12 Ноябрь 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +10,3 °C

Поколение Next
24 Янв  2019 8723

Сфере высшего образования необходимы перемены

В стратегии организации высшего образования определенную роль играет структура вузов. Исторический экскурс в процесс их появления и становления говорит о том, что в различные периоды формировалась определенная система школ (высших учебных заведений), продиктованная социально-экономическим этапом развития. В Узбекистане реформы, в том числе в этом секторе, столь динамичны, что дальнейшее продвижение по пути повышения качества подготовки специалистов требует кроме всего и определенных структурных преобразований.

При всех положительных изменениях, происходящих в области совершенствования высшего образования, я бы отметил некоторые проблемы, которые, с нашей точки зрения, требуют внимания.

Первое - разобщенность родственных вузов даже в пределах одного региона (города). Скажем, наличие в нем строительного, транспортного, автодорожного институтов либо иных технических профилей. Примерно 30-60 процентов их кафедр идентичны или родственны.

Известно, что у небольшой кафедры есть недостатки. Прежде всего это ограниченность научной деятельности и методической работы. А вероятность рождения хороших, инновационных результатов высока в коллективе, где сконцентрированы значительные интеллектуальные силы. Разбросанность научно-педагогических кадров по многим родственным кафедрам даже в пределах одного города снижает эффективность использования людских ресурсов. И в то же время присутствие в учебном заведении нескольких сопредельных направлений образования только помогает появлению новых идей на стыке наук и специальностей.

Возможности небольших кафедр физики, химии, биологии, информатики, математики, например, медицин­ского института значительно ограничены. Конкретная сфера здесь приводится не для того чтобы обидеть эту категорию профессионалов, а потому что это наиболее контрастный пример. Другое дело, если бы специалистов медицинского профиля обслуживали, скажем, физико-математический и биохимический факультеты классического университета. Такой путь выбран, кстати, большинством ведущих мировых вузов, и он оправдал себя. К примеру, в Израиле функционируют восемь медицинских факультетов, все - в структуре крупных университетов. Эта страна на первом мес­те на душу населения по медицинскому туризму, дает миру много инноваций, в том числе в области здравоохранения. То же самое можно сказать о вузах технического, естественно-научного профиля. Сложно развивать инновации в "разбавленной" среде, "гус­тая" же более целесообразна для получения высокой эффективности научно-образовательного процесса.

В связи с этим считаю, наступило время для пересмотра структуры вузов, имея в виду прежде всего их укрупнение. Совершенствование системы управления, вероятно, позволяет произвести оптимизацию. Результаты каждого этапа реструктуризации периодически могут анализироваться, при необходимости вноситься коррективы. Конечная задача - концентрация научно-педагогического потенциала для повышения качества подготовки специалистов, результативности исследовательских работ.

Второе - действующий в республике Классификатор направлений и специальностей высшего образования систематически совершенствуется и достаточно современен. Однако перечни направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры самих вузов требуют принципиальной и независимой инвентаризации. Анализ и последующая реструктуризация позволит привести их в соответствии с материально-технической базой и научно-педагогическим потенциалом. В условиях нехватки профильных специалистов (на вновь открытых направлениях), слабой (мягко говоря) лабораторной базы и перегрузки преподавателей снизилось качество подготовки по некоторым профилям. Упорядочение перечня с одновременным увеличением контингента в оправдавших себя областях - существенное подспорье для беззатратного повышения качества.

Наличие на каждом направлении не менее 50-100 студентов на курс позволит положительно использовать принцип концентрации в науке и образовании. Особенно это касается сфер, которые требуют значительного внимания и средств на создание и содержание лабораторной и опытно-конструкторской базы. Не ущемляя интересов вузов, можно сказать, что от этого выиграет не только общество, но и они сами: уменьшается распыление средств, повышается научно-педагогический и методический потенциал, самоконтроль и самооценка, морально-психологический климат и в первую очередь продуктивность коллектива. Возможны возражения: а не возврат ли это к монополии со стороны некоторых вузов? Думается, на подобный вопрос ответит состояние подготовки на вновь открытых направлениях, функционирующих последние годы. Несомненно, отдельные из них себя оправдали, а по другим нужно делать выводы. Появление новых специальностей должно быть результатом естественного роста научно-педагогического потенциала преподавателей в ответ на социокультурные и экономические потребности региона.

Третье - остро нуждается во внимании магистратура. Нет необходимости напоминать об общеизвестных проб­лемах в этом направлении. Не будет преувеличением, если скажем, что сис­тема двухступенчатой подготовки кадров, мягко говоря, не очень удалась. С моей точки зрения, одной из причин является "обмельчение" набора, чрезмерное дробление на специальности. В условиях формирующегося бакалавриата недоработки в магистратуре существенно снижают статус нашего высшего образования.

Что можно отнести к ее недостаткам? Прежде всего низкий конкурс при поступлении, вызванный неопределенностью трудового статуса обладателей диплома бакалавра и маги­стра. За редким исключением (например, научно-педагогическая деятельность), в настоящее время одну и ту же должность может занимать как первый, так и второй. Наличие всего трех-пяти магистрантов на курсе по одному профилю не побуждает к достаточно качественному проведению лекционных и иных занятий. У студентов не хватает навыков самостоятельной деятельности, а у преподавателей - необходимой последовательности и принципиальности в индивидуальной работе с каждым.

Вольная трактовка структуры вуза, без ее увязки с задачами проводимых реформ, специфики и учета положительного мирового опыта в этом вопросе существенно ухудшает качество и результативность образовательного процесса. Сфере необходимы продуманные и поэтапные структурные преобразования.

Рустам Халмурадов.

Ректор Самаркандского государственного университета.

Опубликовано в газете "Правда Востока" №16 (28979) от 24 января 2019 года.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech