08 Август 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +27,5 °C

Культура
28 Ноя  2019 1696

Шесть вечеров с "Современником"

Целых 49 лет прошло  с единственных гастролей этого российского театра в Узбекистане. Потому сказать, что нынешнего визита прославленной труппы ждали с нетерпением - ничего не сказать.

Фото Юрия Полянского

- Очень рады дорогим гостям, чье присутствие здесь - праздник! - отметила заместитель министра культуры Камола Акилова. - Развитие национального искусства невозможно без диалога с другими народами, который ведет к их взаимному обогащению. Москва - одна из мировых театральных столиц, и достойное место там занимает "Современник", 47 лет возглавляемый народной артисткой, лауреатом Государственной премии Галиной Волчек. Нам очень любопытны поиски коллектива в плане актуальных тем и новых авторов, живого общения со зрителем и психологизма. Годами с трепетом следившие за всеми премьерами узбекистанцы, особенно старшее поколение, по многим ролям знают и любят актеров этого театра. Благодаря гастролям с ними лучше познакомится и молодежь.

В труппе - Лия Ахеджакова, Валентин Гафт, Марина Неёлова, Чулпан Хаматова, Артур Смольянинов, Иван Стебунов и другие звезды первой величины. И к нам прибыл вполне солидный состав - народные артисты России Сергей Гармаш и Ольга Дроздова, заслуженные артисты Алена Бабенко, Владислав Ветров, Михаил Жигалов, Сергей Юшкевич, Елена Миллиоти, Александр Хованский, а также Кирилл Сафонов, Полина Пахомова, Шамиль Хаматов, Виктория Романенко и другие. Они подарили соотечественникам шесть вечеров, каждый из которых сопровождался неизменными аншлагами.

- Случился большой перерыв после наших выступлений в Ташкенте, Бухаре и Самарканде в 1970 году, потому давно хотели сюда вернуться и, не раздумывая, согласились на поступившее предложение, - сказал директор театра "Современник" Игорь Попов. - Помогла программа "Большие гастроли" при содействии министерств культуры двух государств, Федерального центра поддержки гастрольной деятельности и Благотворительного фонда "Искусство, наука и спорт". Немало времени потребовалось, чтобы решить организационные и технические вопросы, найти подходящие площадки и состыковать графики. У нас принцип: или делаем хорошо, или не делаем вовсе. Потому спектакли на выезде не сокращаем, привозим все декорации, так что в Узбекистане постановки предстали такими же, как они идут в Москве. Надеемся, что теперь станем видеться чаще и продолжим взаимодействие. Главное - первый шаг позади.

Желающие купить билеты начали обзванивать театральные кассы задолго до приезда гостей. Тогда Минкульт сообщил, что распространит пригласительные бесплатно, преимущественно среди творческой интеллигенции, педагогов, врачей. Увы, появились и спекулянты, решившие подзаработать на ажиотаже, - они продавали заветные контрамарки онлайн за 500, 700 тысяч и даже 1,2 млн сумов! Красноречивое свидетельство интереса к исключительному событию.

Гастроли стартовали неожиданно не в Ташкенте, а Алмалыке, что стало настоящим торжеством для промышленного центра столичной области. Во Дворце культуры "Металлург" артисты прежде всего поздравили жителей с отмечавшимся в этих же стенах недавно 70-летием градообразующего горно-металлургического комбината. Здесь, а потом и в Государственном Молодежном театре Узбекистана демонстрировали необычную постановку - клубный вечер "Неформат". Он соединил несколько коротких сценок (по 10-15 минут каждая) из пьес разных авторов, жанров и тем. Потому и занимателен. Это эксперимент по большей части актеров нового поколения, на которых "Современник" делает основную ставку. Желая проявить себя где-то помимо репертуара, они не только предлагали будоражащие их идеи, но и выступали сами себе режиссерами. Изначально планировался только внутренний показ, приуроченный к дню рождения одного из основателей театра - Игоря Кваши. Тогда лучшие работы отметили призами и спонтанно решили продемонстрировать их широкой публике. Из 5,5 часа отобрали меньше трети, а результат открывал в мае 2016-го фестиваль искусств "Черешневый лес".

С тех пор состав вечера периодически перекраивают. У нас друг друга сменяли среди прочих "Счастье мое" Александра Червинского, "Село Степанчиково и его обитатели" Федора Достоевского, "Воробушек" Симона Берто, "Риск" Эдуардо де Филиппо. Зрителей не смутили стилистическая неоднородность и пестрота сюжетов, позволявшие каждому выделить близкий именно ему. В одном - эмоции напоказ, в другом - тончайшая актерская игра, в третьем - серьезная для своего времени история, ныне воспринимающаяся не иначе как анекдот. А можно ли было вообразить, что во фрагменте из некогда популярной пьесы Николая Погодина "Кремлевские куранты" главные персонажи заговорят по-узбекски? Артисты при помощи бортпроводниц специально разучили пару фраз на пути сюда. Услышав "Хайрли тун, товарищи!" - "Куришгунча!", залы в Алмалыке и столице зашлись в смехе и аплодисментах.

Это единственная постановка "Современника", предполагающая общение с публикой по окончании действа. Тут и выяснилось, что работающая помощником режиссера почти 30 лет Ольга Султанова появилась на свет в Ташкенте, актер Евгений Павлов родился и вырос в Термезе, а папа и мама его коллеги Елены Плаксиной когда-то жили в Чирчике и по-прежнему любят готовить дома плов. Многие соотечественники использовали возможность заполучить микрофон - или просто выкрикнуть с балкона - просто чтобы объясниться в любви театру и артистам. По­следних приятно удивила готовность аудитории в обоих городах задавать вопросы столько же, сколько шел сам показ. Звучали предложения ставить в "Современнике" узбекскую драматургию, приглашать москвичей в наши спектакли и наоборот. В ответ отпраздновавший здесь свое 58-летие актер Рашид Незаметдинов признался, что не прочь сыграть Ходжу Насреддина.  А завершало вечера вручение гостям расшитых золотом чапанов и тюбетеек.

Продолжила программу - уже в Государственном академическом русском драматическом театре Узбекистана - творческая встреча с Сергеем Гармашом, названная по реплике чеховского Лопатина "Каждому безобразию есть свое приличие…" Известный актер, сценарист и продюсер, 35 лет служащий родной сцене и часто снимающийся в кино, с юмором рассказывал о творческой биографии, коллегах, искусстве и жизни в целом, комментировал отрывки из любимых фильмов.

- Ассалом алейкум! Я здесь впервые, но нынешние гастроли - продолжение большой общей истории двух стран. Когда видим у вас полные залы, где много молодежи, понимаем: связи  между народами живы и дальше будут укрепляться. Заметили тут очень чистый русский язык, уважительное отношение к старшему поколению и душевное гостеприимство, за которое очень признательны. Из общения с сотрудниками театров, в которых выступаем, поняли: они очень стараются для развития сценического искусства, а значит, можно быть уверенным в его будущем, - обратился к аудитории пятикратный лауреат кинопремии "Ника" и трехкратный обладатель "Золотого орла". - Чем сегодня живет сам "Современник"? Теми же идеями, которые в 1956-м свели вместе основателей театра - будущих легенд, а тогда молодых выпускников Школы-студии МХАТ Олега Ефремова, Галину Волчек, Олега Табакова, Евгения Евстигнеева и других. Мы подбираем постановки, которые могут взволновать зрителя, "катапультировать" его из удобной позы в кресле, пробудить в нем мысли и чувства, как в наших визитных карточках - "Крутом маршруте" Евгении Гинзбург или "Трех товарищах" Эриха Марии Ремарка.

Еще один пример - чеховские "Три сестры", которые три дня шли в Государственном академическом Большом театре имени А. Навои. Сотни, тысячи раз ставили пьесу по всему миру, а Г. Волчек с 1982 года подготовила уже третью версию, где меняются актерские ансамбли, но сохраняется четко выстроенное ею повествование. И спектакль по-прежнему хочется смотреть.

…Вначале в зале задули-загудели ветра, и на секунду почудилось, что они вдруг ворвались снаружи - Ташкент как раз накрывало снегом. Но то было звуковое оформление постановки, где нет лишних деталей. Если для идущего на малой сцене "Неформата" декораций почти не требовалось, то для "Трех сестер" привезли даже огромный мост в натуральную величину, раскинувшийся над подмостками из одного их конца в другой. Это сразу задало запоминающийся визуальный образ истории. А внизу - наклонный круг, по которому безуспешно пробовали бежать герои. Но оставались на том же месте.

Пьеса, где мало что происходит, а персонажи часто не слышат друг друга, не так проста для просмотра. К сожалению, в столице почти не осталось серьезных классических спектаклей, в том числе чеховских, в традиционной форме. Есть попытки их осовременить, есть комедии Островского и Гоголя. Однако наша публика уже мало приучена больше трех часов наблюдать за неспешно разворачивающейся драмой - о несбывшихся мечтах, неготовности совершить поступок и жизни, лишенной смысла. Тревоги дам и господ из уездного городка начала XX века знакомы и прошлым, и будущим поколениям. Но не всем зрителям удалось воспринять постановку как должно и ощутить продуманное повышение градуса беспокойства. Впрочем, почти никто не ушел с показов, а в конце аудитория вставала, чтобы продолжительными овациями и "Браво!" отблагодарить авторов и исполнителей. Особенно оценили выразительную игру Алены Бабенко (Маша) и Сергея Юшкевича (ее супруг), ветеранов сцены - 77-летнего Михаила Жигалова, 81-летней Елены Миллиоти и  82-летнего Виктора Тульчинского.

Расставаться с именитой труппой не хотелось, но повод для оптимизма дали в самом театре. В публикации по итогам гастролей на официальных страницах "Современника" в соцсетях сказано: "Возвращаемся с мечтой вернуться в Узбекистан, на эту прекрасную землю… Перефразируя сестер Прозоровых из великой чеховской пьесы, каждый, кто завтра приземлится в Москве, с восторгом будет повторять: "В Ташкент, в Ташкент..." И самое важное: есть основания полагать, что "Современник" скоро вернется в Ташкент".

Рамиль Исламов.

Опубликовано в газете «Правда Востока» №241 от 28.11.19.

 

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech