29 Ноябрь 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент -3,1 °C

Образование
16 Июн  2020 805

Уроки пандемии: эффективное дистанционное обучение - один из наиболее передовых методов современного образования

Инфекция коронавируса внесла свои коррективы в нашу повседневную жизнь. С 16 марта в Узбекистане закрылись детские сады, школы и вузы из-за риска распространения болезни. Весь учебный процесс перешел на дистанционный режим. Несомненно, закрытие школ вызывает определенные потери в обучении в краткосрочной перспективе, в связи с чем Министерство народного образования объявило о беспрецедентном плане по внедрению дистанционного обучения для 6,1 миллиона школьников.

Министерство народного образования признало, что существует проблема с недостаточно высокой скоростью интернета. Поэтому онлайн-обучение может быть недоступно для всех учащихся республики. Тогда было принято решение о запуске телевизионных уроков, ведь это единственный вариант охвата всего населения дистанционным обучением. Запуск телеуроков - наиболее разумное решение, так как охват цифрового вещания покрывает всю страну, а также не требует дополнительных затрат со стороны потребителей и новых инфраструктурных решений. Так, до 30 марта было подготовлено более 350 видеоуроков на узбекском, русском и на языке жестов. Трансляция велась на национальных каналах. Данные материалы размещались в социальных сетях министерства, на платформах YouTube и Mover.uz.

На официальном сайте Всемирного банка опубликована статья «Узбекистан: своевременное реагирование на обучение во время закрытия школ», в которой отмечается: «Существует разница между хорошо продуманными онлайн-­уроками и экстренным дистанционным обучением во время кризиса. И усилия многих стран, внедряющих дистанционное обучение, должны рассматриваться как таковые. Когда кризис закончится, этот опыт предоставит министерству и соответствующим заинтересованным сторонам возможность оценить результаты и усовершенствовать дистанционное обучение, если в будущем придется закрыть школы».

Эксперты банка подчеркнули, что реакция министерства на чрезвычайную ситуацию свидетельствует о приверженности своевременным действиям, которые могут поддерживать обучение во время пандемии, а также о дополнительной нагрузке на учащихся социально уязвимых категорий по всему Узбекистану. Тем не менее еще многое предстоит обсудить и запланировать, когда школы и университеты вновь откроются и занятия возобновятся.

Профессор Ташкентского государственного юридического университета Фирюза Мухитдинова выделяет основные принципы дистанционного обу­чения:

- Ответственность. Каждый обучающийся с помощью дистанционного образования должен соблюдать дисцип­лину, за нарушение которой предусмотрена административная ответственность.

- Подконтрольность. Выполнение обязательств каждого объекта должно быть подконтрольным на предмет качества обучения.

- Модульность. Система дистанционного образования должна быть построена таким образом, чтобы иметь возможность развиваться и совершенствоваться. В основу программ закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина, освоенная обучающимся, адекватна по содержанию определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

- Свободный доступ. Право каждого учиться и получать образование.

Представительство ЮНЕСКО в Узбекистане приветствует принятые руководством нашей страны соответствующие решения по противодействию распространения коронавируса, а также меры Министерства народного образования по налаживанию дистанционного обучения для школьников. ЮНЕСКО подчеркнуто: коронавирус - не повод не учиться.

Для организации обучения дошкольников дома Министерство дошкольного образования при поддержке российской компании «Новый Диск» на весь период карантина предоставило бесплатный доступ к онлайн-курсу «Стань школьником с Робобориком!» Программа содержит интересные познавательные занятия по направлениям: окружающий мир; математика; речевое занятие, основы грамматики и чтения; ознакомление с музыкальным и изобразительным искусством. Каждая тема включает не более 12 заданий, их выполнение занимает 15-20 минут.

Что касается школьников, то их учеба завершилась полностью в дистанционном режиме. Кстати, проект Onlinе-maktab будет продолжен и на летних каникулах. На национальных телеканалах транслируются уроки английского языка, а также видеоконтент по современным профессиям и навыкам.

Министерство народного образования приняло решение не проводить в этом году итоговые и выпускные экзамены. Школам в качестве исключения рекомендуется выставить учащимся итоговые оценки, основываясь на оценках успеваемости за три четверти учебного года. При этом в школах, где была успешно внедрена система kundalik.com, рекомендуется принимать во внимание только положительные оценки успеваемости за четвертую четверть в качестве поощрения за старания учеников в период карантина.

По итогам 2019/2020 учебного года около 490 тысяч учащихся окончили 9-й класс и более 451,3 тысячи - 11-й. Часть выпускников продолжит обучение в учреждениях системы среднего специального, профессионального образования, которые заново создаются в стране начиная с этого учебного года. Выпускники 11-х классов будут поступать в вузы. Те, кто не будет охвачен высшим образованием, начнут трудовую деятельность.

Стоит отметить, что во время карантина дистанционное обучение охватило 500 тысяч студентов и 7 миллионов учащихся более 10 тысяч образовательных учреждений.

В связи с карантином итоговые экзамены и защита дипломных работ также пройдут дистанционно. В свою очередь вступительные испытания будут проводиться в специальных зданиях, рассчитанных максимум на 700 мест. При входе в помещения, которые будут дезинфицировать минимум четыре раза, у абитуриентов проверят температуру. Всем раздадут медицинские маски и перчатки. Одно из важных требований в условиях пандемии - соблюдение социальной дистанции. В связи с этим каждому поступающему будет выделено минимум три квадратных метра.

Стоит отметить, что абитуриенты не смогли качественно подготовиться к экзаменам в связи с карантином. Ранее планировалось внедрить с 2020 года проведение вступительных экзаменов в вузы по пяти предметам - трем обязательным и двум профильным. В виде исключения вступительные экзамены для 2020/2021 учебного года пройдут только по двум профильным предметам.

Теперь для поступления в вузы абитуриенты смогут пройти онлайн-регистрацию с 15 июня по 15 июля (включительно) через Единый портал интерактивных государственных услуг, официальный сайт Государственного центра тестирования, центры государственных услуг.

Экзамены будут проходить в три смены: первая - с 7.30, вторая - с 11.30, третья - с 15.30.

2 мая состоялся брифинг министра высшего и среднего специального образования Инома Маджидова, на котором он ответил на важные вопросы. В частности отметил, что защита диссертаций выпускников магистратуры будет осуществляться дистанционно через «Zoom» или другие онлайн-программы. Вместе с тем заявления о приеме в магистратуру принимаются в установленном порядке с 1 по 30 июля включительно. С 2020/2021 учебного года абитуриенты получат возможность подать заявку в электронном виде для поступления в магистратуру. В зависимости от карантинных мер вступительные экзамены могут проводиться в форме, установленной положением, или в форме тестов. Результаты вступительных экзаменов будут опубликованы на официальных сайтах определенных высших образовательных учреждений.

Также стоит отметить, что развитие дистанционного обучения невозможно без интернета. В связи с чем Президент Шавкат Мирзиёев 11 мая провел совещание по вопросам широкого внедрения цифровой экономики и электронного правительства. На нем обсуждены вопросы развития инфраструктуры информационных технологий. Согласно отчету Всемирного банка расширение сетей широкополосного доступа в интернет на 10 процентов может увеличить ВВП как минимум на один процент.

В этом году стоит задача увеличения охвата оптико-волоконной связью в системе дошкольного образования с 41 до 100 процентов, в системе народного образования - с 40 до 70, в здравоохранении - с 38 до 100. Благодаря этому многие села получат доступ в интернет. В связи с этим перед Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций поставлена задача обеспечить социальные объекты высокоскоростным доступом в интернет, довести до конца года охват высокоскоростного мобильного интернета до 90 процентов.

Налаживание эффективного дистанционного обучения - один из наиболее передовых методов современного образования. Важность развития цифровых технологий в Узбекистане, как это ни парадоксально, еще раз доказала пандемия.

Лина Мавлина.

Опубликовано в газете «Правда Востока» №126 от 16.06.20. 

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech