29 Май 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +27 °C

13 Фев  2020 870

"Правда Востока" № 32 от 13 февраля 2020 года

Pdf версия газеты + все материалы, опубликованные в газете "Правда Востока" в №32 (29262) от 13 февраля 2020 года.

МАХАЛЛЯ СТАНЕТ ОБИТЕЛЬЮ МИРА, СПОКОЙСТВИЯ  И БЛАГОПОЛУЧИЯ

Под председательством Президента Республики Узбекистан  Шавката Мирзиёева 12 февраля состоялось видеоселекторное совещание по вопросам совершенствования института махалли, укрепления мира  и спокойствия, предупреждения правонарушений на местах.

Махалля является одним из важнейших звеньев общества. За последние три года был принят ряд практических мер по ее развитию.

В частности, было принято 38 законов и подзаконных актов, усовершенствованы более 50 нормативно-правовых документов.

Работники сферы, особо отличившиеся в общественной деятельности, удостоены государственных наград. Только в прошлом году размер заработной платы председателей и ответственных секретарей сходов граждан был увеличен в 1,5 раза.

За последние три года построены новые здания для 624 сходов граждан, а реконструировано и отремонтировано - 2265. Возведены махаллинские центры в 102 районных центрах и городах. В каждом сходе граждан организованы "Советы старейшин", а также библиотеки в зданиях более 4 тысяч сходов.

В течение последних трех лет благодаря совместным усилиям активистов махаллей, ответственных организаций и инспекторов по профилактике повышен уровень жизни около 87 тысяч семей, которые перестали считаться малоимущими.

Президент отметил, что ни народ, ни государство не удовлетворены действующей системой деятельности махалли, в этой сфере накопилось множество недостатков и проблем.

В частности, в органах самоуправления граждан трудятся более 18 тысяч человек, однако их деятельность не организована эффективно. Отсутствует система предупреждения факторов, негативно влияющих на социально- духовную обстановку в семьях. Вследствие этого выросло число проблемных семей, правонарушений. Вызывают тревогу случаи суицида среди женщин и несовершеннолетних.

На совещании указано на проблемы, связанные с расторжением брака, родами в раннем возрасте, духовно-нравственным воспитанием.

- Пока обесценивается древнее и благородное понятие о святости семьи, размываются наши многовековые национальные ценности, подобные болезненные случаи невозможно устранить.  Для этого махалля должна превратиться в большую социальную силу. Ведь активисты и представители старшего поколения с большим жизненным опытом способны при поддержке общественности решить любую проблему, направить оступившуюся молодежь на правильный путь, - сказал Шавкат Мирзиёев.

На совещании отмечены проблемы непосредственно в махаллях, уделено внимание вопросам поддержки и укрепления материально-технической базы органов самоуправления граждан.

1234 схода граждан размещены в зданиях различных организаций или в помещениях, принадлежащих предпринимателям. Еще более тысячи сходов функционируют в учреждениях социальной сферы, 78 - в зданиях соседних сходов, здания 48 находятся в аварийном состоянии. Отсутствует единый для всей страны порядок оплаты коммунальных услуг за содержание этих помещений.

На сходы граждан возложено свыше 200 функций. При этом никто не задумался, каким образом сходы будут справляться с таким объемом работы, имея лишь 2 штатные единицы. Хокимы или Кенгаши народных депутатов ни разу не обсуждали на своих заседаниях вопрос повышения эффективности деятельности махалли.

Выдвинуто предложение создать ответственный за эту огромную сферу отдельный государственный орган - Министерство по делам махалли и семьи.

Отмечалось, что новое министерство объединит более 40 тысяч работников махаллей и ведомств республиканского уровня, обеспечит их сплоченную и согласованную работу во имя единой цели.

Министр будет председательствовать в фонде "Махалла", первый заместитель министра - в Общественном фонде по поддержке женщин и семьи, а заместитель министра по вопросам престарелых и ветеранов - в фонде "Нуроний".

В новой структуре приоритетное значение будет придаваться работе с женщинами. Сотрудницы комитетов женщин, махаллей продолжат свою деятельность в новой структуре, значительно возрастет их статус, условия оплаты труда и материального стимулирования.

Срок полномочия председателей махалли будет продлен с трех до пяти лет. У председателя будут три заместителя. Отныне инспекторы по профилактике будут одновременно занимать должность заместителя председателя схода граждан по вопросам правопорядка. На этот пост будут назначать сроком на пять лет.

Будут оптимизированы также действующие при махаллях общественные комиссии по 12 направлениям, работа которых не приносит ожидаемого результата.

Определено, что с 1 марта текущего года размер заработной платы председателей и его заместителей будет увеличен в среднем в 1,35 раза.

В рамках программ "Каждая семья - предприниматель", "Молодежь - наше будущее", "Ремесленничество" махаллям будут выделяться кредиты по низким процентам для занятия предпринимательством. За счет этих средств можно будет открывать парикмахерские, пекарни, ремесленнические мастерские, швейные, кондитерские цехи, чайханы и гузары.

Глава государства, отметив, что махалля является зеркалом нашего национального менталитета и играет важную роль в жизни общества, предложил объявить 22 марта Днем работников системы махалли. 

 

 

О ТЕЛЕФОННОМ РАЗГОВОРЕ ПРЕЗИДЕНТА УЗБЕКИСТАНА  С ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИИ

12 февраля состоялся телефонный разговор Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.

В ходе беседы главы двух государств с глубоким удовлетворением отметили динамичное развитие  узбекско-российского многопланового сотрудничества и поступательно укрепляющиеся отношения стратегического партнерства и союзничества.

Особо подчеркнуты значимые практические результаты взаимодействия и заметная активизация контактов на всех уровнях в 2019 году.

Так, устойчиво высокими темпами растут объемы двустороннего товарооборота. За год создано 500 совместных предприятий, реализуются приоритетные инвестиционные проекты в ключевых отраслях экономики с участием ведущих российских компаний и банков. Расширяются образовательный и культурно-гуманитарный обмены.

В ходе телефонного разговора обсужден график предстоящих мероприятий на высшем уровне. Отдельное внимание уделено подготовке повестки дня государственного визита Президента Республики  Узбекистан в Российскую Федерацию, включая проведение в его рамках очередных форумов регионов и ректоров, медиафорума и других деловых мероприятий.

Рассмотрены перспективы взаимодействия Узбекистана и России в год председательства нашей страны в Содружестве Независимых Государств.

Состоялся также обмен мнениями по актуальным международным и региональным вопросам.

УзА

 

 

По пути  технологического прогресса

В Послании Олий Мажлису глава государства говорил, что самый короткий путь  к всестороннему прогрессу - освоение  цифровых знаний и информационных технологий. Именно поэтому одной из приоритетных задач  на следующие пять лет станет переход  на цифровую экономику. А она сегодня неразрывно связана с таким понятием,  как технология блокчейн.

Что подразумевает под собой эта технология, для чего она нужна, на каком уровне Узбекистан по развитию ИКТ?

Сегодня сложно представить мир без современных технологий. За счет них происходит трансформация человеческой деятельности, затрагивающая все сферы развития, в том числе экономику. Широкое распространение цифровых технологий воздействует на мировую экономику в целом. По мнению специалистов авторитетной консалтинговой компании "McKinsey Global Institute", использование новейших цифровых технологий до 2025 года приведет к существенному росту ВВП в мире. Прогнозы компании показали: этому будут способствовать развитие мобильного интернета, передовая роботизация, облачные технологии, возобновляемая энергия, беспроводная передача данных и другие.

Хотим мы того или нет, цифровая экономика станет следующей ступенью развития глобальной экономической системы. Ведь цифровизация - не узкое направление. Это существенное изменение традиционных моделей экономики. Именно поэтому в Послании Олий Мажлису глава государства обратил особое внимание на освоение цифровых знаний. Основные цели и задачи в этом направлении обозначены и в постановлении  Президента "О мерах по развитию цифровой экономики в  Республике Узбекистан" от  3 июля 2018 года. В нем в частности говорится и о подготовке квалифицированных кадров в сфере разработки и использования технологий блокчейн.

Что это  за технология

Технология блокчейн стоит во главе всей цифровой экономики. Это выстроенная по определенным правилам непрерывная последовательная цепочка блоков, содержащих информацию. То есть база данных, которая хранится одновременно на множестве компьютеров. Если говорить более простым языком, блокчейн - своего рода картотека, куда последовательно в хронологическом порядке вносятся определенные записи. Чтобы никто не смог по своему усмотрению что-то изменить, вся информация шифруется. Практически любую централизованную базу данных можно взломать и внести свои коррективы. Удобство технологии в том, что блокчейн сводит эту вероятность к минимуму, так как данные распределены на тысячах компьютеров. А взломать все блоки одновременно нереально. Вывод: использование подобной технологии позволит кардинально изменить принцип организации рынков.

Готовы ли мы  к ее полноценному использованию?

Однозначно ответить на этот вопрос сложно.

Президент в Послании Олий Мажлису отметил: несмотря на то, что в 2019 году в международном Индексе по развитию информационно-коммуникационных технологий наша страна поднялась на восемь позиций, мы все равно отстаем в этой области.

Большинство наших министерств и ведомств, предприятий все еще далеко от полноценного внедрения цифровых технологий. Хотя за последний год Узбекистан показал резкий рост по скорости фиксированного интернета - плюс 11 позиций согласно данным сервиса Speedtest.net по ежемесячному рейтингу "Speedtest Global Index", мы пока в списке на 108-м месте из 180. А ведь подобное состояние дел приводит к колоссальному разрыву между странами.

Скажем, в менее развитых государствах интернетом пользуется лишь каждый пятый житель, в то время как в развитых доступ к нему имеют четверо из пяти человек. Это лишь один из примеров цифрового разрыва.

А вот другой пример. Еще в 1998 году в Сингапуре началась реализация программы массового внедрения высокоскоростного интернета, а уже к 2003-му к Всемирной паутине были подключены 65 процентов домов. При этом 74 процента населения владели компьютером. В 2014 году здесь объявлено об официальном запуске общенационального проекта "Smart Nation" ("Умная нация"). Проектом предусмотрено повышение качества жизни населения путем внедрения цифровых технологий в повседневную реальность, модернизацию экономики. Сегодня в Сингапуре кварталы городов оснащены "умными" сенсорами, которые отслеживают потребление электроэнергии, воды и другие показатели в режиме реального времени. В свою очередь приобретенные данные помогают правительству совершенствовать расходы воды и снижать зависимость от Малайзии, откуда город импортирует пресную воду. Преимуществ множество.

Что же в нашей стране? О какой цифровой экономике можно говорить, если интернет у нас недостаточно развит. О качестве мобильного не стоит и упоминать. В режиме реального времени невозможно отследить прибытие транспорта, хотя мониторинг "My Bus Tashkent" давно запущен. Нельзя не сказать и о недостаточно продуманной системе внедрения электронных дневников в школах. Вместо предполагаемого удобства для учителей вышла двойная нагрузка. Так как большая часть из них не обеспечена необходимыми гаджетами и  выходом в интернет. Постоянно дает сбои и система электронной очереди в ДОО. И таких примеров много.

Конкретные шаги  на пути  к цифровизации

Несмотря на отставание от стран, где цифровизация достигла внушительных масштабов, в Узбекистане увеличилась пропускная способность внешнего интернет-канала, почти в два раза выросла скорость передачи информации, тарифы снижены в среднем в четыре раза. Мы активно сотрудничаем с более продвинутыми странами для перенимания их опыта. В частности, менее месяца назад делегация Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан посетила Сингапур. Стороны договорились о совместном сотрудничестве в области внедрения инновационных решений цифровизации, финтех-регулирования, управления водными и энергетическими ресурсами, усовершенствования коммунального хозяйства и управления инфраструктурными проектами. Также недавно в Ташкенте открылся Узбекско-корей­ский центр сотрудничества по электронному правительству и цифровой экономике. Его задачи - разработка стратегических направлений совершенствования системы "Электронное правительство" на основе анализа и исследования, координация внедрения информационных систем, проектов по цифровизации для создания благоприятных условий с целью дальнейшего развития предпринимательства в сфере электронной коммерции.

Говоря о цифровизации, нельзя не упомянуть об услугах, которые значительно упростили процесс взаимодействия граждан с государственными органами. Это и запуск мобильного приложения Единого портала интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ). Учитывая, что количество пользователей мобильным интернетом в республике превышает 80 процентов, запуск мобильного приложения ЕПИГУ - важный шаг на пути расширения интерактивных госуслуг.  В нем представлены только автоматизированные электронные услуги, такие как сведения о штрафах за нарушение Правил дорожного движения, получение информации об индивидуальном  накопительном пенсионном счете, определение ИНН, получение сведений о заработной плате, задолженности по коммунальным услугам и другие.

Стоит отметить, что в прошлом году на портале My.gov.uz запущено 49 электронных государственных услуг, в том числе пять автоматизированных (информация о пенсии, заработной плате, штрафы и т.д.). Сегодня ведутся работы по внедрению композитной услуги, включающей регистрацию рождения, выдачи единовременного пособия при рождении ребенка и постановки его в очередь в ДОО.

Нам предстоит многое сделать, о чем не раз говорил в своих выступлениях Президент Узбекистана. И сегодня мы не зря привели в пример именно Сингапур. Эта страна - одна из наиболее технологично развитых, а в начале собственного пути развития она относилась к странам третьего мира. Именно ставка на внедрение ИКТ в разные сферы вывела Сингапур в лидеры по многим параметрам. Главное, в Узбекистане механизм запущен, переход к цифровой экономике важен, необходим и неизбежен.

Оксана Малосабирова.
"Правда Востока".

 

Послание Президента -  курс на системную  перезагрузку страны

Послание Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису и обозначенные в нем программные установки и ориентиры продолжают вызывать повышенный интерес среди СМИ и экспертного сообщества не только  у нас в стране, но и далеко за ее пределами. По общему мнению,  Послание - подтверждение твердой решимости руководства Узбекистана двигаться дальше по пути реформирования всех сфер жизни общества  и государства, последовательно решая проблемы, пока еще сдерживающие системное обновление республики.

По мнению директора Центра исследований проблем Центральной Азии и Афганистана Института международных исследований МГИМО А. Казанцева, "будучи умным лидером, происходящим из университетской интеллигенции", Президент  Узбекистана, тонко почувствовав запрос общества на перемены, последовательно реализует свою стратегию реформ.  По словам заместителя директора Белорусского института стратегических исследований Т. Шендик, Послание продемонстрировало, что "Шавкат Мирзиёев -  лидер, который помнит прошлое, живет настоящим и думает о будущем". Президент Международной ассоциации стратегических исследований Г. Копли охарактеризовал Послание как одно из наиболее значимых заявлений о национальной политике, выдвинутых лидерами стран Центральной Азии за всю постсоветскую эпоху.

Почему Послание вызвало такой большой интерес у нас в стране и за рубежом? Почему оно так важно для нашего будущего? В чем заключается видение Президента нового  Узбекистана?

По масштабам и заявленным задачам предложенная Президентом долгосрочная стратегия реформ прежде всего нацелена на обеспечение модернизационного рывка республики.

В этом объективно прослеживаются параллели с опытом Сингапура, программой подъема страны, реализованной Ли Куан Ю. В свое время архитектор "сингапурского чуда" заложил в основу успешного развития государства следующие ключевые  направления: 1) экономические реформы, задавшие вектор инвестиционно-инновационного развития; 2) социальная модернизация; 3) эффективная борьба с коррупцией; 4) создание необходимых политических  условий.

Аналогичные цели ставит Президент  Узбекистана. В этой связи хотелось бы подробно остановиться на тех моментах Послания, которые, на мой взгляд, наиболее наглядно подчеркивают дух реформ Президента, его видение и нацеленность на ломку старых, неэффективных форм и методов работы, повсеместное внедрение демократических и рыночных методов управления. 

Важнейшая задача, которую обозначил Президент, - формирование сильной представительной власти. 

Стоит обратить внимание на тот факт, что основной тезис выступления руководителя страны перед вновь избранным парламентом - призыв к депутатам активнее участвовать в проведении реформ, быть смелыми и решительными, не оглядываться на исполнительную власть, иметь принципиальную точку зрения, которая выражает интересы избирателей.

Делая ставку на эффективно действующий парламент, Президент последовательно формирует устойчивую систему сдержек и противовесов. Лидер Узбекистана осознает, что выстраивание жесткой вертикали  и замыкание на себе деятельности всех органов власти контрпродуктивно. Режим тотального контроля себя не оправдал и становится тормозом преобразований.

В этой связи Президент отчетливо дал понять, что приоритетом для главы государства является думающий Олий Мажлис, который в состоянии последовательно инициировать и принимать законы исходя  из интересов избирателей, национальных интересов. Ясно сформулировано видение парламента, высшего законодательного органа страны, обязанного в соответствии с Конституцией строго контролировать реализацию принятых решений, призывать к ответу правительство и чиновников за допущенные провалы и просчеты.

В этих целях глава государства повышает статус и авторитет парламентариев, в частности, предложив законодательно обязать  министров и руководителей ведомств лично отвечать на депутатские запросы. Благодаря новым законодательным инициативам  Президента впервые в истории Узбекистана Премьер-министр внес на одобрение парламента кандидатуры членов Кабинета  Министров.

Значительно повышается требовательность к деятельности самих депутатов. Как результат - в прошлом остается беспрекословное и единогласное принятие законов "по указке". Так, при предыдущем составе Законодательной палаты 16 проектов законов не прошли обсуждение и были возвращены на доработку инициаторам. Для сравнения: в 2010-2014 годах ни один закон депутаты не вернули.

Значимый элемент обеспечения действенного функционирования системы сдержек и противовесов - средства массовой информации. Сегодня благодаря политике Президента, направленной на обеспечение открытости деятельности органов государственного управления, создание условий для активного участия граждан в решении важнейших проблем социального, экономического развития, СМИ все успешнее выступают в роли "четвертой власти".

Выявляя злободневные, волнующие людей проблемы, они становятся важным барометром социального самочувствия населения, успешности реформ, эффективным средством формирования общественного мнения. Все это позволяет формировать механизмы обратной связи, реализовывать реформы по принципу снизу вверх на основе реальных проблем, заботящих народ.

Впервые население также получило возможность реально влиять на процесс принятия законодательных актов. Примечательно, что более 400 законопроектов доработано исходя из предложений граждан после широкого обсуждения, которое по закону теперь обязательно рассматривается. 

Не остаются в стороне и институты гражданского общества. Формируются условия для усиления роли ННО в системе общественного контроля. Уже сегодня ими реализовано свыше 700 инициатив согласно мониторингу в сфере защиты и обеспечения прав и свобод человека, развития малого бизнеса, частного предпринимательства, фермерского движения, а также исполнения государственных программ в социально-экономической сфере. 

Масштабное реформирование политической системы сопровождается построением новой модели экономики, базирующейся на рыночных принципах.

Президент дает ясно понять: полумерами в данном направлении не обойтись. Построение современной рыночной экономики должно опираться на реальные рыночные механизмы, других вариантов нет.

В этой связи кардинально меняется цель управления в сфере: не тотальный контроль над экономическими процессами, а стимулирование саморазвития, поощрение предпринимательской активности и как следствие - повышение благосостояния народа.

Практически все решения Президента в области экономических реформ направлены прежде всего на стимулирование предпринимательской инициативы.

Последние несколько столетий развития мировой экономики убедительно доказали одну простую истину: в тех странах, где была обеспечена свобода предпринимательской активности, наблюдался рост благосостояния граждан, и наоборот. Еще отец экономики Адам Смит писал, что никто из предпринимателей не задумывается о том, чтобы принести пользу обществу, но здоровая конкуренция среди них обеспечивает общество более богатым выбором товаров и услуг по более низким ценам. Конкуренция заставляет сокращать издержки на производство, внедрять инновации, стимулировать развитие науки и т.д.

Избранный курс на открытость и либерализацию, а также ломка прежних административных методов управления уже приносят существенные результаты. 

Узбекистан становится признанным лидером региона по инвестиционной привлекательности. Доля объема инвестиций в основной капитал в структуре ВВП увеличилась до 37,1 процента, а прирост ПИИ вырос почти в 4 раза. 

Согласно докладу ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию - прим. ред.) в странах Центральной Азии рост объемов иност­ранных инвестиций составил в среднем 8-10 процентов. В Узбекистане данный показатель по сравнению с показателями 2018 года (2,9 млрд долларов) вырос в 3,2 раза (9,3 млрд долларов).

Улучшаются позиции Узбекистана в авторитетных мировых рейтингах. В 2019-м наша страна вошла в топ-20 государств, достигших наибольшего прогресса в улучшении делового климата, по индексу "Doing Business" в 2020 году заняла 69-е место.

Узбекистан также впервые получил суверенные кредитные рейтинги от ведущих международных агентств S&P, "Fitch Ratings", "Moody's", а успешное размещение облигаций на миллиард долларов признано рядом ведущих зарубежных СМИ главным финансовым событием в жизни региона в 2019-м.

Ключевым элементом комплексной политики перехода на рельсы рыночной экономики является озвученная в Послании задача по отмене практики госзаказа на покупку хлопка и зерна.

По признанию экспертов, свобода выбора производства агропродукции и отсутствие системы госзаказа приведут к кардинальной трансформации ключевой отрасли страны, где заняты свыше 3,6 млн человек.

Снятие административного давления позволит фермерам повысить производительность отрасли, создать рабочие места. Одновременно будут меняться мышление аграриев, внедряться современные механизмы ведения бизнеса. По оценкам Всемирного банка, отмена госзаказа способна привести к экономическому буму в сельском хозяйстве и стать мощным толчком дальнейшего роста.

Не секрет также, что применявшаяся на протяжении длительного времени политика госзакупок породила ряд хронических проблем в сельском хозяйстве Узбекистана - от неэффективности, коррупции и злоупотреблений правами работников до обнищания фермеров. 

Озвученная инициатива по переходу на рыночные принципы закупки хлопка и зерна стала не просто востребованной - критически важной. Это повысит заинтересованность сельхозпроизводителей, качество производимой ими продукции, будет способствовать искоренению коррупции, изменению стиля, содержания работы руководителей в агропромышленном комплексе. 

Кроме того, предлагаемые меры являются составной частью общих усилий по повышению прозрачности всей системы госуправления и противодействию коррупции. 

Как справедливо отметил глава государства, коррупция - серьезное препятствие в развитии прогрессивного общества. По данным ООН, ежегодно мировая экономика несет ущерб от коррупции в 2,6 трлн долларов, или около  5 процентов глобального ВВП. В Узбекистане ущерб от коррупционных преступлений со стороны должностных лиц за первое полугодие 2019-го составил около 200 млн долларов.

Для искоренения этих негативных явлений закладываются организационно-правовые и другие меры противодействия коррупции, формируются условия ее тотального неприятия в обществе. В частности, принят Закон  "О противодействии коррупции", утверждена соответствующая Государственная программа на 2019-2020 годы. В обеих палатах парламента созданы комитеты по судебно-правовым вопросам и борьбе с коррупцией. Согласно Указу Президента "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбеки­стан" от 27 мая 2019-го запущен экспериментальный проект "Сфера без коррупции" в секторах капитального строительства и образования, которые считаются наиболее коррумпированными.

Наглядным результатом эффективности принятого системного подхода является улучшение позиций Узбекистана в исследовании "Индекс восприятия коррупции". В обновленном рейтинге республика поднялась сразу на 5 строчек. Однако, несмотря на это, наша страна продолжает оставаться на низших позициях рейтинга в регионах Центральной Азии и Восточной Европы.

Способствовать кардинальному улучшению ситуации призвано предложенное Президентом создание отдельного антикоррупционного органа. Как показывает зарубежный опыт, формирование подлинно независимых структур в сфере противодействия коррупции позволяет в корне повысить эффективность их работы.

Создание в Сингапуре специального Бюро по борьбе с коррупцией, подчиняющегося непосредственно Премьер-министру, позволило заметно снизить коррупцию в высших эшелонах власти. Показателен также опыт Румынии, где финансово и юридически независимое  Национальное антикоррупционное управление (НАУ) с 2013 года привлекло к ответственности Председателя палаты депутатов и  21 депутата, 6 сенаторов и 9 министров. 

В соответствии с мировой демократической практикой в Узбекистане также предлагается внедрение механизма декларирования доходов и имущества государственных служащих. Президент прямо заявил, что каждый чиновник должен будет отвечать на вопросы, в том числе в каком доме живет, как обоснует строительство дома, покупку машины. 

Для нашей республики это огромный шаг вперед в деле практической реализации передового международного опыта в сфере борьбы с коррупцией, сокращения теневых денежных потоков, предотвращения конфликта интересов и незаконного обогащения. 

Важным элементом процесса структурного преобразования страны является совершенствование социальной политики. Именно благополучие  и достаток народа выступают главной целью и приоритетом осуществляемых преобразований. 

Повышение уровня жизни населения уже дает ощутимые результаты. За последние два года реальные доходы населения выросли на  49 процентов. В 1,3 раза увеличилось число получателей социальных пособий, удвоился размер пенсий. Разрабатывается порядок подсчета размеров потребительской корзины и прожиточного минимума, формируется единый реестр получателей соцпомощи.

В социальную сферу планируется направить почти 700 млн долларов. Это позволит не только обеспечить социальную защиту наиболее уязвимых категорий граждан, но и поддержать их в мобилизации способностей, реализации потенциала, укрепить веру в себя.

Послание выполнило главную задачу, запустив процесс по системной перезагрузке стратегии государственного и общественного строительства, деятельности госструктур и институтов гражданского общества.

В своей речи Президент подчеркнул: в предстоящий сложный, непростой период начатые преобразования будут продолжены с еще большим напряжением - механизм реформ запущен и возврата к прошлому не будет.

Чиновники, не чувствующие требования времени, не способные работать в новых условиях, должны отойти в сторону, уступить место молодым, творчески мыслящим, высококвалифицированным кадрам, готовым взять на себя ответственность за судьбу Родины. 

Сегодня, как никогда ранее, возрастает важность консолидации общества вокруг идеи построения нового Узбекистана, обозначенной Президентом Шавкатом Мирзиёевым.

Сформулировав главный принцип динамичного развития - "Инициатор реформ - само общество", лидер страны фактически предложил гражданам партнерство в процессе всестороннего обновления государства.

Теперь дело остается за нами, за обществом. Никто не приемлет повторения прошлых ошибок. Необходимо переключить режим безынициативности на режим сопричастности. Теперь наша задача - грамотно воспользоваться открывающимися возможностями, объединить усилия на благо процветания Родины.

Элдор Арипов.
Директор Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан.

 

 

В Китай отправлена гуманитарная помощь

Узбекистан высоко оценивает действия Китая по борьбе с коронавирусом. В целях поддержки усилий на пути устранения этого опасного вируса Президент Республики Узбекистан 11 февраля подписал распоряжение  о направлении гуманитарной помощи в Китайскую Народную Республику.

Китай - один из близких партнеров Узбекистана. Благодаря твердой воле и инициативам глав двух государств отношения между нашими странами выведены на уровень стратегического партнерства.

Президент Шавкат Мирзиёев, обратившись к Председателю КНР Си Цзиньпину, отметил, что народ Узбекистана солидарен с Китаем и в любой ситуации будет оказывать поддержку. В качестве доказательства глава нашего государства 12 февраля направил гуманитарную помощь в провинцию Хубэй.

С первых дней выявления коронавируса в этой провинции правительство страны и народ под руководством главы государства Си Цзиньпина начали принимать целевые меры по борьбе с заболеванием. На сегодня достигнуты определенные результаты. Уместно также отметить, что в настоящее время ситуация вошла в решающую фазу.

- Оказание по инициативе Президента Узбекистана гуманитарной помощи народу Китая в эти трудные для него дни вдохновляет каждого из нас, - говорит Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в нашей стране Цзян Янь. - У китайцев говорят: "Друзья должны помогать друг другу в трудные дни". Эти слова соответствуют пословице "Друг познается в беде". Мы чувствуем безвозмездную помощь, оказываемую правительством и народом  Узбекистана. Китай высоко ценит такое теплое отношение. Мы понимаем, что это не просто помощь, а выражение солидарности и сплоченности.

В составе гуманитарного груза - одноразовые стерильные перчатки, защитные комбинезоны, фильтрующие маски и другая медицинская продукция.

- Узбекистан и Китай - древние друзья, - говорит заместитель министра иностранных дел Республики Узбекистан Дилшод Ахатов. - Между нашими странами последовательно развиваются отношения стратегического партнерства. Направленный из Узбекистана в Китай гуманитарный груз отражает высокий уровень нынешнего сотрудничества.

С учетом ситуации, связанной  с распространением коронавируса, Президент принял соответствующее распоряжение, согласно которому намечены необходимые меры по предупреждению проникновения этого опасного заболевания в Узбекистан. В частности, в стране созданы санитарно-карантинные пункты, введено дежурство врачей-инфекционистов, эпидемиологов, медицинских служащих. Прибывающие из КНР соотечественники проходят через санитарно-карантинные пункты и находятся под строгим медицинским контролем.

- До настоящего времени из городов Ухань и Пекин прибыли 584 гражданина Узбекистана, - говорит первый заместитель министра здравоохранения Баходир Юсупалиев. - Они помещены в специально отведенные медицинские учреждения на 14 дней, так как именно этот срок является инкубационным периодом коронавируса. В эти дни граждане будут находиться под постоянным наблюдением. В учреждениях созданы все необходимые условия, обеспечен резерв лекарственных средств и контроль врачей.

В настоящее время Министерством по чрезвычайным ситуациям при сотрудничестве с соответствующими министерствами и ведомствами начато формирование второго этапа гуманитарной помощи.

Г. Хонназаров.
Корр. УзА.

 

 

Что принесет создание  среды для информационного общества?

 

Как и ожидалось, очередное Послание Президента Шавката Мирзиёева Олий Мажлису с большим интересом встречено нашим народом  и международным сообществом. По предложению главы государства 2020-й объявлен в Узбекистане Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики.

В Обращении критически проанализирована работа, осуществленная за прошедшие годы, освещены приоритетные направления, намеченные на перспективу во всех сферах жизни, важные аспекты реформ, определены приоритеты внутренней и внешней политики нашего государства, выдвинуты актуальные законодательные инициативы.

Что касается названия года, считаю, что в его основе лежат глубокие смысл и содержание, потому что инвестиции в науку, духовность и просвещение - вклад в великое будущее.

Стремление к переходу на цифровую экономику - наша приоритетная цель на ближайшие пять лет, которая будет тесно связана с наукой и просвещением. Следовательно сегодня в условиях все более углубляющихся процессов глобализации в мире цифровая экономика широко внедряется в отрасли экономики развитых стран. Тем не менее мы свидетельствуем о том, что некоторые государства перешли на активное использование искусственного интеллекта, который считается наивысшим пиком в этой области. Согласно результатам исследований, проведенных влиятельными международными организациями, цифровая экономика повысит валовый внутренний продукт не менее чем на 30 процентов и, следовательно, позволит устранить "теневую" экономику, резко снизить коррупцию. Как видно, эта сфера станет импульсом к развитию всех направлений и отраслей в нашей стране.

Что касается международной практики, то в настоящее время цифровая экономика не только  ограничивается сферой электронной коммерции и услуг, но и стремительно входит во все сферы жизни, в частности, в здравоохранение,  науку и образование, строительство, энергетику, сельское и водное хозяйство, транспорт, геологию, кадастр, архив, интернет-банкинг и другие области, и в каждой из них отмечаются высокие результаты.

Переход общения граждан с государственными органами на электронную платформу, то есть предоставление государством электронных услуг и продуктов для  народа, является основной частью цифровой экономики. Как отметил Президент, широкое развитие этой сферы в нашей стране устранит одну из главных болезненных  проблем - коррупцию.

Поэтому многие страны в настоящее время уделяют серьезное внимание сфере цифровой экономики. Например, в 2017 году правительство Российской Федерации приняло Программу цифровой экономики. Эстония, Беларусь и Украина также активно развивают это направление.

В свою очередь некоторые государства пытаются создать для него необходимую инфраструктуру.  В частности, правительство Австралии предпринимает меры по предоставлению гражданам высокоскоростной цифровой коммуникации, что означает, что национальная широкополосная сеть Австралии ("National Broadband Network") взяла на себя обязательство предоставить 93 процентам населения этой страны высокоскоростной доступ к интернету со скоростью 1 Гбит/с.

Поэтому при разработке и реализации программы "Цифровой  Узбекистан-2030" в республике  необходимо прежде всего обеспечить тесное взаимодействие государственных органов и субъектов предпринимательства для формирования основательной и совершенной организационно-правовой базы, а также внед­рения инновационных идей, технологий и бизнеса.

Также следует обратить особое внимание на вопросы охвата цифровыми технологиями производства и оказания услуг во всех сферах, развития кадров, глубоко владеющих современными знаниями в этой области, словом, создания в стране атмосферы информационного общества.

В соответствии с инициативой главы государства в этом году Центр "Стратегия развития" совместно с международным фондом Конрада Аденауэра планирует провести исследования по развитию цифрового сельского хозяйства и по его итогам организовать международный форум.

В рамках проекта будут изучены возможности оцифровки аграрного сектора и внедрения в сферу передовых интеллектуальных технологий. Также всесторонне изучены международные научные разработки и новости в области "умного" сель­ского хозяйства, возможности их апробации в Узбекистане, уникальные технологические решения мировых производителей ("Google", "Microsoft", "IBM", "SAP" и другие), будут реализованы программы внедрения цифровых технологий в "умное" сельское хозяйство и агропромышленный комплекс.

В этом году наш центр совместно с международными и национальными партнерскими организациями придаст большое значение реализации намеченных в Послании актуальных и важных задач, а также проектов, исследований и анализа, направленных на выполнение мер в  Государственной программе "Год развития науки, просвещения и цифровой экономики" и выработке соответствующих предложений и рекомендаций по ним.

Элдор Туляков.
Исполнительный директор Центра "Стратегия развития".

 

 

Погранично таможенный пост «Гишткоприк»: как прошел пресс-тур

Государственным таможенным комитетом для журналистов организован пресс-тур на погранично-таможенный пост "Гишткуприк" управления Государственного таможенного комитета по Ташкентской области.

Основное внимание уделялось соз­данным на погранично-таможенном посту условиям для граждан Узбекистана и Казахстана, для предпринимателей, исполнению постановления  Президента страны "О дальнейшем  совершенствовании порядка перемещения физическими лицами товаров для собственных нужд" от 7 ноября 2019 года.

Подробную информацию по теме представил начальник управления ГТК по Ташкентской области Отабек Чориев.

Инициативы и практические меры по дальнейшему развитию дружеских и добрососедских связей с центральноазиатскими государствами во внешней политике нашей страны ознаменовали начало нового этапа и в сотрудничестве с соседней Республикой Казахстан. Благодаря этому еще больше активизировались взаимные посещения, укрепляются братские взаимоотношения. Увеличился объем привлекаемых инвестиций в экономику и объем  товарооборота.

В 2019 году объем внешнего товарооборота между Узбекистаном и Казахстаном составил почти 3,4 миллиарда долларов - больше на 638 миллионов долларов по сравнению с 2018 годом.

В прошлом году из нашей республики в Казахстан экспортировано около 40 видов товаров на сумму 1 миллиард 487 миллионов долларов. Из Республики Казахстан в Узбекистан импортировано 38 видов товаров на 1,9 миллиарда долларов. Укрепление сотрудничества между двумя странами способствует дальнейшему повышению активности погранично-таможенных пос­тов. Через погранично-таможенные посты наших государств в 2019 году прошли 16,2 миллиона физических лиц, а количество пропущенных автотранспортных средств составило 781,1 тысячи.

В настоящее время на границе  Узбекистана с Казахстаном действуют шесть погранично-таможенных постов. Это "Доут ота" в Республике Каракалпакстан, "Гишткуприк", "С. Нажимов", "Навоий", "Яллама" в Ташкентской  области, "Сирдарё" в Сырдарьинской  области. В частности, через погранично-таможенный пост "Гишткуприк" в 2019 году прошли 7,8 миллиона физических лиц, было пропущено 141 тысяча единиц автотранспортных средств.

В ходе пресс-тура журналисты ознакомились с упрощенным порядком взыскания таможенных пошлин, учрежденных на погранично-таможенных постах с 1 января 2020 года. В частности, внедрено взыскание в упрощенном порядке таможенных пошлин при превышении предельных норм ввоза в республику физическим лицом товаров, не подлежащих обложению таможенными платежами.

То есть вместо таможенного платежа, налога на добавленную стоимость (15 процентов) и акцизного налога внед­рена ставка единого таможенного платежа в размере 30 процентов от таможенной стоимости, но не менее трех долларов за килограмм. Данный единый таможенный платеж взимается исходя из таможенной стоимости товара по всем его категориям независимо от кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Узбеки­стан и страны происхождения.

Эти изменения снижают расходы граждан на товары личного пользования и ускоряют порядок таможенного оформления. Теперь на погранично-контрольных пунктах не возникают очереди.

Журналисты ознакомились с этими процессами, побеседовали с людьми, прибывшими из Казахстана.

- Теперь упрощен порядок въезда в Узбекистан и выезда из него, - говорит гражданка Казахстана Светлана Байматова. - В Узбекистане проживают близкие родственники. Часто ездим друг к другу в гости. И на этот раз благодаря созданным на погранично-таможенном посту "Гишткуприк" условиям для пассажиров сэкономили время.

В ходе брифинга, организованного в рамках пресс-тура, начальник Управления организации таможенного контроля Государственного таможенного  комитета Рустам Кабулов рассказал  о нововведениях в сфере.

Как известно, физическим лицам разрешается ввоз товаров для собственных нужд без таможенной пош­лины стоимостью при прибытии воздушным путем - до двух тысяч долларов, поездом - до тысячи долларов, на автомобиле или как пассажир - до 300 долларов. Если ввозимые товары превышают эти нормы, взимается таможенная пошлина в упрощенном порядке. Утвержден перечень товаров, не входящих в категорию ввозимых физическими лицами для собственных нужд. К ним относятся медтехника и оборудование, медицинская, хирургическая, стоматологическая или ветеринарная мебель, аппаратура и оборудование для фотолабораторий и др.

В частности, с 1 января текущего года и до настоящего времени с физических лиц, передвигающихся через государственную границу Республики Узбекистан, взыскано 2,1 миллиарда сумов в виде единой таможенной пош­лины. Раньше на расчет таможенной пошлины в общеустановленном порядке и процесс ее взыскания с каждого физического лица уходило 40-50 минут, а на один легковой автомобиль с товарами - в среднем 2 часа.

С внедрением упрощенного порядка взыскания таможенных пошлин количество таможенных операций сократилось с шести до трех видов. Теперь на одно физическое лицо достаточно в среднем десяти минут, на легковой  автомобиль с товарами - 15 минут.

На мероприятии журналистам предоставлена информация об осуществляемых преобразованиях на погранично-таможенных постах исходя из постановления Кабинета Министров "О дальнейшем совершенствовании порядка организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан" от 18 ноября 2019 года.

В соответствии с положением, утверж­денным данным документом, в целях предупреждения лишней волокиты государственными контролирующими органами проведение контрольных процедур водителей, товаров и транспортных средств осуществляется на основе принципа "единое окно".

Положением предусмотрено время прохождения автотранспортных средств через пропускные пункты.  То есть срок пребывания на пропускном пункте автотранспорт­ного средства в зависимости от его вида и технического состояния пропускного пункта, не должен превышать:

 для легкового автотранспорта - 15 минут;

 для грузового - 30 минут.

В ходе пресс-тура журналисты также получили подробные ответы на свои вопросы.

А. Мусаев.
Корр. УзА. 

 

 

Экологическая безопасность как важный фактор устойчивого развития общества

Развитие неразрывно связано с ростом промышленности, техники и наукоемких технологий, что актуализирует проблему обеспечения экологической безопасности, и эта проблема имеет глобальные масштабы. Все чаще на государственном уровне звучат дискуссии по поводу совершенствования санитарных правил, очистки водоемов, вторичной переработки отходов, сохранения водных ресурсов. Ведь без сбережения природных богатств, контроля в экологической сфере невозможно формирование здоровой нации. Так, в Послании Олий Мажлису лидер страны заострил внимание на вопросах охраны окружающей среды.

В республике последовательно реализуется политика в области обеспечения экологической безопасности, рационального  использования природных ресурсов, а также улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки регионов. За последние годы под руководством Президента сформирована новая система государственного управления в области охраны окружающей среды, принят ряд ключевых нормативно-правовых актов, обновлены проекты стратегических и программных документов.

В частности, в 2019-м в Узбекистане приняты концепции охраны окружающей среды до 2030 года и развития экологического образования, утверждены стратегии по обращению с твердыми бытовыми отходами в Республике Узбекистан на период 2019-2028 годов и по переходу Республики Узбекистан на "зеленую" экономику на период 2019-2030 годов.

Вместе с тем в сфере экологической без­опасности сохраняются проблемы, связанные с негативным влиянием деятельности промышленных предприятий, засорением почв различными видами отходов, загрязнением атмосферного воздуха. Другой важный и требующий немедленного решения вопрос связан с рациональным использованием водных ресурсов в аграрном секторе, промышленности и коммунальном  хозяйстве.

В Послании Президент Шавкат  Мирзиёев отметил, что до 1 октября этого года необходимо разработать проект Экологического кодекса с привлечением ведущих международных экспертов. Как представляется, этот документ позволит регулировать отношения в области охраны, восстановления и сохранения окружающей среды, использования и воспроизводства природных ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Следует отметить и то, что одна из экологических проблем республики - загрязнение  окружающей среды со стороны промышленных предприятий. В этих условиях, сказано в Послании, важными задачами также являются совершенствование системы экоконтроля на производстве, пересмотр порядка проведения экологического аудита и активизация  частной аудиторской деятельности.

Промышленность, отрицательно воздействуя на мир природы, ухудшает показатели окружающей среды. Совершенствование системы экологического контроля на производстве позволит предотвратить или снизить это воздействие.

Кроме того, правительству поручено разработать программу комплексных мер на 2020-2025 годы по предупреждению воздействия промышленного развития на экологию. В свою очередь Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей, районов и городов должны обеспечить разработку и безусловное выполнение программ в области охраны окружающей среды, управления  отходами в каждом регионе и на каждом предприятии.

Реализация комплекса природоохранных мероприятий, предусматриваемых в вышеуказанной программе комплексных мер, позволит повысить уровень экологической безопасности граждан, сохранить и восстановить природные системы в регионе, включая численность популяций редких и исчезающих видов животного и растительного мира.

Серьезным бедствием также является проб­лема Аральского моря. Узбекистан прилагает огромные усилия для стабилизации экологической обстановки в зоне Приаралья. Совместно с партнерами из зарубежных стран и международных организаций осуществляются проекты по созданию лесных защитных насаждений, улучшению сис­темы отвода коллекторно-дренажных вод, повышению уровня жизнеобеспечения населения. В этой связи, как подчеркнул глава государства, будет продолжена масштабная работа по смягчению последствий аральской трагедии, расширению лесонасаждений на дне Арала, созданию "зеленых поясов" вокруг Нукуса, Ургенча и Хивы.

В сфере углубления международного  сотрудничества в решении данной проблемы большие надежды возлагаются на организованный под эгидой ООН Многопартнерский трастовый фонд по человеческой безопасности для региона Приаралья, который будет  содействовать привлечению  новых знаний, инновационных решений и технологий для обеспечения устойчивого развития.

Таким образом, проводимая Узбеки­станом политика в сфере экологической без­опасности занимает одно из важных мест. В условиях антропогенных и техногенных воздействий на природу обозначенные в Послании Президента меры в сфере охраны окружающей среды будут способствовать дальнейшему улучшению экологической обстановки не только в республике, но и Центральной Азии.

Шухрат Иргашев.
Руководитель отдела Центра "Стратегия развития".

pdf версия газеты

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech