13 Декабрь 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +7,2 °C

Поколение Next
3 Мая  2019 7603

Школы: как идут реформы?

С прошлого года в жизни школ республики стали происходить серьезные изменения, отмеченные и педагогами, и детьми с их родителями. От соотечественников поступает немало вопросов по сфере и реализуемым реформам. За ответами редакция обратилась к министру народного образования Узбекистана Шерзоду ШЕРМАТОВУ.

Фото Тимура Кайсарова.

Когда есть нарушения

"В начале февраля Главное управление Госфинконтроля сообщило, что второе место по числу финансовых нарушений в госструктурах - у Министерства народного образования (10,9 млрд сумов). О каких случаях идет речь и как они устраняются?"

Х. Заиров.
г. Ургенч.

- Финансовые нарушения в основном связаны с неправильным начислением зарплат, выплат, больничных и отпускных учителям. Также зафиксированы нарушения в сфере государственных закупок и другие.

Министерство народного образования приняло меры по предотвращению таких прецедентов, в том числе путем организации различных тренингов для сотрудников МНО и его территориальных подразделений.

"Супруга работает в школе и периодически ночует там из-за так называемых дежурств, а с утра идет вести уроки. На каком основании учителя привлекаются к ночным дежурствам, если работа, не связанная с образованием, запрещена?"

А. Рахимов.
г. Ташкент.

- Такие дежурства проводятся в преддверии праздников для обеспечения безопасности учреждений. Министерство рекомендовало школам привлекать на такие дежурства технических сотрудников и охрану.

"В соседней государственной общеобразовательной школе постоянно вижу, как детей отправляют на субботники, чтобы подметать территорию вокруг школы, включая стадион. Насколько законно заставлять учеников выполнять работу дворников и с какой целью?"

З. Ким.
г. Ташкент. 

- Правительство Узбекистана принимает меры по недопущению принудительного труда. Министерство народного образования ведет работы по предотвращению такого труда в сфере. При этом в соответствии с решениями Кабинета Министров в стране периодически проводятся общереспубликанские хашары для благоустройства территорий, в том числе школ. 

"Просматривая учебники, нашла несколько ошибок. Куда можно обратиться, чтобы при подготовке нового издания их устранили?"

А. Ермолова.
г. Фергана.

- Министерство народного образования запустило специальный раздел на сайте http://eduportal.uz. Через него вы можете оставить свои комментарии и сообщить об ошибках в учебниках. 

"Имеет ли право председатель схода граждан махалли вмешиваться в школьную деятельность, включая собрания педколлектива и учебный процесс, а также привлекать сотрудников к каким-либо работам по благоустройству?"

М. Альмяшева.
г. Ташкент.

- Председатель схода граждан махалли не имеет права вмешиваться в деятельность школ или привлекать их сотрудников для работ по благоустройству. При этом он может принять участие в решении существующих проблем этих учреждений. 

Куда тратят деньги

"На школьных собраниях с родителей продолжают собирать деньги в классные и школьные фонды. Насколько это правомерно и являются ли обязательными такие взносы?"

О. Петров.
г. Самарканд.

- Школы не имеют права собирать деньги на различные цели. При этом родители или другие лица могут добровольно предоставлять спонсорские средства на основе договоров. Также спонсоры могут использовать систему "MFond". 

"Каковы первые результаты деятельности "MFond" и на что расходуются полученные средства?"

Г. Кадыров.
г. Андижан.

- "MFond" является общественным благотворительным фондом, учрежденным Министерством народного образования. Миссия его - содействие развитию сферы в Республике Узбекистан. Среди целей: поддержка школьного образования, просвещения, культуры и духовного становления личности; совершенствование инфраструктуры и материально-технической базы профильных учреждений и учебно-воспитательного процесса; социальная защита детей с ограниченными возможностями. Основные направления деятельности - содействие инновационным проектам учеников, материальное стимулирование одаренных и ребят из малообеспеченных семей, финансирование материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса, развитие инфраструктуры (ремонт зданий, помещений и другое).

За время работы фонда сделано следующее:

  • - запущена онлайн-платформа для привлечения благотворительных средств;
  • - состоялась презентация "MFond" для 250 директоров региональных школ в Институте переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов системы народного образования имени А. Авлони;
  • - в рамках официального визита делегации Министерства народного образования в США назначен первый почетный посол "MFond";
  • - проведена благотворительная акция совместно с Союзом молодежи. Организаторы предоставили 9636 школам 450 тысяч экземпляров книг 47 наименований, среди которых произведения отечественной и зарубежной классики, общей стоимостью десять миллиардов сумов.

В настоящее время для повышения эффективности привлечения средств портал находится на стадии усовершенствования. Ведется разработка качественного и прозрачного механизма расходов благотворительных сборов и отчетности по ним.

 

Социальный вектор

"У нас трое детей, муж - инвалид, сама работаю техничкой, оклад невысокий. Не могу купить всем детям школьную форму, которая скоро станет обязательной. Куда могу обратиться за помощью?"

Л. Икрамова.
г. Ангрен.

- Согласно постановлению Кабинета Минист­ров "О мерах по обеспечению современной единой школьной формой учащихся государственных общеобразовательных учреждений" от 15 августа 2018 года коммерческие банки будут предоставлять краткосрочные кредиты населению для приобретения формы. 

"Прочитал в интернете, что школьников будут возить специальные автобусы. Так ли это и когда можно ждать их появления?"

К. Уролова.
г. Термез.

- Президент Шавкат Мирзиёев 2 ноября 2018 года провел совещание по вопросам организации эффективной реализации намеченных реформ по дальнейшему развитию системы народного образования. В ходе него поставлена задача по преобразованию филиалов школ на местах в полноценные учреждения. При этом поручено изучить вопрос предоставления автобусов для транспортировки учеников в местах, где нецелесообразно создание полноценных школ. Эта инициатива в первую очередь затронет учреждения в отдаленных районах.

"Правда ли, что в школьные библиотеки имеют право записаться не только ученики, но и взрослые жители соседних кварталов? На каких условиях?"

С. Тихомирова.
г. Навои.

- Пунктом 3.9. Положения о библиотеке общеобразовательного учреждения, утвержденного приказом министра народного образования N№ 189 от 19 августа 2011 года, обозначено: "Учащиеся, учителя, работники образования, другие работники общеобразовательного учреждения, родители (их заменяющие) могут стать членами библиотеки. Библиотека общеобразовательного учреждения при необходимости удовлетворяет потребности микрорайонного (сельского) населения в литературе по педагогике и народному образованию. Полный спектр услуг пользователям предоставляется в читальном зале библиотеки".

На основании вышеизложенного библиотека общеобразовательного учреждения также может быть использована жителями.

Вопрос кадров

"Хочу работать преподавателем общественных дисциплин в школе, имея дипломы бакалавра и магистра по гуманитарному профилю, однако не по педагогическому. Школы нуждаются в учителях, при этом не согласны трудоустраивать без диплома об окончании курсов переподготовки, а эти курсы отказываются принимать человека, не работающего в школе. Как быть?

И еще вопрос: могут ли преподавать в школах лица, окончившие колледж по педагогическому направлению, но не имеющие высшего образования?"

Ш. Хидоятов.
г. Наманган.

- В соответствии с постановлением Президента "О мерах по внедрению новых принципов управления в систему народного образования" от 5 сентября 2018 года, а также приказом министра народного образования "О дальнейшем совершенствовании профессионально-педагогической переподготовки кадров с высшим образованием в системе народного образования" от 10 сентября 2018-го осуществляется прием на курсы профессиональной и педагогической переподготовки специалистов с высшим образованием. Документы претендентов должны соответствовать указаниям в приложениях к приказу.

Его пункт 4 "Порядок организации курсов профессионально-педагогической переподготовки в системе народного образования" предусматривает, что такая переподготовка будет осуществляться по заказам министерств, ведомств и учреждений, которые находятся в ведении территориальных органов народного образования. То есть желательно, чтобы нуждающаяся школа дала претенденту направление. Если в общеобразовательном учреждении, в которое вы обратились, необходим учитель, но ваш диплом не соответствует, то вы имеете право пройти курсы по специальности по его направлению.

В соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными постановлением Кабинета Министров "О дальнейшем совершенствовании Классификатора основных должностей служащих и профессий рабочих" от 4 октября 2017 года, в начальных классах общеобразовательных школ могут трудиться лица, окончившие колледжи педагогического направления и имеющие специальности учителя начальных классов, физического воспитания, технологии, музыки, изобразительного искусства. 

"В течение двух лет преподаю в двух школах в качестве совместителя. Каков для меня порядок выхода в отпуск?"

Х. Джалилов.
г. Ташкент.

- В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса всем работникам, в том числе и по совместительству, предоставляются ежегодные отпуска для отдыха и восстановления работоспособности с сохранением места (должности) и среднего оклада. 

"Хочу подрабатывать репетитором после занятий в школе. Могу ли использовать для этого помещения школы, в которой работаю, по договору аренды?"

Ф. Назимова.
г. Джизак.

- Вы можете заключить договор аренды со школой. Сумма перечисляется на счет образовательного учреждения. При этом ваша репетиторская деятельность не должна мешать учебному процессу. 

Учить по-новому

"Узнал о создании первых Президентских школ в Ташкенте и других городах. Кто сможет туда поступить?"

Д. Абраров.
г. Нукус.

- Прием в Президентские школы будут осуществляться по результатам тестирования на логическое мышление, письменного экзамена и собеседования среди выпускников четвертых классов, которые станут отбираться Министерством народного образования в установленном порядке.

В первый учебный год общее количество принятых в 5-10-е классы достигнет 144 человек. Ежегодная квота приема составит 24 ученика. В одном классе будут заниматься по 12 ребят.

О сроках и условиях приема будет сообщено особо.

 "Всего пару лет назад региональные институты переподготовки и повышения квалификации работников народного образования передали в структуру вузов, чтобы укрепить связи разных уровней системы подготовки кадров. Теперь их собираются вернуть в ведение МНО. Почему принято такое решение?"

Д. Акилов.
г. Шахрисабз.

- Постановлением Президента "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки педагогических кадров, переподготовки и повышения квалификации работников народного образования" от 26 сентября 2017 года инс­титуты переподготовки и повышения квалификации работников народного образования Республики Каракалпакстан, областей и Ташкента переданы высшим учебным заведениям соответствующего региона. Были созданы центры переподготовки и повышения квалификации работников народного образования.

В постановлении главы государства "О мерах по внедрению новых принципов управления в систему народного образования" от 5 сентября 2018 года на МНО возложена задача внедрения передовых и прозрачных механизмов отбора, подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Для обеспечения ее выполнения в соответствии с документом профильные региональные центры, действовавшие при вузах, переданы Министерству народного образования. Это еще более повышает эффективность взаимоотношений между различными уровнями системы подготовки кадров в сфере. Благодаря преподавателям, которых обучают наставники высших учебных заведений, можно изучить образовательный процесс в наших школах и требования к преподавательскому составу в системе, которые необходимо учитывать при подготовке педагогов в вузах.

"В большинстве школ сейчас изучают англий­ский, немецкий или французский языки. Планируется ли увеличить количество классов по изучению других, в частности восточных?"

Н. Якубов.
г. Карши.

- Все зависит от потребности и возможностей регионов. Если есть нужда, скажем, в изучении китайского или другого языка, можно организовать такие классы. Но также необходимо рассмотреть, имеются ли в регионе учителя этих языков. 

"Школьная программа по физкультуре в странах Европы и США кардинально отличается от нашей - вместо сдачи нормативов там упор делают на активные игры в удовольствие детям. Планируется ли изменить нашу программу по этому предмету с учетом мировых требований?"

В. Надеждин.
г. Чирчик.

- В настоящее время Министерством народного образования совместно с Министерством физической культуры и спорта ведется изучение учебных программ по физическому воспитанию, применяемых в средних общеобразовательных учреждениях не только стран Европы и США, но и таких государств, как Российская Федерация, Япония и Республика Корея. По итогам совместной работы с целью применения положительного зарубежного опыта для повышения качества обучения в этом направлении запланирована реализация мер по внесению изменений и дополнений в действующие программы.

Вместе с тем для достижения результативно­сти в вопросах внедрения иностранной методологии в отечественную систему предусматривается анализ процесса ведения занятий по физическому воспитанию по программе "ASIS". 

"По какому принципу отбирались школы, участвующие в первом рейтинге школ республики, и что даст формирование рейтинга по столь ограниченному числу заведений?"

Р. Каюмов.
г. Каттакурган.

- Согласно Указу Президента "О дополнительных мерах по совершенствованию системы управления народным образованием" от 5 сентября 2018 года и постановлению главы государства о дополнительных мерах по совершенствованию системы контроля за качеством образования от 16 января 2019-го вопросы определения, составления и официального объявления рейтинга образовательных учреждений входят в полномочия Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров.

Опубликованно в газете "Правда Востока" в № 91 от 3 мая 2019 года.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech