29 Ноябрь 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент -3,1 °C

Узбекистан - ШОС: во имя стабильности и прогресса

Ежегодно 15 июня отмечается как  «День Шанхайской организации сотрудничества».  В этом году исполняется 19 лет  с момента создания данной структуры.

ШОС - одна из самых молодых, но динамично развивающихся международных организаций. За прошедший период она совершила «стремительный рывок» с формата консультативного механизма до полноформатного межгосударственного объединения.

После своего расширения в 2017 году, когда в ряды организации были приняты две крупные азиатские державы - Индия и Пакистан, ШОС превратилась в крупнейшую региональную организацию в мире с универсальной повесткой дня. Сегодня она объединяет страны, на долю которых приходится почти половина населения мира (более  3 миллиардов человек), территории, составляющие более 60 процентов площади Евразии. В 2019 году совокупный ВВП стран ШОС составил более  20 процентов мирового ВВП.

Узбекистан стоял у истоков создания Шанхайской организации сотрудничества, вносил и продолжает вносить значительный вклад в ее поступательное развитие.

От «Шанхайской пятерки»  к полноформатному региональному сотрудничеству

На первом cаммите ШОС (Шанхай, 14-15 июня 2001 года) лидеры Казахстана, Китая, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана подписали Декларацию о создании Шанхайской организации сотрудничества.

Принятием данного документа ознаменовалась институциональная трансформация «Шанхайской пятерки» (Россия, КНР, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан), возникшей в 1990-х годах в целях укрепления мер доверия и взаимодействия в пограничных районах, в полноценную международную организацию с постоянно действующими рабочими органами. По сути на обширном евразийском пространстве была основана одна из крупнейших региональных организаций с колоссальным потенциалом сотрудничества в сфере обеспечения регио­нальной стабильности и без­опасности, а также в политической, экономической и культурно-­гуманитарной областях.

Вопросы обеспечения стабильности в Центральной Азии, борьба с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и иными видами угроз всегда занимали приоритетное значение на повестке дня ШОС, особенно в первые годы ее становления и развития. Шанхайская организация сыграла очень важную роль в консолидации усилий государств-членов в противодействии вызовам и угрозам региональной безопасности, выработке общих подходов к борьбе с «тремя злами». Достижению этой цели во многом способствовало создание и успешная деятельность Региональной антитеррористической структуры (РАТС) со штаб-квартирой в городе Ташкенте.

По мере развития ШОС повестка дня ежегодных саммитов постепенно изменялась в сторону расширения - от вопросов укрепления безопасности к приоритетам, затрагивающим всестороннее развитие сотрудничества в разных областях: политика, безопасность, дипломатия, внешняя торговля, экономика, туризм, транспорт, наука, образование и культурно-гуманитарное взаимодействие.

Сегодня в системе ШОС действуют около 30 уставных органов ШОС на уровне глав государств и правительств, руководителей профильных минис­терств и ведомств и около 40 рабочих экспертных механизмов многостороннего взаимодействия. Создана солидная международная нормативно-правовая база, состоящая более чем из 1350 документов.

Значительно вырос международный авторитет Организации, чему также способствуют институты стран-наблюдателей (Афганистан, Беларусь, Иран и Монголия) и партнеров по диалогу (Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка). Сегодня ШОС поддерживает партнерские связи с десятком международных организаций, в том числе ООН, АСЕАН, СНГ и другими.

Вклад Узбекистана  в развитие ШОС

Усилия Ташкента всегда были направлены на расширение многостороннего сотрудничества и воплощение в жизнь фундаментальных принципов «шанхайского духа» - взаимодоверия, взаимных консультаций, взаимного уважения многообразия культур и стремления к совместному развитию.

Наша страна всегда направляла свои усилия в рамках организации не только для расширения сотрудничества государств-членов по различным направлениям, но и для укрепления ее нормативно-правовой и институциональной базы.

В ходе первого председательства Узбекистана в ШОС в 2003-2004 годах был создан механизм Встречи секретарей советов безопасности, определен порядок пребывания Исполнительного комитета РАТС в Ташкенте, принято Положение о статусе наблюдателя при организации. Именно в этот период Пакистан, Индия, Иран и Монголия получили статус наблюдателя при ШОС.

Во время второго председательства нашей страны в 2009-2010 годах деятельность ШОС вышла на новый уровень. В апреле 2010 года подписана Совместная декларация о сотрудничестве между Секретариатами ШОС и ООН, утверждены Правила процедуры ШОС и Положение о приеме новых членов, которые являются важными документами в регулировании процедурных вопросов внутри организации.

Саммит ШОС в Ташкенте 23-24 июня 2016 года, совпавший с ее 15-летним юбилеем, по достигнутым впечатляющим результатам и отличительным особенностям стал поистине историческим событием. Подписанием по итогам Ташкентского саммита Меморандумов об обязательствах Республики Индии и Исламской Республики Пакистан в целях получения статуса государства-члена была завершена комплексная подготовительная работа по запуску процесса расширения ШОС. 

Новый этап сотрудничества Узбекистана и ШОС: конструктивизм, прагматизм  и инициативность

Инициативность и приверженность Ташкента к дальнейшему развитию многопрофильного практического сотрудничества находят свое подтверждение в период вступления ШОС в новый этап развития в формате «восьмерки», то есть после вступления Индии и Пакистана в 2017 году.

На саммитах ШОС в городах Астане (2017 г.), Циндао (2018 г.) и Бишкеке (2019 г.) Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев выступил с рядом новых важных инициатив, направленных на раскрытие транспортно-транзитного  потенциала Центральной Азии и всего пространства ШОС, укрепление взаимодействия в сфере туризма, инновационного развития, поддержку молодого поколения, движение народной дипломатии как эффективного инструмента укрепления дружбы и взаимопонимания между народами, а также дальнейшее усиление сотрудничества по обеспечению региональной безопасности.

Активизация участия Ташкента в работе ШОС способствовала возобновлению деятельности Контактной группы «ШОС-Афганистан». По предложению Узбекистана в рамках организации были открыты новые платформы сотрудничества - Центр народной дипломатии ШОС в Узбекистане, механизм Встречи руководителей железнодорожных администраций, Международный университет туризма «Шелковый путь» в Самарканде, приняты Совместное обращение глав государств-членов ШОС к молодежи и Программа действий по реализации его положений, «дорожная карта» по сотрудничеству между научно-исследовательскими учреждениями государств-членов, Программа о межрегиональном сотрудничестве, Концепция сотрудничества в сфере цифровизации и информационно-коммуникационных технологий, Концепция взаимодействия железнодорожных администраций (железных дорог) государств-членов ШОС.

И сегодня наша страна выступает за продвижение новых перспективных направлений, призванных содействовать углублению прагматичного и долгосрочного сотрудничества между государствами-членами, которые позволили бы полностью раскрыть колоссальный потенциал развития обширного «ШОСовского пространства».

Так, в настоящее время совместно с партнерами по ШОС узбекская сторона активно участвует в разработке Стратегии сотрудничества государств-членов по развитию, взаимосвязанности, эффективных экономических и транспортных коридоров, Концепции взаимодействия государств-членов в области «умного» сельского хозяйства и внедрения агроинноваций, Программы «Зелёного пояса» в целях широкого внедрения современных ресурсосберегающих и экологически чистых технологий, Программы взаимодействия по вопросам обеспечения кибербезопасности.

Как и многие другие международные структуры, в эти дни ШОС сталкивается определенными вызовами. Среди них - способность адаптации к фундаментальным изменениям, происходящим в ареале ее ответственности и мире в целом. Разумеется, пандемия также окажет определенное воздействие на формирование ее будущей повестки.

В этих условиях важно продолжать наполнять деятельность «Шанхайской восьмерки» новым содержанием, расширять ее повестку за счет таких перспективных направлений, как создание транспортно-­транзитных коридоров, инновационное и цифровое развитие, поиск новых точек экономического роста, консолидация усилий государств-членов в борьбе с климатическими и экологическими угрозами.

Рахматулла Нуримбетов.
Национальный координатор Узбекистана по делам ШОС.

Опубликовано в газете «Правда Востока» №125 от 13.06.20. 

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech