплатная образовательная программа на узбекском языке как для начинающих, так и опытных предпринимателей в сфере информационных технологий.

Курс состоит из коротких и информативных авторских видеоуроков, на которых успешные предприниматели и специалисты Узбекистана проводят лекции и дают мастер-классы.

Основные темы - создание успешной команды, грамотное ведение проекта, исследование рынка, создание бизнес-плана, регистрация компании, привлечение инвестиций. Длительность программы - месяц. Для участия в онлайн-преакселераторе необходимо пройти регистрацию на сайте online.it-park.uz.

 

Онлайн-билеты - доступность повышается

АО "Узбекистон темир йуллари" в тестовом режиме запустило мобильное приложение  для покупки электронных билетов "UzRailways tickets" для пользователей IOS-платформы.  Приложение идентично веб-ресурсу, то есть электронные проездные документы оформляются сразу же с регистрацией. Кроме того, имеется функция "Возврат билета".

Для платформы Android мобильное приложение также обновлено. В стадии разработки находится интеграция системы покупки электронных железнодорожных билетов с международными платежными системами, такими как "Visa", "MasterCard".

Оксана Малосабирова.

 

 

КОММЕНТАРИЙ К УКАЗУ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН "О ПОМИЛОВАНИИ ГРУППЫ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, ЧИСТОСЕРДЕЧНО РАСКАЯВШИХСЯ В СОДЕЯННОМ  И ТВЕРДО ВСТАВШИХ НА ПУТЬ ИСПРАВЛЕНИЯ"

Президент Республики Узбекистан Шавкат  Мирзиёев подписал Указ "О помиловании группы лиц, отбывающих наказание в местах лишения  свободы, чистосердечно раскаявшихся в содеянном и твердо вставших на путь исправления".

Указом в соответствии с пунктом 23 статьи  93 Конституции Республики Узбекистан помилованы 58 граждан, отбывающих срок наказания, которые по неведению совершили преступление, но уже чистосердечно раскаялись в содеянном и твердо встали на путь исправления.

Из числа помилованных 41 лицо освобождается от наказания условно-досрочно, назначенное в отношении 3 лиц наказание заменяется более мягким, одним словом, освобождаются  из учреждений по исполнению наказания  44 лица. Кроме того, сокращаются сроки наказания в виде лишения свободы, назначенного в отношении 14 лиц.

Среди помилованных 2 женщины.

Данное событие является практическим воплощением проводимой в нашей стране политики  гуманизма, а также таких благородных качеств  нашего народа как великодушие, снисхождение, благородство и милосердие.

В рамках реализации Указа ответственным  министерствам и ведомствам поручено оказать  содействие помилованным лицам в возвращении  к семье и близким, социальной адаптации, привлечении к полезному труду, избрании здорового  образа жизни и занятии достойного места в обществе.

УзА

 

 

Антимонопольная стратегия: цели и задачи

В своем Послании Олий Мажлису Президент отметил, что сегодня государство регулирует цены на 37 видов товаров и услуг, что влияет  на свободную конкуренцию. Именно поэтому важно принять меры по открытию дороги частному сектору в тех монопольных сферах, где могут быть созданы условия для конкуренции и формирования соответствующей среды.

С учетом этого в Антимонопольном комитете создан специальный Проектный офис и разработана "дорожная карта" по развитию конкурентной среды. О том, какие основные задачи заложены в инициативе и на что конкретно нацелен документ, рассказал  начальник управления по разработке стратегических программ, внедрению лучших практик и работе с международными рейтингами и индексами Антимонопольного комитета Кирилл Коротков:

- Основные задачи Проектного офиса - оказание содействия в проведении системной диагностики конкурентной среды, разработке программ развития конкуренции в отдельных отраслях и регионах, предложений по снижению административного бремени и издержек субъектов предпринимательства, мер по устранению барьеров для перехода сфер естественных монополий в состояние конкурентного рынка, поэтапного снижения степени государственного участия в экономике, привлечения средств технического содействия международных финансовых институтов для реализации "дорожной карты" и т.д. 

Для участия в работе Проектного офиса приглашены представители международных организаций, в том числе финансовых институтов (Европейский банк реконструкции и развития, Организация экономического  сотрудничества и развития), а также ведущих международных консалтинговых компаний, таких как "Deloitte", "Ernst & Young", "SmartGov consulting" (Сингапур).

Сама "дорожная карта" предусматривает реализацию мер по 12 ключевым направлениям, среди которых - диагностика состояния конкурентной среды на уровне регионов и отраслей, выявление дополнительных резервов для развития бизнеса и дальнейшее  упрощение его ведения, снижение административного бремени и регуляторной нагрузки, вовлечение частного сектора в отдельные сферы, где хозяйственные функции выполняют государственные органы и монополии, внедрение превентивного механизма защиты конкуренции, трансформация антимонопольного регулирования с созданием прогрессивной модели "умного" регулирования с широким использованием цифровых технологий и другие.

Предусматривается, что все это должно позволить к 2022 году снизить  количество монополизированных рынков на 25 процентов, уменьшить долю монопольной продукции в общем объеме промышленной продукции до 21 процента, видов услуг в общем объеме - до шести процентов, показатель участия государства в экономике - до 40 процентов к ВВП, количество лицензий и разрешительных процедур - не менее чем на 30 процентов.

Мы уже работаем над Стратегией развития конкуренции на товарных и финансовых рынках на 2020-2024 годы.

Кроме того, руководитель страны в своем Послании поручил пересмотреть законы о конкуренции и естественных монополиях.

В соответствии с этим комитетом на основе изучения законодательства развитых стран разработан проект Закона "О конкуренции" в новой редакции, которым предусматривается в том числе слияние законодательства о конкуренции и естественных монополиях, а также внедрение новых сфер антимонопольного регулирования, таких как государственная помощь, цифровые рынки, участие государства в предпринимательской дея­тельности. Пересматриваются критерии определения монопольного положения на рынке и многое другое. Проект внесен на рассмотрение правительства.

Записала
Оксана Малосабирова.
"Правда Востока".

 

Цели поставлены, и мы их достигнем!

В прозвучавшем Послании главы государства Олий Мажлису перед различными министерствами и ведомствами поставлены масштабные задачи. В том числе  и перед геологоразведчиками, чья роль в обеспечении ключевых отраслей экономики сырьем подчеркнута особо. О понимании момента научными работниками сферы  и их целеустремленности в выполнении своих задач корреспонденту  "ПВ" рассказал генеральный директор АО "Институт геологии и разведки нефтяных  и газовых месторождений" (ИГиРНиГМ), доктор геолого-минералогических  наук Гайбулла АБДУЛЛАЕВ:

- Коллектив института прекрасно понимает значение тех ответственных задач, которые ставит перед нами Президент, и руководствуется ими в своей деятельности. Исходя  из них составляем ежегодные, средне- и долгосрочные программы проведения геологоразведочных работ, разрабатываем концепцию. И в том, что перед геологоразведкой определены конкретные цели, видим знак большого внимания, уделяемого главой  государства науке и ее представителям.

О том, насколько далеко смотрит  Президент, говорит то, как он вникает в суть самой работы, знает ее проблемы и ищет пути их решения. Так, словно предвидя, он заявлял, что раз нефть есть под Каспийским  морем, то она должна быть и в Аральском бассейне. И сегодня мы уже работаем совмест­но с российскими компаниями в этом перспективном регионе, где найдены предпосылки к расположению нефтяных пластов.

Специалистами института соз­дан ряд  современных приборов и оборудования, аналоги которого ранее импортировались в страну по весьма высоким ценам. Сегодня работаем с производственными организациями, чтобы начать уже серийный выпуск  инновационного оборудования, которое не  менее эффективно, чем зарубежное. Сейчас специалисты института выезжают с этой техникой на помощь геологоразведчикам. 

Особенно отрадно внимание, уделяемое руководством страны развитию фундаментальных отраслей наук. Последние годы предпочтение отдавалось нап­равлениям прикладного характера, от которых ждали быстрых результатов. Но практика без подпитки фундаментальной науки отстает от современного развития, мельчает. В стране создается сов­­ременный Университет геологических наук на базе четырех институтов Госкомгеологии - геологии и геофизики, гидрогеологии и инженерной геологии, минеральных ресурсов, геологии и разведки нефтегазовых месторождений. Объявлен Год развития науки, просвещения и цифровой экономики. Значит, понимаем - придут на смену молодые, квалифицированные специалисты, которые  и будут продвигать национальную науку.

Мы и сегодня занимаемся подготовкой специалистов для отрасли. Практику в институте проходят студенты филиала РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина в Ташкенте и Ташкентского государственного технического университета имени Ислама Каримова. Последние три года принимаем работать на неполную, а в период летних каникул и на полную ставку студентов, чтобы они уже в процессе учебы вникали в будущую специальность. Пока трудятся они на уже устаревающем оборудовании, хотя ситуация меняется в лучшую сторону. В ближайшем будущем институт получит самые современные приборы, что должно повысить и отдачу сотрудников. Сегодня минис­терства и ведомства прислушиваются к нашим нуждам, помогают технически и финансово, и в этом тоже огромная заслуга Президента и его внимания к науке.

Настоящий геолог должен владеть и другими смежными направлениями, такими как физика, химия, математика и даже биология, и только такой специалист способен выполнять поставленные задачи как в научной, так и практической сфере деятельности. И то, что новый профильный университет будет обучать студентов на базе четырех НИИ, говорит о том, что они должны стать настоящими высококвалифицированными кадрами.

Само Послание Президента Олий Мажлису слушали вместе в  актовом зале института, аплодировали. Коллектив с восторгом воспринял те задачи, которые глава государства поставил перед нами. Главное, что все они направлены на развитие и процветание родной страны, а такая благородная  цель всегда найдет отклик в душе.

Еще одним положительным событием в ответ на воодушевляющую речь Президента стало для нас то, что два специалиста, накануне написавшие заявления об уходе, отозвали их, чтобы работать в науке и далее, кроме того, вернулся в институт один из экспертов, ранее ушедший в поисках заработка в нефтегазовую компанию. Вот такой эффект произвело Послание лидера страны!

В свете происходящих положительных изменений задачи, поставленные Президентом перед специалистами геологоразведки, кажутся ответственными, трудными, но  выполнимыми. Есть научный потенциал, молодые и грамотные кадры и желание оправдать высокое  доверие, оказанное нам лидером страны.

Записал
Александр Зотов.

 

Для чего нужна трансформация экономической дипломатии Узбекистана?

На протяжении последних трех лет в Узбекистане наблюдается кардинальная трансформация внешнеэкономической сферы.  В своем Послании Олий Мажлису Президент обозначил новые ориентиры развития внешней экономики страны. Но давайте рассмотрим, как происходила модернизация отрасли  за прошедший период.

На расширенном заседании Кабинета Министров 14 января 2017 года глава государства дал весьма критическую оценку сос­тоянию дел во внешнеэкономической сфере и сделал  акцент на необходимости ее  коренной трансформации, особенно в области привлечения иностранных инвестиций и развития внешней торговли. В Пос­лании Олий Мажлису в декабре 2017-го Президент обратил внимание на необходимость  использования всех имеющихся возможностей для повышения инвестиционной привлекательности нашей страны и  укрепления экономики. В обращении к парламенту в 2018-м лидер республики отметил: "…мы будем последовательно продолжать активную инвестиционную политику, являющуюся важным условием развития  нашей экономики".

Почему эти вопросы приоритетны и чем обусловлена необходимость трансформации внешнеэкономической деятельности  Узбекистана? Чтобы найти ответ, следует обратиться к цифрам.  По данным ВТО за 2015 год, доля Узбекистана в мировом экспорте товаров составила всего лишь 0,08 процента, а в мировом экспорте услуг - 0,05 процента.  По итогам 2015-го Узбекистан в рейтинге мировой торговли товарами занял 75-е место. Такое  положение вызвало серьезную обеспокоенность состоянием дел в сфере внешней экономики.  Но чтобы войти в число развитых государств мира, нашей республике необходимо увеличить показатели экономики в 40-50 раз. Дос­тичь такой цифры возможно лишь путем коренной модернизации структуры экспорта с увеличением доли экспорта услуг и особенно доли интеллектуальной собственности в нем. Это показывает опыт развитых стран. Для преодоления негативного состояния во внешнеэкономической сфере Президентом предпринимаются конкретные шаги.  Во-первых, в принятой Стратегии действий важное внимание уделено дальнейшему развитию международного торгово-экономического сотрудничества, в том числе путем расширения связей с ведущими международными и  зарубежными финансовыми  институтами, либерализации  экспортной деятельности, диверсификации структуры и географии экспорта, расширения и мобилизации экспортного потенциала отраслей экономики. Поставлены и более амбициозные задачи по привлечению иностранных инвестиций. Стратегия также  заложила фундамент трансформации экономической дипломатии и ее правового обеспечения. Во-вторых, Президент системно и периодически проводит селекторные совещания с участием руководителей всех ответственных ведомств, где подчеркивает  необходимость коренной модернизации структуры экспорта с увеличением доли экспорта услуг и особенно доли интеллектуальной собственности, рассматривает вопросы привлечения инвестиций. Также глава государства  регулярно посещает регионы страны, где на местах лично следит за ходом реализации крупных  инвестиционных проектов.

В январе 2018-го Президент провел специальное совещание, посвященное деятельности  Министерства иностранных дел и посольств нашей страны за  рубежом. На нем лидер страны особо подчеркнул, что экспорт, экспорт и еще раз экспорт, привлечение иностранных инвестиций, передовых технологий и знаний, а также расширение  туристического потока в Узбеки­стан должны стать приоритетными направлениями в деятельности дипломатических учреждений.

Также результаты работы по организации кардинальной трансформации экономической дипломатии и ее правового обеспечения показывают, что за последние три года в нашей стране принято несколько десятков Указов и постановлений Президента, законодательных актов и постановлений правительства о трансформации внешнеэкономической деятельности, экспорте, инвестициях. И уже по итогам 2017 года объем освоенных иностранных вложений в экономику Узбекистана вырос в 1,4 раза и превысил 2,4 млрд долларов. При этом доля иностранного капитала в общем объеме инвестиций выросла до 20,4 процента против 15,3 процента годом ранее. А в Год активных инвестиций и социального развития, как отметил Президент в своем  Послании Олий Мажлису 24 января, Узбекистан достиг весомых результатов в области привлечения прямых иностранных инвестиций, которые составили 4,2 млрд долларов, что на  3,1 млрд больше по сравнению с 2018-м. В связи с этим важно отметить, что в 2019 году диппредставительствами Узбекистана проведено более 1200 бизнес-форумов, трех тысяч визитов представителей зарубежных деловых кругов и иностранных инвесторов в Узбеки­стан. В ходе поездок главы нашего государства в регионы посольствами проработано 256 инвестиционных проектов на общую сумму 5,25 миллиарда долларов в области сельского хозяйства, промышленности, коммунальных услуг, строительства, медицины, фармацевтики, образования, культуры.

Как мы видим, глава государства последовательно, шаг за шагом ставит конкретные серьезные задачи по трансформации внешнеэкономической сферы. В их реализации необходимо применение самых мощных и эффективных инструментов. Какими они должны быть? 5 апреля 2018 года Президент подписал Указ  "О мерах по коренному совершенствованию системы Министерства иностранных дел Республики Узбекистан и усилению его ответственности за реализацию приоритетных направлений внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности", в котором подчеркнуто, что реформирование системы МИД республики должно осуществляться с акцентом на продвижение "экономической дипломатии". Документ направлен на создание мощного инструмента реализации приоритетных направлений внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности - экономической дипломатии. Нужно подчеркнуть, что впервые этому направлению дан такой важный официальный государственный и правовой статус. Оперирование термином "экономическая дипломатия" на столь высоком уровне говорит о том, что Узбекистан готов продвигать свои экономические инте­ресы на международной арене. Следует отметить и то, что ни в СНГ, ни даже во многих западных странах нет такого правового документа, который придавал бы столь важное государственное значение экономической дипломатии.

Главной целью экономической дипломатии Узбекистана сегодня является укрепление экономического суверенитета государства,  отстаивание национальных экономических интересов, обеспечение экономической безопасности и стабильности страны в регионе, формирование благоприятных условий для устойчивого развития экономики, ее технологической модернизации, перевода на инновационный путь развития, повышения уровня жизни населения. Основными задачами экономической дипломатии являются развитие экспорта, привлечение иностранных инвестиций, передовых технологий и знаний, а также увеличение туристического потока в Узбекистан. Все это будет способствовать продвижению развития и завоевания авторитетных позиций в современной системе  мировой экономики, отвечающих интересам нашей страны.

Внешняя экономическая политика Узбекистана сейчас направлена на обеспечение поступательного развития страны, ее конкурентоспособности на современном мировом рынке. Так, в Послании Олий Мажлису Президент выделил следующие приоритетные направления на 2020-й и последующие годы. В частности,  будет последовательно продолжаться ведение активной инвестиционной политики, и в нынешнем году должны быть освоены инвестиции в размере 23 млрд долларов с введением в строй 206 крупных производственных объектов. Будет вестись поиск новых международных рынков и увеличение экспорта. И самое главное - Кабинету Министров поручено разработать концепцию регулирования внешнеэкономической деятельности. Реализация таких задач позволит Узбекистану еще глубже продвинуться в вопросе интеграции в мировую экономическую систему.

В рамках дальнейшей эффективной и практической реализации поставленных задач будет целесообразным разработать современную стратегию развития экономической дипломатии. Внедрение такой концепции позволило бы заложить мощный фундамент формирования ее правового обеспечения, тем более если учесть то, что Узбекистан прорабатывает вопрос вступления в ряд стран - членов ВТО. Важно не упускать из виду вопрос подготовки соответствующих специалистов для отрасли. Для этого в Университете мировой экономики и дипломатии и других экономических вузах страны необходимо создать соответ­ствующие направления по подготовке высококвалифицированных кадров (бакалавров и магистров) по специальностям "Экономическая дипломатия". Для проведения дальнейших фундаментальных и прикладных исследований в этой области была бы полезной организация в УМЭД профильной кафедры "Экономическая дипломатия" с расширением круга преподаваемых дисциплин по этому направлению.

Таким образом, реализация задач, обозначенных в Послании Президента Олий Мажлису в области трансформации экономической дипломатии и ее правовых механизмов, будет способствовать тому, что она сможет реально стать действенным инструментом на пути устойчивого развития национальной экономики. Это также позволит создать в нашей стране мощную и развитую школу экономической дипломатии, что положительно скажется на имидже Узбекистана на мировой арене. Экономическая дипломатия Узбекистана должна создать у мирового рынка глобальный "аппетит" на товары, услуги, идеи и рынок инвестиций нашей страны. Экономическая дипломатия Узбеки­стана образца XXI столетия - это открытая дипломатия, ориентирующаяся на опережающие действия и лидерство в постановке актуальных вопросов мирового экономического развития.

Ибрагим Мавланов.
Доктор экономических наук, профессор Университета мировой экономики и дипломатии.

 

 

Исторический момент для жителей

Председатель Республиканского украинского культурного центра "Славутич" Владимир БОЙКО:

- На мой взгляд, Послание Президента Олий Мажлису отличается содержательностью, многогранностью, глубочайшим анализом и стратегическим видением перспективы дальнейшего развития страны. Это важнейший программный документ,  определяющий реформирование государства и общества. Президент с присущей ему конкретикой и четкостью поставил перед парламентом и страной амбициозные задачи, указал пути их  реше­ния в ближайшие десять лет. Все это создает прочную основу для перехода республики на новый этап развития, создания благоприятных социальных условий для улучшения жизни людей,  роста и подъема экономики.

Радует, что в Послании лидера страны много внимания уделено дальнейшему реформированию системы среднего и высшего  образования. Сегодня в этой сфере получает образование многомиллионная армия молодежи. И очень важно, чтобы она наравне с духовным и физическим развитием овладевала суммой современных знаний, включая информационно-коммуникационные технологии. Это предложение нашего Президента близко и понятно, нашло горячую поддержку у жителей страны, так как сегодня в каждой семье растут и учатся дети, и это огромное проявление заботы о них.

Современное молодое поколение, которому предстоит в скором будущем управлять страной, должно в совершенстве владеть компьютерными технологиями. Требование Президента о необходимости подготовки в ближайшее время миллиона  специалистов в этом сегменте говорит о важности решения задачи.

В докладе главы государства неоднократно подчеркнуто, что важно впредь всемерно развивать межнациональные отношения, укреплять мир и дружбу, которые являются основой дальнейшего успешного решения  поставленных задач. Вместе с  депутатами, сенаторами, руководителями министерств и  ведомств, представителями дипкорпусов и другими участниками собрания принимали участие и председатели национальных культурных центров. Все мы восприняли эти слова как требование, призыв к дальнейшему  совершенствованию работы культурных центров в этом  направлении, внедрению в работу современных технологий, вовлечению в процесс молодежи.

С радостью слушали предложение Президента о проведении Недели и фестиваля дружбы. Мы увидели возможность каждого культурного центра внести достойный вклад в эти важные мероприятия. В 2019 году Комитетом по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами при Кабинете Министров Республики Узбекистан совместно с нацио­нальными культурными центрами успешно и на высоком уровне проведена Неделя толерантно­сти. В большом пра­зднике приняли участие жители всей страны, он вызвал положительный резонанс в обществе. Новое решение главы государства нам видится как поддержка, понимание и своего рода оценка проделанной работы, что также ко многому нас обязывает.

Республиканский украинский культурный центр "Славутич", представляющий интересы примерно стотысячной диаспоры, вносит соответствующие коррективы в план работы в 2020 году с учетом требований Послания Президента. Считаем, что в такой исторический момент  каждый житель страны должен выполнить гражданский долг в созидательном движении к  новым высотам и достижениям. 

 

 

В Центре исламской культуры Мадрида  обсудили перспективы сотрудничества

Заместитель директора Центра исламской культуры Мадрида Хуссам Сиддик Хужа встретился с представителями Посольства Узбекистана  в Испании. 

В ходе встречи обсуждены вопросы налаживания сотрудничества с научно-образовательными учреждениями Узбекистана, реализации совместных проектов, а также организации визита делегации центра в нашу страну и проведения совместных мероприятий по случаю признания Организацией исламского  сотрудничества (OIC) Бухары культурной столицей исламского мира в 2020 году.

Центр исламской культуры Мадрида основан в 1992 году. При нем действует мечеть, которая построена по подобию мечети Кордобы - одной из древнейших и знаменитых мечетей Испании. Также в состав центра входят библиотека, детский сад, школа арабского языка и исламской культуры, зал конференций на 500 человек, музей искусств, спортивные секции и другие учреждения, имеются курсы испанского языка для иностранцев.

Узбекской стороной предоставлена информация об осуществляемых в  нашей стране мерах по обеспечению свободы вероисповедания, изучению традиционного ислама, в том числе созданных научно-образовательных центрах.

Хуссам Сиддик приветствовал реализацию за короткий период в Узбекистане проектов по восстановлению и сохранению исторических памятников, глубокому изучению культурно-цивилизационного наследия и религиозно-философского значения ислама.

Он высоко оценил инициативы по продвижению и распространению гуманистических идей традиционного ислама, в частности создание Центра исламской цивилизации, международных центров Имама Бухари и Имама Термизи.

Хуссам Сиддик выразил заинтересованность в установлении тесного сотрудничества с Узбекистаном и реализации совместных проектов по обмену опытом и изучению исламских ценностей.

По итогам встречи достигнута договоренность об организации в марте этого года в Узбекистан визита руководства центра для налаживания контактов, ознакомления с деятельностью научно-образовательных учреждений республики, а также установления сотрудничества с узбекскими центрами, определения дальнейших шагов по реализации совместных проектов.

ИА "Дунё".

 

 

"Стараемся держать руку на пульсе"

Начальник Чустской районной Народной приемной Президента Республики Узбекистан Шухрат Давлатов работает на этом посту всего чуть более года, но уже прекрасно знаком  с особенностями многонационального района, где с незапамятных времен вместе живут узбеки и таджики, русские и кыргызы,  татары и представители множества других национальностей. Знает он историю и природу дивного края и то, что Чуст всегда был центром туризма и народных ремесел,  хотя здесь хватает и искусных фермеров, садоводов.

Изделия узбекских ремесленников являются  ярким брендом нашего народа: чустские ножи и тюбетейки, гончарные изделия, сюзане, сундуки известны во всем мире. Производство сувениров - одна из ведущих отраслей в районе, так как это составляющая инфраструктуры туризма, ведь многие иностранные гости увозят с собой частицу тепла солнечного Узбекистана. Районный хокимият прилагает все усилия для того, чтобы создать необходимые условия для развития дела здешних ремесленников.

Соответственно специфика рода деятельности отражается и на проблематике потока обращений в Народные приемные Президента - чаще всего по поводу банковских кредитов. Многие граждане  желают заниматься народными ремеслами, развивать сферу сервиса и услуг, есть и те, кто хочет посвятить себя интенсивному садоводству.

На наши вопросы подробно ответил Ш. Давлатов.

- Расскажите об итогах 2019 года: сколько принято обращений, по каким вопросам, какая проводилась работа с населением.

 - В нашей деятельности наблюдается положительная динамика. Так, например, в 2018 году к нам поступило 4037 обращений, уровень их решения составлял 57,7 процента. А в 2019-м приняли 1640 обращений, удовлетворено 80 процентов высказанных претензий. В основном граждане обращаются по поводу выдачи банковских кредитов для ведения бизнеса, материальной помощи, оформления разводов, просят решить проблемы с жильем, трудоустройством. В районе действует отлаженная система изучения обращений граждан.

В соответствии с поручениями Советника Президента Республики Узбекистан Т. Худайбергенова руководители и сотрудники четырех секторов в районе в минувшем году обошли жителей 70 махаллей в районе. В ходе такого общения исследованы многие проблемы населения.

В рамках утвержденного плана-графика проходят и выездные приемы. Так, руководством 1-го сектора проведено 47 таковых, поступило 332 обращения, из которых 132 решены положительно, по 149 вопросам даны юридические консультации. Ввиду того, что для решения 51 проблемы нужны время и средства, они внесены в "дорожную карту".

Руководством 2-го сектора проведено 53 выездных приема, принято 289 обращений, 124 вопроса решены положительно, 49 проблем внесены в "дорожную карту". В остальных случаях гражданам даны соответствующие разъяснения. Примерно такая же картина и в остальных секторах.

Кроме того, руководители республиканских и других организаций, областных секторов провели в Чустском районе 17 выездных приемов, в ходе которых принято 631 обращение. 322 решены положительно, 74 внесены в "дорожную карту", по остальным даны правовые разъяснения. В 2019 году в Государственную программу "Обод кишлок" вошли сходы граждан махаллей "Коракурган", "Кайирма" и "Янгиобод", здесь проведено масштабное строительство и благоустройство ряда социальных и коммунальных объектов. Сейчас продолжаются строительные работы в коттеджном поселке. В программу "Обод марказ" вошли махалли райцентра Чуста "Камарсада", "Яккабулок", "Сероб", "Гули­стон" и "Дустлик", намеченные работы выполнены на 85 процентов.

- Что делается в плане улучшения диалога с народом?

- Этому в нашей стране уделяется первостепенное внимание. Как отметил Президент в Послании Олий Мажлису, для повышения качества системы управления и полного утверждения в обществе основополагающего принципа "Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу" предстоит многое сделать на всех уровнях. Отрадно, что теперь будет налажена система регулярного заслушивания в парламенте и Кенгашах народных депутатов отчетов руководителей государственных  органов и хокимов о том, как решаются вопросы, поднимаемые в обращениях граждан.

По поводу нашей деятельности. В соответствии с Указом Президента "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы работы с проблемами населения" от 17 января 2019 года  сотрудники Чустской районной Народной приемной и руководители четырех секторов ведут последовательную работу по изучению проблем граждан. Так, за руководством 1-го и 2-го секторов закреплено 18 и 24 махалли соответственно, 3-го и 4-го секторов - 20 и восемь. Постоянно проводятся встречи и беседы, подворные обходы. В общем, стараемся держать руку на пульсе и выполнять все поручения и указания главы нашего государства

Фируза Атаханова
"Правда Востока"
Наманганская область.

 

Забота об экологии - корпоративный тренд

Внимание к охране окружающей среды и стремление к улучшению экологической ситуации в стране - одно из приоритетных направлений нашей политики. В Послании главы государства Олий Мажлису говорится, в частности, о том, что совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей, районов и городов должны обеспечить разработку и безусловное выполнение программ  в области охраны окружающей среды, управления отходами в каждом регионе и на каждом предприятии. 

Объективно оценивая ситуацию с тем, что во всем мире цементные заводы считаются неблагополучными для окружающей среды, а сама цементная промышленность входит в число семнадцати наиболее экологически вредных, в АО "Кизилкумцемент" природоохранную деятельность давно возвели в корпоративный тренд. На протяжении десятилетий культура производства и улучшения экологии навоийского предприятия признавалась одной из  образцовых в регионе: оформлены и получены экологические сертификаты на продукцию, внедрена версия интегрированной системы  менеджмента промышленной без­опасности, охраны труда и окружающей среды в соответствии с международными стандартами.

Тренд на заботу об экологии  сочетает в себе энергосбережение, экологичность и экономичность. Три составляющие вписались в производственную программу отечественного гиганта цементной промышленности, который в прошлом году произвел 3,64 млн тонн строительного материала. Так, в конце прошлого года подаваемая для технологического процесса открытым методом техническая вода для  повторного использования переведена в закрытый режим. За два месяца экономия составила свыше 25,5 тысячи кубических метров ресурса. Выходящее из внешней части вращающихся печей тепло направлено на производство железобетона и хозяйственную деятельность предприятия, в результате чего сэкономлено 228 тысяч кубических метров природного газа. На предприятии  имеются 303 источника, выбрасывающие в атмосферу загрязняющие  вещества. Из них 116 организованные, то есть оснащены пылеулавливателями и водными опрыскивателями. 90 процентов всех выбросов приходится на три цементные печи. Поэтому 95 процентов основных средств, предусмотренных в ежегодной программе природоохранных мероприятий, направляются на улавливание исходящей от этих  печей пыли. По подсчетам завод­ские установки в состоянии удерживать в час 5212 тысяч кубических метров пыли. В норме в процессе производства одной тонны готовой продукции разрешаются выбросы в объеме восьми килограммов. Благодаря установленным в АО "Кизилкумцемент" механизмам этот показатель в 2018 году оказался ниже более чем в три раза. По информации управления по экологии и охране окружающей среды, в 2019 году согласно программе мониторинга на предприятии со стороны ведомства проведено 288 мероприятий по анализу контроля за выбросами в атмосферу, кроме этого, еще 660 - контролю производства на основе договора с полномочными организациями, 872 проверки по выявлению и контролю за газовыми отходами от автотранспортных средств.

- Ежегодно на предприятии реализуется программа по охране природы, предупреждению загрязнения окружающей среды, - говорит начальник управления охраны труда и экологии АО "Кизилкумцемент"  О. Ражабов. - Пять из 25 пунктов прошлогодней программы направлены на предупреждение загрязнения атмосферного воздуха. Расходы на экологические мероприятия составили более 11 миллиардов 300 миллионов сумов. Немалая доля средств, инвестированных в 2018 и 2019 годах, - вложения в современные рукавные фильтры. Новые технологии и материалы, использованные в них, позволили значительно усилить очистку пара от пыли.  Использованию "зеленых" технологий придаем отдельное значение, чтобы минимизировать воздействие вредных факторов на окружающую среду. Так, перевод имеющейся техники с дизельного на альтернативное топливо позволил в среднем уменьшить выбросы в атмосферу на 41 тонну 250 килограммов. Проведенные в 2019 году благоустроительные работы, включая посадку более двух тысяч декоративных деревьев и 1200 саксаулов на территории санитарной зоны предприятия, обошлись в 311,91 млн сумов.

Другим важным техническим приобретением для завода с точки зрения экологии стал мини-газоанализатор, с помощью которого проводятся соответствующие измерения нормативов предельно допустимых выбросов для определения  тяжелых металлов, концентрации пыли и газообразных веществ в  отходящих газах. Как это действует на практике, узнали участники медиатура, который организовали совместно пресс-служба хокимията области, региональное отделение Творческого союза журналистов, управления по экологии и охране окружающей среды, Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан.

В рамках выездного мероприятия состоялась ознакомительная экскурсия на производственные площадки горнорудного управления, в отделения аспирации. На встрече с руководством администрации и  ведущими специалистами АО "Кизилкумцемент" корреспонденты СМИ получили информацию о производственных возможностях и выпускаемой на навоийском предприятии продукции. Отмечалось, что ежегодно в акционерном обществе осваиваются современные технологии производства цемента, соразмерны этому и вложения в охрану окружающей среды. В частности, сейчас рассматривается вопрос строительства на территории завода солнечной фотоэлектростанции.  У навоийских цементников в этом плане наработан собственный опыт: в ведомственном лагере подобная конструкция установлена несколько лет назад. Кроме того, в программу 2020 года внесен пункт о строительстве сооружения по очистке сточных вод.

В завершение выездного меро­приятия состоялся символический церемониал посадки деревьев в сквере у административного здания АО "Кизилкумцемент".

Ситора Садиева.
Навоийская область.

 

 

"Триста метров": туда и обратно

В Ташкентском Доме фотографии состоялось открытие персональной выставки, посвященной памяти известного фотомастера Михаила Головачева, всю жизнь прожившего в Кибрайском районе столичной области.

На выставке представлено более сорока фоторабот, сделанных М. Головачевым в разные годы. Название выставки "300 метров" не случайно: фотомастер жил в доме возле железной дороги "Ташкент - Ходжикент".

Все его фотографии в основном отсняты вокруг небольшого отрезка пути и представляют своеобразное исследование аутентичности, возможности быть автором собственной жизни в пределах трехсот метров "туда и обратно". Этот кусочек земли стал для него местом рождения смыслов и поиска собственного творческого пути.

В серии снимков "Нулевой километр" с помощью  различных приспособлений мастер сжимает пространство до точки мысли, когнитивной и чувственной составляющей бытия, реализуя себя в пространственной и событийной ограниченности.

Каждый снимок, как маленькая история: люди, судьбы, строения... Жизнь меняется стремительно, оставляя нам лишь память.

Марат Измайлов. 

 

Наша страна - на фестивале ремесленничества в Индии

В городе Фаридабаде штата Харьяна проходит Международный фестиваль ремесленничества "Surajkund Mela", где Узбекистан принимает участие как страна-партнер.

В церемонии торжественного открытия форума приняли участие  Президент Индии Рам Натх Ковинд, главные министры штатов Харьяна и Химачал Прадеш, представители дипломатических кругов, СМИ, а также 40 стран - участниц фестиваля. Открытие фестиваля началось с торжественного шествия по главной улице фестиваля, где выступили музыканты и фольклорные ансамбли различных регионов  Индии и стран-участниц. Узбекистан представили танцевальные группы, прибывшие из Самарканда, Хорезма и Бухары.

Президент Индии Рам Натх Ковинд отметил, что фестиваль "Surajkund Mela" стал хорошей возможностью воочию ознакомиться с богатой культурой и традиционным искусством Узбекистана. "Индия и Узбекистан имеют глубокие культурные и дипломатические отношения. Хотя у наших стран нет общей географической границы, наши сердца очень близки. Тесное партнерство в сфере культуры и искусства сближает людей, укрепляя дружбу и теплые чувства", - сказал он.

Президент Индии посетил павильон Узбекистана, где ознакомился с экспозицией ремесленничества и прикладного искусства нашей страны, пообщался с устозами.

Премьер-министр Индии Нарендра Моди в своем аккаунте в Twitter поблагодарил Узбекистан за участие в крупнейшем фестивале ремесленничества. "Я счастлив приветствовать Узбеки­стан в качестве страны-партнера на фестивале "Surajkund Mela", который сегодня открыл Президент Индии Рам Натх Ковинд. Хочу искренне поблагодарить Президента Узбекистана  Шавката Мирзиёева за его лидерство и инициативы, которые все больше сближают Индию и Узбекистан", - написал он, поделившись фотографиями с  церемонии открытия.

Заместитель министра туризма штата Харьяна Виджай Вардхан подчеркнул: "Участие Индии в Кокандском фестивале ремесленничества в сентябре 2019 года, в ходе которого мы убедились, какое огромное внимание  Президент Узбекистана уделяет поддержке ремесленничества, воодушевило нас выбрать Узбекистан в качестве страны-партнера на фестивале "Surajkund Mela 2020", который является крупнейшим в Азии".

На открытии также выступил ряд высокопоставленных лиц Индии, каждый из которых отметил важность участия Узбекистана в качестве страны-партнера и активно развивающиеся культурные отношения между странами.

Посол Узбекистана в Индии Фарход Арзиев в своем выступлении выразил благодарность руководству Индии за приглашение Узбекистана принять участие в фестивале "Surajkund Mela", а также за гостеприимство, оказываемое узбекской делегации. "Участие Узбекистана в качестве страны-партнера весьма символично, так как в прошлом году наша страна представила миру Международный фестиваль народно-прикладного искусства в Коканде. Поддерживая и продвигая ремесленничество, мы создаем новые мосты для культурного взаимодействия, помогаем молодому поколению использовать креативное мышление, демонстрируем лучшее, что есть в наследии наших стран", - отметил он.

Делегация Узбекистана состоит из около ста человек, включая представителей Ассоциации "Хунарманд", мастеров прикладного искусства, дизайнеров и ювелиров из всех регионов нашей страны, музыкантов, фольклорных ансамблей и поваров из Самарканда, Бухары и Хорезма.

Свои павильоны представляют 40 стран, все штаты и исторические, культурные, туристические регионы Индии.

В рамках фестиваля "Surajkund Mela" посол туризма и культуры Узбекистана в Индии Риту Бери представила коллекцию одежды "Ferghana Fantasy II".

Коллекция получила свое название от Ферганы, которая славится на весь мир своим икатом. Здесь бережно хранят уникальные традиции производства тканей, которые передаются из поколения в поколение. Целью Риту Бери стало объединение Индии и Узбекистана путем слияния культур через ткань и образы. 30 костюмов, представленных на показе, сшиты из индийских тканей и узбекского иката и украшены различными видами вышивок и мотивами сюзане. Роскошные наряды, демонстрировавшиеся  под ритмы  завораживающей музыки, восхитили гостей сочетанием современных и традиционных силуэтов.

- Мне доставляет огромное удовольствие представить очередную коллекцию "Ferghana Fantasy" на крупнейшем фестивале Азии "Surajkund Mela", -  говорит индийский модельер, вдохновленная узбекской культурой и самобытностью. - Я с большим уважением отношусь к Узбекистану. В ходе посещения фестиваля прикладного искусства в Коканде меня вдохновили богатство красок и талант мастеров текстиля,  вышивки, иката и ювелиров. В качестве посла культуры и туризма Узбекистана прилагаю все усилия для продвижения потенциала страны в Индии. Наши  народы объединяет много общего, и  сегодня эти взаимоотношения выходят на новый уровень. Я готовлю новую коллекцию, посвященную Узбекистану, и на этот раз планирую представить ее в историческом Самарканде.

Показ, прошедший под открытым небом, собрал около тысячи гостей, среди которых были представители правительства Индии, высокопоставленные чиновники штата Харьяна, дипломаты, СМИ, деятели культуры и  искусства. Представление создало  атмосферу фестиваля и стало демонстрацией культуры и искусства Узбекистана.

- Гости были впечатлены ярким, красочным шоу с показом коллекции, так искусно объединившим элементы  наследия Узбекистана и Индии, - отметил заместитель министра туризма штата Харьяна Виджай Вардхан. - Риту Бери - профессионал индустрии моды с международным признанием. Сегодня она еще раз подтвердила свой талант и преданность делу сближения культур. Все было на самом высоком уровне - от колоритной, необычной коллекции, тематической музыки, организации и до легенды, рассказанной во время демонстрации. Через  искусство моды мы ощутили, насколько переплетены культура и искусство Узбекистана и Индии.

Фестиваль продлится до 16 февраля, в рамках него также ожидаются ярмарка узбекской кухни, День узбекской культуры, музыкальные представления и другие мероприятия, нацеленные на продвижение культурного и  туристского потенциала Узбекистана.

ИА "Дунё".

pdf версия газеты

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech